Решение по делу № 8Г-17101/2023 [88-17851/2023] от 04.09.2023

УИД 45RS0026-01-2022-009887-41

Дело № 88-17851/2023

мотивированное определение

изготовлено 19 октября 2023 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск                        12 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего    Давыдовой Т.И.,

судей                    Зеленовой Е.Ф., Руновой Т.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                          №2-8681/2022 по иску прокурора Каргапольского района в интересах Буевич Анны Алексеевны к Департаменту здравоохранения Курганской области о возложении обязанности медицинскими изделиями, о взыскании компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Буевич Анны Алексеевны на решение Курганского городского суда Курганской области от 08 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 25 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения Буевич А.А., ее представителя Лоскутова А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора пятого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павловой О.А., указавшей на отсутствие оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Каргапольского района Курганской области, действующий в интересах Буевич А.А., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Курганской области о возложении обязанности обеспечивать Буевич А.А. бесплатно по медицинским показаниям расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronik MiniMed 640G: сенсорными мониторами круглосуточного мониторирования инсулиновой помпы Medtronic MiniMed 640G в количестве 5 шт. в месяц; резервуарами для инсулиновой помпы Medtronic MiniMed 640G в количестве 10 шт. в месяц; инфузионными наборами для инсулиновой помпы Medtronic MiniMed 640G в количестве 10 шт. в месяц; взыскать в пользу Буевич А.А. компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.

В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру района поступила жалоба Буевич А.А., имеющей статус «ребенок-инвалид» <данные изъяты> с осложнениями: <данные изъяты>, и состоящей на диспансерном учете с диагнозом <данные изъяты> в ГБУ «Каргапольская ЦРБ им. Н.А. Рокиной» на необеспечение ее расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronik MiniMed 640G. В период с 28 октября 2021 года по 03 ноября 2021 года Буевич А.А. находилась на лечении в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации», где в связи с мотивированностью пациентки на использование помповой инсулинотерапии, снижением качества жизни в связи с необходимостью частых инъекций инсулина за счет средств бюджета по программе «высокотехнологическая медицинская помощь» ей была установлена инсулиновая помпа Medtronik MiniMed 640G. Врачебной комиссией (протокол № 2047 от 30 ноября 2021 года) принято решение обеспечить пациента расходными материалами, а именно: инфузионными наборами 10 штук в месяц, резервуарами 10 штук в месяц, сенсорными мониторами круглосуточного мониторирования 5 штук в месяц. При этом до настоящего времени Буевич А.А. расходными материалами к инсулиновой помпе не обеспечена, что не дает ей возможности пользоваться данным устройством и влияет на качество жизни. Отказ в обеспечении Буевич А.А. расходными материалами к инсулиновой помпе, фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Вследствие бездействия Департамента здравоохранения Курганской области Буевич А.А., имея целый ряд хронических заболеваний, опасалась, что не получая своевременно необходимые лекарственные средства, ее состояние здоровья может резко ухудшиться, в связи с чем испытывала нравственные страдания.

Решением Курганского городского суда Курганской области от 08 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 25 апреля 2023 года, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Буевич А.А. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на их незаконность. Выражает несогласие с выводами судов об отсутствии у неё медицинских показаний для непрерывного мониторирования уровня глюкозы в крови, о получении ею всей необходимой медицинской помощи.

В представленных на кассационную жалобу возражениях представитель Департамента здравоохранения Курганской области, просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.

Представители ответчика Департамента здравоохранения Курганской области, третьих лиц Государственного казенного учреждения «Каргапольския центральная районная больница имени Н.А. Рокиной», Государственного казенного учреждения «Медицинский информационно-аналитический центр в Курганской области», третье лицо Мирошникова О.Д. в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с части 3 статьи 167, части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Буевич А.А., <данные изъяты>, страдает <данные изъяты> с декабря 2018 года, 14 января 2019 года ей повторно установлена третья группа инвалидности по категории «ребенок-инвалид».

Буевич А.А. состояла на диспансерном учете в ГБУ «Каргапольская ЦРБ им. Н.А. Рокиной» с диагнозом: <данные изъяты>

21 октября 2021 года с учетом имеющегося диагноза Буевич А.А. направлена в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» для обследования.

В период с 02 ноября 2021 года по 03 ноября 2021 года Буевич А.А. находилась на стационарном лечении в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии», где ей в порядке оказания высокотехнологической медицинской помощи за счет средств федерального бюджета была установлена инсулиновая помпа Medtronic MiniMed 640G. При выписке из медицинского центра Буевич А.А. даны рекомендации, в том числе по использованию инсулиновой помпы Medtronic MiniMed 640G, указаны расходные материалы к инсулиновой помпе: 1) инфузионные наборы: устройство для инфузии MiniMed Quick-set MMT-399 (6мм/60см) – не менее 10 шт. в месяц; устройство для инфузий Sure-T MMT-864 (6мм/60см) – не менее 15 шт. в месяц; 2) резервуары для Медтроник ММТ-332а (3 мл), катетеры ММТ-399/397 (6/9 мм) - 10 шт. в месяц, резервуары ММТ-332а (3 мл) - 10 - не менее 10 шт. в месяц.

В рекомендациях в числе прочего указан самоконтроль гликемии не менее 6 раз в день, ведение дневника самоконтроля.

Решением врачебной комиссии протокол № 2047 от 30 ноября 2021 года Буевич А.А. назначено обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе: инфузионные наборы № 10 в месяц, резервуары № 10 в месяц, сенсор круглосуточного мониторирования № 5 в месяц.

С 2021 года по 10 мая 2022 года Буевич А.А. наблюдалась в детской поликлинике Каргапольской центральной районной больницы с диагнозом: <данные изъяты>. За наблюдаемый период пациентка регулярно наблюдалась педиатром, производилась выписка препаратов инсулина в полном объеме, ежемесячно.

По достижении совершеннолетия в мае 2022 года Буевич А.А. была передана во взрослую поликлинику.

22 июля 2022 года проведена врачебная комиссия ГБУ «Курганская областная клиническая больница» по результатам которой определена нуждаемость Буевич А.А. в ежедневном самоконтроле на глюкометре 5-6 раз в день, в предоставлении расходных материалов к помпе: инфузионный набор «Quick-set Paradigm» ММТ-399 6 мм №10 - 1 упаковка в месяц, резервуар «Medtronic» 3 мл для инсулина № 10 - 1 упаковка в месяц и тест-полосках 150 шт./1 мес.

Решение об обеспечении Буевич А.А. сенсором для непрерывного мониторирования уровня глюкозы врачебной комиссией не принималось, нуждаемость по медицинским показаниям не установлена.

В соответствии с представленными отчетами отпущенных препаратов, Буевич А.А. обеспечивается бесплатно по рецепту врача инсулином глулизин «Апидра СолоСтар», раствором для подкожного введения 100 ЕД/мл (шприц-ручка СолоСтар), инсулином аспарат Фиасп, раствором для подкожного и внутривенного введения 100 ЕД/мл (картридж в шприц-ручке ФлексТач), тест-полосками «Контур плюс», иглами инсулиновыми, инфузионными наборами и резервуарами к инсулиновой помпе.

Буевич А.А. обратилась в прокуратуру Каргапольского района с жалобой на необеспечение ее расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronik MiniMed 640G, а именно, сенсорными мониторами круглосуточного мониторирования.

Из информационного письма общества с ограниченной ответственностью «Медтроник» от 30 августа 2022 года № В8-428 следует, что медицинское изделие «Помпа инсулиновая MiniMed 640G, с принадлежностями» является самостоятельным медицинским изделием, предназначенным для подкожного введения инсулина и для непрерывного мониторирования глюкозы в крови в режиме реального времени. Для обеспечения подкожного введения инсулина с помощью помпы необходимы следующие совместимые медицинские изделия: «Резервуар для помпы инсулиновой MiniMed в наборе»; «Инфузионный набор к помпе инсулиновой MiniMed». Без медицинского изделия «Сенсор для мониторирования глюкозы Enlite с принадлежностями» помпа будет работать исключительно в режиме подачи инсулина и пользователь не будет иметь доступ к данным об уровне глюкозы в крови и не будет получать предупреждающие сигналы тревоги о низком или высоком уровне глюкозы в крови.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 года № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», оценив представленные в материалы дела доказательств, установил, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Буевич А.А. обеспечивается всеми медицинскими изделиями для проведения инсулиновой терапии, нуждаемость в которых установлена врачебной комиссией ГБУ «Курганская областная клиническая больница»; сенсор для системы непрерывного мониторинга глюкозы в Перечень медицинских изделий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, не включен; нуждаемость Буевич А.А. в обеспечении сенсорными мониторами круглосуточного мониторирования решением врачебной комиссии ГБУ «Курганская областная клиническая больница» от 22 июля 2022 года не подтверждена.

Проверяя законность и обоснованность принятого решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отметив, что право Буевич А.А. на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированное законом, не нарушено, работа инсулиновой помпы MiniMed 640G возможна без использования функции непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени, показаний к непрерывному мониторированию глюкозы у Буевич А.А. не имеется, решение о нуждаемости истца по жизненным показаниям в непрерывном мониторировании при помощи сенсора для мониторирования глюкозы врачебной комиссией не принималось.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы кассационной жалобы Буевич А.А. о её нуждаемости в использовании системы непрерывного мониторирования с использованием сенсорных мониторов круглосуточного мониторирования, которыми она должна обеспечиваться в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, являлись предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) E10 - E14).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 год № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены в том числе инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. В эти перечни медицинские изделия - сенсорные мониторы круглосуточного мониторирования инсулиновой помпы Medtronic MiniMed 640G не включены.

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299 (далее - Программа государственных гарантий; Программа).

Программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при болезнях эндокринной системы.

Согласно разделу V Программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи на территории Курганской области и в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" постановлением правительства Курганской области от 29 декабря 2021 года № 466 была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Курганской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, действовавшая на дату вынесения (22 июля 2022 года) врачебной комиссией ГБУ «Курганская областная клиническая больница» в отношении Буевич А.А. решения о её нуждаемости в расходных материалах к инсулиновой помпе.

Названная программа, как и Программа государственных гарантий, предусматривает бесплатное оказание гражданам медицинской помощи, в том числе при болезнях эндокринной системы (раздел III Территориальной программы Курганской области), и обеспечение за счет бюджетных ассигнований областного бюджета лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (раздел V Территориальной программы).

Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированный в объеме не менее объема, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях, приведен в приложении 3 к Программе.

Территориальная программ Курганской области по состоянию на 22 июля 2022 года не предусматривала бесплатное оказание гражданам медицинской помощи в виде предоставления медицинских изделий системы непрерывного мониторирования глюкозы.

Постановлением Правительства Курганской области от 11 августа 2022 года № 263 внесены изменения в постановление Правительства Курганской области от 29 декабря 2021 года № 466, в соответствии с которыми система непрерывного мониторирования глюкозы назначается по решению врачебной комиссии медицинской организации третьего уровня, подведомственной Департаменту здравоохранения Курганской области.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В стандарте специализированной медицинской помощи взрослым при тяжелой гипогликемии при сахарном диабете 1 типа (приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 октября 2020 года № 1053н) в качестве медицинской услуги для диагностики заболевания, состояния предусмотрено в том числе исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.

В части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание в том числе инвалидам, страдающим заболеванием «сахарный диабет» (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий. Если такому гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям рекомендовано использование определенного медицинского изделия (в настоящем деле - сенсорный монитор круглосуточного мониторирования инсулиновой помпы Medtronic MiniMed 640G), то предоставление ему этого медицинского изделия должно осуществляться бесплатно.

При разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций приведенные нормативные положения к спорным отношениям, связанным с обеспечением Буевич А.А., являющейся инвалидом по заболеванию «сахарный диабет» медицинским изделием применены правильно. Поскольку врачебной комиссией решение о назначении Буевич А.А. по медицинским показаниям медицинским изделием – сенсорный монитор круглосуточного мониторирования инсулиновой помпы по жизненным показаниям не принималось, оснований для возложения на Департамент здравоохранения Курганской области обязанности по обеспечению истца сенсорным монитором круглосуточного мониторирования не имелось.

В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 08 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Буевич Анны Алексеевны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-17101/2023 [88-17851/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Буевич Анна Алексеевна
Прокуратура Курганской области
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г.Челябинске) апелляционно -кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Прокурор Каргапольского района в интересах Буевич Анны Алексеевны
Ответчики
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Другие
Государственное казенное учреждение Медицинский информационно-аналитический центр в Курганской области
Мирошникова Ольга Дмитриевна
Государственное бюджетное учреждение Каргапольская ЦРБ им Н.А. Рокиной
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зеленова Елена Федоровна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
12.10.2023Судебное заседание
12.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее