Дело № 2а-603/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2019 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Стеблевой И.Б.,
при секретаре Дмитриевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области к ВВ о взыскании пени по транспортному налогу,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Смоленской области (далее – МИФНС № 6 по Смоленской области), обратилась в суд с административным иском к ВВ о взыскании задолженности по пени по транспортному на сумму 11601 рубль 93 копейки, в обоснование указав, что административный ответчик, являясь собственником транспортных средств: <данные изъяты>, не выполнил установленную законом обязанность по уплате соответствующих налоговых платежей в установленный срок, в связи с чем образовалась задолженность по транспортному налогу в размере 46241 рубль, в соответствии со ст. 75 НК РФ была начислена пени в сумме 11 601 рубль 93 копейки. В адрес ответчика направлялись налоговое уведомление, а в последующем требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа от <дата> № <номер>. Данное требование налогового органа оставлено без удовлетворения.
Представитель Межрайонной ИФНС № 6 по Смоленской области ОВ действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснив, что заявленная в иске к взысканию задолженность по пени образовалась с <дата>. Задолженность по налогу <дата> и пени взысканы в судебном порядке. Образовавшиеся недоимка по транспортному налогу была списана налоговым органом <дата>, однако задолженность по пени по каким-то причинам не списалась, в связи с чем заявлены указанные требования.
Административный ответчик ВВ судебном заседании исковые требования не признал, факт наличия в собственности указанных в иске транспортных средств не оспаривал.
Суд, заслушав объяснение сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (п.2 указанной выше статьи).
При этом, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно ст.ст.14, 356-358, 360 НК РФ, ст.<адрес> от <дата> № <номер>-з «О транспортном налоге» транспортный налог является региональным налогом, который устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, к числу которых относятся, в частности, автомобили. Налоговым периодом признается календарный год. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения транспортных средств. По истечении налогового периода налогоплательщики-физические лица уплачивают сумму налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Исходя из положений ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно положениям ст.ст. 48, 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой меры как взыскание пени.
Таким образом, по общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
На основании пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В судебном заседании установлено, что ВВ является налогоплательщиком, ему присвоен идентификационный номер налогоплательщика № <номер>.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и ответчиком не оспаривается, что на имя указанного лица по состоянию на <дата> зарегистрированы транспортные средства <данные изъяты>
Исходя из указанного, ответчик является плательщиком транспортного налога.
Из материалов дела следует, что налоговым органом направлено в адрес ВВ налоговое уведомление № <номер> от <дата> об уплате транспортного налога <дата> на общую сумму 46241 рубль не позднее <дата>. В дальнейшем направлено требование № <номер>, согласно которого ВВ предложено оплатить в срок не позднее <дата> недоимку по транспортному налогу в размере 41954 рубля, а также пени в размере 37 587 рублей 78 копеек.
Из представленного расчета усматривается, что задолженность по пени в сумме 11601 рубль 93 копейки образовалась на 2015 год в связи с неуплатой транспортного налога с <дата>
Из пояснений представителя административного истца следует, что <дата> налоговым органом произведено списание недоимки образовавшейся у административного ответчика, однако списание пени начисленной на недоимку не произошло, в связи с чем заявлены требования.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от <дата> N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с <дата> установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на <дата>, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от <дата> N 436-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
Учитывая, что заявленная ко взысканию задолженность по пени образовалась в связи с начисленным на недоимку, которая признана безнадежной ко взысканию и была списана налоговым органом <дата>, суд приходит к выводу, что заявленная недоимка по пени в силу закона признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области к ВВ о взыскании пени по транспортному налогу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.Б. Стеблева