В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-3294/2019
Строка № 075г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Воронеж 07 мая 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Глазовой Н.В.
судей Кожевниковой А.Б., Квасовой О.А.
при секретаре Бронякиной А.А.
с участием адвоката Глевского С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б.
гражданское дело по иску Зернюкова Александра Петровича к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Лискинскому району Воронежской области о включении периода работы в специальный стаж в связи с особыми условиями труда,
по апелляционной жалобе Зернюкова Александра Петровича,
на решение Лискинского районного суда Воронежской области от 28.02.2019 года
(судья Резниченко И.А.)
У С Т А Н О В И Л А:
ЗернюковА.П. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Лискинскому району Воронежской области о включении периода работы в специальный стаж в связи с особыми условиями труда, в обоснование указал, что 31.10.2018 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости. Однако решением от 16.01.2019 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как по подсчетам ответчика его специальный стаж составляет 12 лет 5 месяцев 3 дня. Полагает, что ответчик незаконно исключил из специального стажа периоды работы: с 01.01.1991 года по 01.01.1993 года - отбывание наказания в виде исправительных работ без лишения свободы, так как он в указанный период работал монтером пути и искусственных сооружений на участке магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте в Россошанской дистанции пути Юго-Восточной железной дороги. Кроме того, ответчик незаконно не включил в специальный стаж период его службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 27 октября 1980 года по 18 декабря 1982 года.
Просил суд: признать его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента обращения, то есть с 03.10.2018года.Обязать ГУУПФ РФ по Лискинскому району Воронежской области включить в специальный стаж спорные периоды с 22.07.1992 года по 01.01.1993 года - отбывание наказания в виде исправительных работ без лишения свободы, работающего в качестве монтера пути, занятого на текущем содержании и ремонту пути и искусственных сооружений на участке магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте в Россошанской дистанции пути Юго Восточной железной дороги и с 27 октября 1980 года по 18 декабря 1982 года, период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР(л.д. 6-7).
Решением Лискинского районного суда Воронежской области от 28.02.2019 годав удовлетворенииисковых требованийЗернюковаА.П. отказано (л.д. 47-49).
На данное решение суда ЗернюковымА.П. была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности, принятого с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме (л.д. 53-54).
В судебное заседание явились: стороны.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации, право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях»№ 400-ФЗот 28.12.2013 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочно страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года№ 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»- для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после01.01.1992 года.
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно Списка № 2 от 22.08.1956 года, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года 1173 Списка от 26 января 1991 года, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, такая должность, как монтер пути, занятый на текущем содержание, ремонте пути и искусственных сооружений на участке магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов не была предусмотрена.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 года № 272 утвержден Список рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
В данный список включены монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. У работников данных профессий при наличии необходимого специального стажа (12 лет 6 мес.) возникает право на льготное пенсионное обеспечение по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением ГУ ПФ РФ по Лискинскому району от 16.01.2019 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как по подсчетам ответчика его специальный стаж составляет 12 лет 5 месяцев 3 дня. Периоды работы Зернюкову А.П. с 01.01.1991 года по 01.01.1993 года - отбывание наказания в виде исправительных работ без лишения свободы и с 27 октября 1980 года по 18 декабря 1982 года, период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР не включены в стаж на соответствующих видах работ.
Из материалов дела следует, что с 01.01.1991 года по 01.01.1993 года Зернюков А.П. отбывал наказание в виде исправительных работ без лишения свободы.
Разрешая вопрос о включении периода с 22.07.1992 года по 01.01.1993 годав специальный стаж работы, районный суд обоснованно руководствовался положениями Уголовного кодекса РСФСР и Исправительно-трудового кодекса РСФСР.
Судом правильно применены нормы материального права, регламентирующие правоотношения сторон по поводу определения стажа работы в т.ч. дающего право на досрочное назначение пенсии. Спорный период истец отбывал наказание в виде исправительных работ по приговору суда.
Наказание в виде исправительных работ до вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливалось Уголовным кодексом РСФСР (статья 27) и отбывалось осужденными, как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведавшими исполнением данного вида наказания, в порядке, определяемом Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.
По общему правилу, которое устанавливалось статьей 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке.
Однако при условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда в порядке, который устанавливался статьей 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 года № 2988-1 «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»часть 4 статьи 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР изложена в новой редакции, согласно которой время отбывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж.
Поскольку ни сам Закон Российской Федерации от 12 июня 1992 года№ 2988-1, ни Постановление Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие указанного Закона Российской Федерации, не содержат указаний о придании Закону обратной силы, время отбывания исправительных работ без лишения свободы подлежит включению в общий трудовой стаж осужденного в том случае, когда этот период работы имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года№ 2988-1, а именно, после 21 июля 1992 года - даты официального опубликования настоящего Закона.
При указанных обстоятельствах у ответчика отсутствовали правовые основания для включения истцу в стаж периода отбывания наказание в виде исправительных работ с 01.01.1991 года по 01.01.1993 года.
Судебная коллегия отмечает, что исходя из смысла исковых требований о назначении пенсии в порядке пп. 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовое значение имеет включение периода отбывания наказания в виде исправительно-трудовых работ именно в специальный стаж, поскольку общий стаж для назначения пенсии у истца имеется.
Между тем, по смыслу ст. 94ИТК РСФСР (в редакции, действовавшей на момент отбывания наказания истцом), время отбывания исправительных работ без лишения свободы в стаж, дающий право на получение льгот, не включалось.
Данное положение осталось прежним и после внесения в 1992 году изменений в данную статью.
К тому же, согласно справки, уточняющей особый характер работы №51 от 27.09.2018 года (л.д. 17), работодатель исключил период работы истца с 01.01.1991 года по 01.01.1993 года из специального стажа.
Отказывая в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода с 27.10.1980года по 18.12.1982года в качестве военнослужащего, проходящего военную службу по призыву суд исходил из следующего.
Согласно подпункту «к» пункта 109 Постановления Совмина СССР от 30 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке начисления и выплаты государственных пенсий», кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (пункт 109 Постановления Совмина СССР от 30 августа 1972 года № 590).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом, по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и работавшим на работах с тяжелыми условиями труда до 01 января 1992 года, а также женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью до 01 марта 1992 года, применяются положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (подпункт "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Таким образом, положения подпункта "к" пункта 109, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, могут применяться лишь к лицам, работавшим во вредных и в тяжелых условиях труда до 01 января 1992 года, а также к женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью до 01 марта 1992 года.
На основании изложенного учитывая то обстоятельство, что Зернюков А.П.обратился к ответчику с заявлением о включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии с 27.10.1980 года по 18.12.1982 года, как работы в должности монтера пути на железнодорожном транспорте и назначении пенсии на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", оснований для включения указанного периода в специальный стаж истца на основании подпункта "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий у суда не имелось, поскольку должность монтера пути предусмотрена отдельным Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272.
Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 для учета периодов работ до 01 января 1992 года и Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» должность монтера пути не поименована в настоящее время и не была поименована ранее.
Таким образом, поскольку спорному периоду службы истца в армии не предшествовали и за ним не следовали периоды работы в тяжелых условиях труда в должностях, предусмотренных указанными выше Списками № 2, суд первой инстанции обоснованно отказал во включении в специальный стаж ЗернюковыА.П. периода с 27.10.1980 года по 18.12.1982 года.
Таким образом, с учетом отказа в удовлетворении требований о включении указанных периодов в специальный стаж, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая была изложена в суде первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для изменения или отмены оспариваемого судебного решения.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения оспариваемого решения не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Лискинского районного суда Воронежской области от 28.02.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зернюкова Александра Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: