Дело №33-524/2024 (в суде первой инстанции №2-4408/2023)
УИД: 27RS0007-01-2023-004539-98
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
2 февраля 2024 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Дорожко С.И.,
судей Клименко Е.Г., Тарасовой А.А.,
при секретаре Быстрецкой А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андреева В.А, к администрации г.Комсомольска-на-Амуре, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Андреева В.А, на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 31 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Клименко Е.Г., пояснения Андреева В.А., представителя администрации г. Комсомольска-на-Амуре и Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре – Трубниковой И.В., участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, представителя Министерства строительства Хабаровского края – Сахаровской Т.А.,
установила:
Андреев В.А. обратился в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности повторно рассмотреть его заявление о выдаче сертификата на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, поскольку не был разрешен вопрос о его внеочередном праве на получение сертификата в связи с наличием у него тяжелого хронического заболевания, включенного в перечень, утверждённый приказом Министерства здравоохранения РФ №991н от 30 ноября 2012 года, а также приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 года № 987н.
Просил возложить на Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре обязанность повторно рассмотреть его заявление и внести изменение в постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре №1611-па от 02 августа 2023 года «О постановке на учет граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с пересечением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в части предоставления ему внеочередного права на получение выплаты, предоставить право на дополнительную жилую площадь.
Определением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 31 октября 2023 года от 18 сентября 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Комсомольска-на-Амуре, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства Хабаровского края.
В апелляционной жалобе Андреев В.А. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. В обосновании доводов жалобы указал, что суду необходимо было разрешить требование по предоставлению социальной выплаты в отношении Министерства строительства Хабаровского края как к ответчику по делу. Также судом не учтено, что он состоит в очереди на получение выплаты для приобретения жилья более девяти лет, учитывая, что он является инвалидом 3 группы с детства. Не разрешен судом вопрос о наличии у него права на получение выплаты вне очереди, в связи с невозможностью проживания с ним других лиц, в одной квартире.
В письменных возражениях представитель администрация г. Комсомольска-на-Амуре, Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре – Трубникова И.В., представитель Министерства строительства Хабаровского края – Сахаровская Т.А. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Андреева В.А. – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Андреев В.А. доводы апелляционной жалобы подержал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Комсомольска-на-Амуре и Управления жилищно-Коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре – Трубникова И.В. выразила согласие с решением суда, поддержав доводы письменных возражений на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства строительства Хабаровского края – Сахаровская Т.А. выразила согласие с решением суда первой инстанции, поддержав доводы письменных возражений.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Хабаровского краевого суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01 апреля 2010 года Андрееву В.А. установлена 3 группы инвалидности (инвалидность с детства).
26 июля 2023 года Андреев В.А. обратился в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в Приморском крае.
Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре №1611-па от 02 августа 2023 года Андреев В.А. поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с пересечением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категорию «Инвалиды» по дате подачи заявления от 26 июля 2023 года, о чем Андрееву В.А. направлено уведомление №4-12/305 от 03 августа 2023 года, присвоен регистрационный номер 580.
На основании заявления от 15 августа 2023 года Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре №1772-па от 23 августа 2023 года Андреев В.А. признан участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, о чем Андрееву В.А. направлено уведомление №4-12/324 от 24 августа 2023 года.
Согласно заключению врачебной комиссии КГУЗ «Психиатрическая больница» №6276 от 05 сентября 2023 года, Андреев В.А. подпадает под действие Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 года № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилу площадь».
Согласно заключению врачебной комиссии поликлиники №1 КГБУЗ «Городская больница имени М.И. Шевчук» Андрееву В.А. установлен диагноз G40.9, сопутствующий F0708. Подпадает под действие приказа Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 года № 987н.
Оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», п. п. 2, 3, 12 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879, ст. 3 Закона Хабаровского края от 26 октября 2005 года №306 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета и жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 6 марта 2009 года №32-па "Об организации осуществления государственных полномочий Хабаровского края по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", суд первой инстанции исходил из того, что включение Андреева В.А. в общий список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с присвоением регистрационного номера 580 произведено в установленном порядке. Право Андреева В.А. на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья как гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ответчиками не оспаривается. Поскольку ответчиками не было совершено каких-либо действий, нарушающих права и законные интересы Андреева В.А. в выдаче государственного жилищного сертификата, требования истца направлены не на восстановление нарушенного права, а на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части внеочередного права на получение сертификата.
Отклоняя доводы Андреева В.А. о внеочередном праве на получение социальных выплат, суд указал, что приведенными нормами права закреплен строгий и определенный порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также очередность предоставления социальной выплаты для каждой категории граждан, определяемой в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, в связи с чем установленный Андрееву В.А. порядковый номер не нарушает его прав на получение социальных выплат.
Руководствуясь ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», учитывая, что размер жилищной субсидии рассчитывается исходя их нормативов общей площади жилого помещения, установленных ст.5 указанного Федерального закона, а при наличии оснований с учетом дополнительной жилой площади при выдаче государственного жилищного сертификата, а поскольку очередность истца на получение государственного жилищного сертификата не наступила, государственный жилищный сертификат на получение и использование жилищных субсидий им не получен, указав на преждевременность заявленных требований, отсутствие доказательств нарушения права истца на получение жилищной субсидии в связи с неверным расчетом, в том числе без учета дополнительной жилой площади, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Доводы Андреева В.А. о том, что он имеет право на внеочередное право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с наличие у него заболеваний, включенных в перечень утвержденный приказами Министерства здравоохранения РФ №991н от 30 ноября 2012 года, а также № 987н от 29 ноября 2012 года, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Согласно ст. 1 Закона №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В соответствии со ст.2 Закона №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно статье 4 Федерального закона N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее - Правила), которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно п. 7 Правил из числа граждан - участников процессных мероприятий, указанных в подпунктах "а", "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в первоочередном порядке - гражданам, указанным в абзацах девятом и двенадцатом подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, Андреев В.А. с 26.07.2023 состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории граждан «Инвалиды» по дате подаче заявления.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы, обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для внеочередного предоставления истцу сертификата в порядке Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 21.03.2006 N 153 (указаны в пункте 7 Правил), материалы дела не содержат.
Доводы жалобы со ссылкой на наличие у истца заболеваний, дающих право ему на внеочередное предоставление жилья, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на наличие у Андреева В.А. права на дополнительную площадь, при том, что очередь истца на получение государственного жилищного сертификата не наступила, государственный жилищный сертификат не получен, доказательств нарушения прав истца материалы дела не содержат, основанием для отмены решения суда не являются.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Право определения круга ответчиков и предъявления к ним исковых требований принадлежит истцу (ст. ст. 131, 39, 40 ГПК РФ), суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
Основания для применения положений абз. 2 ч. 3 ст. 40 ГПК РФ у суда отсутствовали, ходатайств о привлечении Министерства строительства Хабаровского края в качестве ответчика материалы дела не содержат, судом заявленные Андреевым В.А. требования рассмотрены в рамках, определенных истцом.
При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, по существу принятого при правильном определении имеющих значение для дела обстоятельств, правильного применения норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Нарушения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 31 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Андреева В.А, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: