В окончательном виде изготовлено 22.02.2023 года
78RS0023-01-2022-003951-14
Дело № 2-153/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2023 года Санкт-Петербург
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в лице председательствующего судьи Маковеева Т.В., при помощнике судьи Звягинцевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> Санкт-Петербурга об оспаривании решения ответчика, признании права и уважительности причин пропуска срока, на получение единовременной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 первоначально обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> Санкт-Петербурга об оспаривании решения, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Санкт-Петербурга (далее по тексту - ответчик) было вынесено решение № об отказе ФИО1 (далее по тексту - истец), работающей в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес> и <адрес>» в должности врача хирурга хирургического отделения клинического госпиталя МСЧ, в предоставлении единовременной выплаты на том основании, что заболела новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) ДД.ММ.ГГГГ, а назначение единовременной выплаты работникам государственных медицинских организаций, пострадавшим в 2020 году, Порядком утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № не предусмотрено. Истец полагает принятое ответчиком решение незаконным, противоречащий действующему законодательству Российской Федерации, поскольку за лицами, указанными в п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № от ДД.ММ.ГГГГ, заболевшими коронавирусной инфекцией в 2020 году (дата начала заболевания до ДД.ММ.ГГГГ), и членам семьи таких лиц, которые не получили до ДД.ММ.ГГГГ единовременные выплаты, в 2021 году сохраняется право на обращение за получением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным документом и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № от ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичная норма содержится и в п.7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что за лицами, указанными в пункте 1.1 указанного постановления, заболевшими коронавирусной инфекцией в 2021 году (дата начала заболевания до ДД.ММ.ГГГГ), и членами семей таких лиц, которые не получили до ДД.ММ.ГГГГ единовременные выплаты, установленные постановлением №, в 2022 году также сохраняется право на обращение за получением указанных выплат. Учитывая, что документ о признании работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, был получен истцом только в 2022 году и предъявлен ответчику, отказ последнего следует признать незаконным (л.д. 4-7).
В связи с изменением представителем истца в порядке ст. 49 КАС РФ предмета административного иска вследствие чего усматривается спор о праве на социальную выплату (л.д. 82) на основании ст. 16.1 КАС РФ, суд перешел к рассмотрению административного иска по правилам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) (л.д. 94-95).
В дальнейшем в ходе судебного разбирательства, окончательно сформулировав исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просила суд признать уважительной причину пропуска срока на подачу заявления о единовременной выплате, полагающуюся медицинским работникам государственных медицинских организаций, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), восстановить пропущенный срок в связи с независящими от истца причинами несвоевременной подачи документов; признать за истцом право на получение единовременной выплаты, установленной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, как работнику, пострадавшему вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19)», признать незаконным решение <адрес> Санкт-Петербурга об отказе ФИО1 в единовременной выплате в размере 300 000 рублей и обязать <адрес> Санкт-Петербурга направить личное дело истца в Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» для обеспечения перечисления единовременной выплаты, в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу (л.д. 150).
В письменных возражениях по делу представитель ответчика по доверенности ФИО4 просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку предоставление единовременных выплат медицинским работникам в 2022 году осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2022 году», которое к истцу не может быть применимым, поскольку дата заболевания ФИО1 наступило ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «U07.l Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (подтвержденная), среднетяжелая форма, осложнение: двухсторонняя пневмония, без дыхательной недостаточности. J 12.8». Указанным постановлением № назначение единовременной выплаты пострадавшим в 2020 году не предусмотрено (л.д. 26-28).
В письменном ходатайстве представитель Комитета по социальной политике <адрес> по доверенности ФИО5 по существу заявленных требований сообщила, что в силу прямого указания законодателя медицинские работники, заболевшие в 2020 году (дата начала заболевания до ДД.ММ.ГГГГ), но не получившие до 2021 единовременные выплаты, установленные постановлением №, в 2021 году сохраняют право на обращение за получением указанных выплат по основаниям и в порядке, которые предусмотрены постановлением № и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № (пункт 5 Постановления №). Соответственно, медицинским работникам, заболевшим коронавирусной инфекцией в 2021 году (дата начала заболевания до ДД.ММ.ГГГГ), которые не получили до ДД.ММ.ГГГГ единовременные выплаты, установленные постановлением №, в 2022 году сохранено право на обращение за получением указанных выплат по основаниям и в порядке, которые предусмотрены постановлением № (пункт 7 постановления №). Предоставление единовременных выплат медицинским работникам, заболевшим до ДД.ММ.ГГГГ и обратившимся за выплатой в 2022 году, не предусмотрено. В отношении истца не применимо действие пунктов 1-4 Постановления №, так как заболевание (COVID-19) произошло не в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренный названным постановлением. Для предоставления единовременной выплаты медицинскому работнику необходимо наличие сложного юридического состава: заболевание медицинского работника должно возникнуть в 2021 году и вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией, у медицинского работника должно возникнуть одно из заболеваний (синдромов) или осложнений, предусмотренных Перечнем заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), факт заболевания медицинского работника коронавирусной инфекцией должен быть подтвержден определенным лабораторным методом исследования (методом полимеразной цепной реакции), медицинская организация, расположенная на территории Санкт-Петербурга, подведомственная федеральным органам исполнительной власти, должна быть перепрофилирована для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции либо должна оказывать первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению Санкт-Петербурга в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования и комиссией работодателя должен быть составлен акт о признании работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID- 19) по форме, предусмотренной приложением к постановлению №. Форма, в том числе содержание Акта представленного истицей в администрацию для предоставления единовременной выплаты, не соответствует форме, предусмотренной Постановлением №, поскольку в нём не были отражены приказ в соответствии, с которым перепрофилирована медицинская организация для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой короновирусной инфекцией, период заболевания, дата вакцинации или реквизиты справки, подтверждающей медицинский отвод от вакцинации от короновирусной инфекции. Право на единовременную выплату по нормам Постановления № у истицы также отсутствует по изложенным выше причинам. Право истца на обращение за выплатой по правилам Постановлений № и № истекло в 2021 году. Обращение истца с заявлением о предоставлении спорной выплаты за пределами сроков, указанных в нормативных актах, не влечет признание незаконным отказа Администрации в предоставлении единовременной выплаты. Требование о признании незаконным решения Администрации об отказе в предоставлении выплаты со ссылкой на получение Акта от работодателя в 2022 году не обосновано по праву. Получение медицинским работником на руки Акта только в 2022 году, то есть за пределами срока, установленного Постановлением №, не влечет возникновение права на единовременную выплату в 2022 году, в связи с заболеванием медицинского работника новой коронавирусной инфекцией в 2020 году (л.д. 39-45).
В письменных пояснениях представитель истца по доверенности указывает на то, что законодатель не связывает право на получение выплаты со сроками предоставления документов, в связи с чем, её доверитель не утратил материальное право на получение единовременной выплаты, следовательно, отказ в выплате в отсутствие предусмотренных законом оснований, следует признать незаконным (л.д. 53-56).
В письменных дополнениях к возражениям Комитета от ДД.ММ.ГГГГ представитель последнего указывает, что истец ошибочно полагает, что законодатель не связывает право на получение единовременной выплаты со сроками предоставления документов в уполномоченный орган, поскольку установление пресекательных сроков для обращения за назначением выплаты являлось для законодателя объективно обоснованным, каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречило, права и законные интересы медицинских работников не нарушало. Возможные нарушения их права возникали в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей администрациями учреждений здравоохранения, несвоевременно составлявшими Акты о признании работников пострадавшими в результате исполнения должностных обязанностей. Данные обстоятельства подтверждаются и объяснениями со стороны истца. В связи с этим, представляется очевидным, что возложение ответственности за несвоевременное обращение за единовременной выплатой в уполномоченный орган исполнительной власти на уполномоченный орган исполнительной власти не обосновано по праву. ФКУЗ «МСЧ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>» при признании истицы пострадавшей и составлении Акта от ДД.ММ.ГГГГ не соблюдены требования, предъявляемые к составу комиссии, поскольку в нём отсутствует указание на то, что акт подписан непосредственным руководителем работника и специалистом по охране труда или лицом, назначенным ответственным за организацию работы по охране труда. Право медицинского работника, заболевшего в 2020 году, на обращение за получением единовременной выплаты в 2022 году законодателем не сохранено, восстановление сроков обращения за предоставлением единовременной выплаты действующим законодательством не предусмотрено (л.д. 88-90).
В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель 3-го лица по доверенности ФКУЗ «МСЧ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>» ФИО6 указала, что в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, на комиссии был рассмотрен вопрос о признании (непризнании) работников МСЧ пострадавшими в результате исполнения своих трудовых (должностных обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019). Истец, врач-хирург хирургического отделения клинического госпиталя МСЧ, согласно данному протоколу была признана пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019), о чем ДД.ММ.ГГГГ и был составлен соответствующий акт. Поскольку по независящим от истца причинам документы им были представлены в уполномоченный орган только в 2022 году, за истцом сохраняется право на получение единовременной выплаты в размере 300 000 рублей (л.д. 118-119).
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 требования поддержала, указала, что наличие заболевания было зафиксировано ДД.ММ.ГГГГ и подтверждено результатами лабораторных исследований. Со 2 декабря по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на больничном листе. В феврале 2021 года истцом поданы документы на выплату, ДД.ММ.ГГГГ истец получила президентскую выплату, ДД.ММ.ГГГГ лично получила составленный в декабре 2021 года акт работодателя. Прямого запрета на обращение для получения выплаты в связи с истечением срока НПА не содержат, если бы срок был пресекательным, то соответствующая ссылка имелась бы в НПА. С аналогичным требованием обращался также другой работник, по решению суда он был признан пострадавшим, а также за ним было признано право получения соответствующей выплаты. Если бы срок был пресекательным, то решение суда было бы иное, право было бы признано утраченным. В другом аналогичном споре истцу было отказано во взыскании денежных средств с работодателя, поскольку данная обязанность возложена на Администрацию, апелляционной инстанцией данное решение оставлено без изменения.
В судебном заседании представитель третьего лица - Комитета по социальной политике <адрес> по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, просила отказать. Указала, что истец болела в декабре 2020, обратилась в Администрацию в феврале 2022. Согласно п. 7, 16 постановления №, тем, кто болел в 2020 году, выплаты производятся в 2021. Статья 190 ГК РФ говорит, что законодатель вправе устанавливать сроки, в которые граждане вправе обращаться за получением выплаты. Полагала, что при вынесении решения должен учитываться Закон «О бюджете». Неисполнение норм иными участниками правоотношения не является основанием для неисполнения этих же норм ответчиком.
В судебном заседании представитель третьего лица - ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по СПб и ЛО» по доверенности ФИО6 полагала требования подлежащими удовлетворению. Решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ, документы по федеральной выплате поступили в феврале 2021, были рассмотрены, уведомление работодателя являлось основанием для федеральной выплаты, а выписка из решения комиссии - основание для губернаторской выплаты. ДД.ММ.ГГГГ был создан приказ о создании комиссии, ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол, по которому ФИО1 была признана пострадавшей, в феврале 2022 получила акт. Комиссии создавались на основании постановления № при поступлении выписки из медицинской карты. Пояснить, когда была представлена выписка не смогла. Президентская выплата регулировалась одним документом, губернаторская - другим, ждали, когда поступят документы для составления акта. Осуществлялось накопление пакетов документов сотрудников, а потом уже рассматривали их все. Для рассмотрения одного заявления комиссия не собирается. ФИО8— председатель комиссии, врио заместителя по лечебной работе. Лечение работники проходят не в ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по СПб и ЛО», а в учреждениях системы здравоохранения. Полагали, что если неверно все оформят, то будут последствия, поэтому и хотели подстраховаться. По региональной выплате болезнь была установлена вместе с комиссией. По мнению работодателя, выписка была представлена позднее.
Извещенные надлежащим образом судом о дате, времени и месте рассмотрения административного иска – истец, представитель ответчика и третье лицо – Городской информационно-расчетный центр, в судебном заседании участия не принимали.
Заслушав участников процесса, а также изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Росси социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье люда обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39 часть 1).
Вопросы социальной защиты и социального обеспечения в силу статьи 72 Конституция Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в том числе, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ст. 2 ТК РФ).
Согласно положениям ст. 8 ТК РФ, работодатели, за исключением работодателей физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В ст. 209 ТК РФ под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
В соответствии со ст. 219 ТК РФ, каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В Рекомендациях Всемирной организации здравоохранения (далее по тексту - ВОЗ) по помещению людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни (COVlD-19) от ДД.ММ.ГГГГ указано, что с января 2020 г. генеральный директор ВОЗ определил, что вспышка коронавирусной болезни (COVID-19) представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющего международное значение.
ДД.ММ.ГГГГ распространение указанного вируса было признано ВОЗ пандемией, ВОЗ призвала страны к подготовке больниц, обеспечении защиты медицинских работников и к решению о необходимости принятия тех или иных мер социального дистанцирования (Coronavirus disease 2019 (COVID-19) Situation Report - 72.World Health 0rganization (ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно пункта 2.1 «МР ДД.ММ.ГГГГ-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) под коронавирусной инфекцией COVID-19 (CoronaVirusDisease 2019, ВОЗ, ДД.ММ.ГГГГ) понимается острое респираторное заболевание, вызванное новым коронавирусом (SARS-CoV-2), ассоциированное с повышенной смертностью среди лиц в возрасте старше 60-ти лет, а также лиц с сопутствующими патологическими состояниями, такими как сердечно-сосудистые заболевания, хронические респираторные заболевания, диабет и рак.
COVID-19 может протекать как в бессимптомной и легкой клинических формах, так и в тяжелой клинической форме с развитием внебольничной пневмонии, респираторного дистресс синдрома и дыхательной не-достаточности, в первую очередь среди групп риска.
COVID-19 вызывается коронавирусом SARS-CoV2 (коронавирус острого тяжелого строго респираторного синдрома 2), открытым в январе 2020 года и получившим свое официальное название ДД.ММ.ГГГГ по решению Международного комитета по таксономии вирусов (ICTV).
Коронавирусы (Coronaviridae) - это большое семейство РНК содержащих вирусов, способных инфицировать человека и некоторых животных, разделяются на три рода: Alphacoronavirus, Betacoronavirus и Gammacoronavirus.
У людей коронавирусы могут вызывать целый ряд заболеваний - от легких форм острой респираторной инфекции до тяжелого острого респираторного синдрома (SARS (2002 год), MERS (2012 год). В настоящее время известно о циркуляции среди населения четырех коронавирусов (HCoV-229E, -OC43, -NL63 и HKU1), которые круглогодично присутствуют в структуре острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) (доля от 4% до 20%), и, как правило, вызывают поражение верхних дыхательных путей легкой и средней тяжести.
Как малоизученный, вирус SARS-CoV-2 в соответствии с действующим санитарным законодательством Российской Федерации предварительно отнесен ко II группе патогенности.
Согласно пункта 3.6 МР подтвержденным случаем COVID-19 считается случай с лабораторным подтверждением любым из методов с использованием диагностических препаратов тест-системам, зарегистрированных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 10-18 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере социальной поддержки населения отнесено установление временных и (или) единовременных мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также установление временных особенностей предоставления установленных законами Санкт-Петербурга мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, включая временное изменение формы и порядка предоставления, указанных мер и социальной помощи, в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан на период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера» в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID- 19).
В период с 2020 по 2022 годы в рамках предоставленных полномочий Правительством Санкт-Петербурга принимались нормативные акты, устанавливающие дополнительную меру социальной поддержки в виде единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций и водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской, и определяющие организационно-правовые основы предоставления названных выплат.
Так, в 2020 году действовало постановление Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке и условиях предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременных выплат медицинским работникам организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинским работникам расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский санитарный транспорт», пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников» (далее по тексту - постановление №).
В 2021 году действовало Постановление Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2021 году» (далее по тексту - постановление №).
С ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> действовало постановление Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2022 году».
Согласно указанного постановления, действие его пунктов 1-4 распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным постановлением определен круг лиц, имеющих право на единовременную выплату, условия и порядок её получения.
В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления, единовременные выплаты работникам предоставляются в случае их заболевания коронавирусной инфекцией, наступившего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией.
При этом под непосредственным оказанием помощи пациенту, заболевшему коронавирусной инфекцией, понимается следующее:
осуществление работником медицинского вмешательства или медицинской эвакуации в отношении пациента с подтвержденным на день такого вмешательства или эвакуации диагнозом коронавирусной инфекции;
осуществление работником медицинского вмешательства или медицинской эвакуации в отношении пациента с подозрением на коронавирусную инфекцию, если в дальнейшем было установлено, что указанный пациент на день такого вмешательства или эвакуации болел коронавирусной инфекцией.
В силу пункта 4 Постановления, единовременные выплаты предоставляются однократно работникам, а также в равных долях членам семей умерших работников в случаях и размерах, установленных в пункте 3 настоящего постановления.
Единовременная выплата предоставляется однократно работникам, а также членам семей работников в случае заболевания работника коронавирусной инфекцией, причинившей вред здоровью работника в связи с развитием у него заболевания (синдрома) или осложнения, вызванного коронавирусной инфекцией, подтвержденной лабораторным методом исследования (методом полимеразной цепной реакции), и повлекшего за собой временную нетрудоспособность, определенных в соответствии с приложением № к постановлению (далее - заболевание), - работнику предоставляется единовременная выплата в размере 300 тыс. руб. (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 единовременная выплата предоставляется в случае, если обращение за ее назначением в соответствии с пунктом 5 приложения № к постановлению последовало не позднее трех месяцев с даты окончания периода временной нетрудоспособности работника, вызванной заболеванием.
По правилам пункта 5 Постановления для получения единовременной выплаты работник, имеющий место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, подает в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или по месту пребывания (далее - администрация) заявление о предоставлении единовременной выплаты по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - заявление).
Пунктом 6 указанного Постановления определен перечень необходимых для получения единовременной выплаты документов, среди которого указаны:
- акт о признании (непризнании) работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
- сертификаты профилактических прививок от коронавирусной инфекции после прохождения первичной, повторной и последующих вакцинаций (в случае если работник (умерший работник) не относится к числу лиц, на которых не распространяется требование о прохождении вакцинации);
- справка лечащего врача о постоянном или временном (с указанием срока действия по соответствующему заболеванию или состоянию) медицинском отводе от прохождения вакцинации (далее - медицинский отвод), подтверждающая наличие у работника медицинского отвода, действовавшего в период с ДД.ММ.ГГГГ до даты начала заболевания коронавирусной инфекцией включительно, либо медицинского отвода, действовавшего со дня истечения 190 календарных дней после окончания периода временной нетрудоспособности, вызванного предыдущим заболеванием коронавирусной инфекцией, до даты начала нового заболевания коронавирусной инфекцией, либо выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного (форма N 027/у), подтверждающая факт заболевания работника коронавирусной инфекцией, период временной нетрудоспособности в связи с которым окончился менее чем за 190 календарных дней до нового факта заболевания коронавирусной инфекцией (в случае если работник (умерший работник) относится к числу лиц, на которых не распространяется требование о прохождении вакцинации).
В соответствии с пунктами 8-9 Постановления, решение о предоставлении единовременной выплаты или об отказе в ее предоставлении принимается администрацией района Санкт-Петербурга или Комитетом (далее - исполнительный орган государственной власти) в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов к нему.
Решение о предоставлении единовременной выплаты оформляется распоряжением исполнительного органа государственной власти с указанием размера единовременной выплаты (далее - распоряжение о предоставлении единовременной выплаты).
Решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты принимается в следующих случаях:
представление заявителем неполных и(или) недостоверных документов;
отсутствие у заявителя права на предоставление единовременной выплаты.
Решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты направляется заявителю с указанием причины отказа и порядка его обжалования.
Решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты рассматривается Комиссией по обжалованию решений об отказе в предоставлении единовременной выплаты (далее - Комиссия), созданной при Комитете.
Положение о Комиссии и порядок взаимодействия Комиссии с исполнительными органами государственной власти утверждаются Комитетом.
Кроме того, указанным Постановлением (Приложение №) утвержден Порядок признания пострадавшими в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция), медицинских работников медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Комитету по здравоохранению или администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинских работников расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций и их структурных подразделений (отделений), осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и перепрофилированных для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции или подозрением на коронавирусную инфекцию в стационарных условиях либо оказывающих первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению Санкт-Петербурга в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования, а также водителей автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский санитарный транспорт» (далее - работники), прошедших вакцинацию против коронавирусной инфекции (далее - вакцинация) или имеющих противопоказания для прохождения вакцинации (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункта 2 Порядка признание работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, осуществляется комиссией, создаваемой работодателем работника (далее - работодатель), которую возглавляет один из заместителей работодателя (далее - комиссия).
В соответствии с пунктами 3-7 Порядка основанием для начала работы комиссии является поступление к работодателю выписки из медицинской карты работника по форме №/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Союза Советских Социалистических Республик от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» (далее - выписка из медицинской карты), подтверждающей факт развития у работника заболевания (синдрома) или осложнения, указанного в приложении № к настоящему постановлению, вызванного коронавирусной инфекцией.
Выписка из медицинской карты представляется работодателю работником не позднее трех месяцев по окончании периода временной нетрудоспособности, вызванной заболеванием коронавирусной инфекцией. В случае смерти работника выписка из медицинской карты направляется медицинской организацией, осуществлявшей лечение работника, работодателю для рассмотрения на комиссии.
Одновременно с выпиской из медицинской карты работодателю работником представляется один из следующих документов:
сертификат о вакцинации;
справка лечащего врача, подтверждающая постоянный или временный (с указанием срока действия по соответствующему заболеванию или состоянию) медицинский отвод от вакцинации;
выписка из медицинской карты о ранее перенесенном заболевании кронавирусной инфекцией, период временной нетрудоспособности в связи с которым окончился менее чем за 190 календарных дней до нового факта заболевания коронавирусной инфекцией.
Комиссия в срок не позднее трех рабочих дней после дня получения документов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Порядка, осуществляет расследование случая заболевания работника коронавирусной инфекцией и развития у него заболевания (синдрома) или осложнения, указанного в приложении № к настоящему постановлению (далее - расследование).
По результатам расследования комиссией в течение пяти рабочих дней составляется акт о признании (непризнании) работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее - Акт), по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Акт составляется в двух экземплярах, один экземпляр хранится у работодателя в течение пяти лет, второй экземпляр в течение двух рабочих дней выдается работнику (или членам семьи умершего работника).
Из материалов дела следует, что ФИО1 работает врачом-хирургом хирургического отделения клинического госпиталя в ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Санкт-Петербургу и <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 16).
При исполнении своих непосредственных обязанностей по должности врача-хирурга, участвуя ДД.ММ.ГГГГ в операции и послеоперационном обходе ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ контактировала с пациентом ФИО9, находившемся на стационарном лечении в хирургическом отделении клинического госпиталя МСЧ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и инфицированным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), эпид. № от ДД.ММ.ГГГГ ПЦР «положительный» от ДД.ММ.ГГГГ заболела новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Согласно проведенным лабораторным исследованиям, у ФИО1 диагностировано заболевание COVID-19 и заболевание или осложнение U07.l; J12.8, период перенесенного заболевания составил 15 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Факт случая заражения COVID-19 и заболевание или осложнение U07.l; J12.8 у ФИО1 подтвержден документально.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по <адрес> и <адрес>», при участии представителя ФСС консультанта отдела страхования профессиональных рисков ГУ Санкт-Петербургского регионального фонда социального страхования Российской Федерации Куренковой Д.А., в ходе расследования случаев заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой инфекцией (COVID-19), включенных в Перечень, утвержденный Правительством РФ и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, в отношении ФИО1 подтвердили случай её заражения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и заболевания или осложнения U07.l; J12.8 ФИО1, врача-хирурга хирургического отделения клинического госпиталя МСЧ, установив данный случай заражения, как подпадающий под действие п. п. «б» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 123-124).
При этом комиссией, созданной ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по <адрес> и <адрес>» на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, был составлен Акт от 30.12.2021г., которым признали ФИО1, врача-хирурга хирургического отделения клинического госпиталя МСЧ, пострадавшей в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (л.д. 12-15, 32-35).
Указанный Акт истцом был получен на руки ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в соответствии с постановлением №, в котором указал на возникновение заболевания в 2020 году и приложил копии необходимых для получения выплаты документов (л.д. 30-31).
Решением <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении требований заявления было отказано на том основании, что назначение единовременной выплаты работникам государственных медицинских организаций пострадавшим в 2020 году Порядком, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусмотрено, в связи с чем, оснований для выплаты не имеется (л.д. 11, 29).
Рассматривая ходатайство истца о признании причины пропуска срока для его обращения в Администрацию с заявлением на единовременную выплату, и оценивая доводы представителя третьего лица о том, что предусмотренный постановлением № трехмесячный срок является пресекательным, не подлежащим восстановлению, суд приходит к следующему.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, по своей правовой природе мера социальной защиты представляет собой социальную льготу, право на которую непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, а потому как само ее введение, так и определение оснований предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также их изменение является дискрецией законодателя и в силу статей 72 (пункт «ж» части 1) и 76 Конституции Российской Федерации входит в компетенцию органов законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, осуществляя правовое регулирование в этой сфере, законодатель, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должен соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О и др.).
В силу п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об установлении единовременных выплат работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников», установлено, что работники, пострадавшие в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, а также члены семей указанных работников имеют право на получение в 2020 году дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременных выплат (далее единовременная выплата) в следующих случаях и размерах: в случае заражения работника коронавирусной инфекцией - работнику предоставляется единовременная выплата в размере 300 тыс. руб.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Порядке и условиях предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременных выплат медицинским работникам организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинским работникам расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский санитарный транспорт», пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников», для получения единовременной выплаты работник, имеющий место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, подает в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или по месту пребывания (далее - администрация района) заявление о предоставлении единовременной выплаты по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - заявление).
В соответствии с абз.7 п. 4.1. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), для получения единовременной выплаты одновременно с заявлением представляется, в том числе, документ о признании работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, определенный в соответствии с порядком признания работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, утвержденным Комитетом по здравоохранению.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2021 году», установить, что за лицами, указанными в пункте 1 постановления №, заболевшими коронавирусной инфекцией в 2020 году (дата начала заболевания до ДД.ММ.ГГГГ), и членами семьи таких лиц, которые не получили до ДД.ММ.ГГГГ единовременные выплаты, установленные постановлением №, в 2021 году сохраняется право на обращение за получением указанных выплат по основаниям и в порядке, которые предусмотрены постановлением № и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №.
Аналогичная норма содержится и в п.7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из приведенных постановлений следует, что указанные нормативные акты устанавливают условия реализации права на получение единовременной выплаты, однако непосредственно не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного заявителями срока обращения за единовременной выплатой, носящей характер социальной, также как и не содержат каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, формальное истечение которых не отменяет его право на восстановление срока в судебном порядке и получение указанной выплаты при наличии к тому достаточных оснований.
Суд также приходит к выводу, что отсутствие в указанных постановлениях положений, прямо регулирующих вопросы восстановления утраченного права на обращение с заявлением о предоставлении единовременной выплаты либо указание на погашение прав заявителей в случае несвоевременного их обращения, не может свидетельствовать о безусловном основании для отказа в удовлетворении требования истца без выяснения конкретных причин, в силу которых он своевременно не реализовал право на получение данной меры социальной поддержки.
По мнению суда, указанный срок не является по своей правовой природе сроком исковой давности и не носит пресекательный характер, который влечет за собой погашение материального права лица, имеющего право требовать соответствующего единовременной выплаты от органа местного самоуправления.
С учетом этого, доводы представителя третьего лица о природе установленного срока в качестве пресекательного, соответственно об отсутствии возможности восстановления пропущенного истцом срока, суд не может признать обоснованными.
Оценивая причину пропуска истцом срока для обращения к ответчику с соответствующим заявлением, суд находит её уважительной, объективно существовавшей вне зависимости от воли истца, а от его работодателя, в полномочиях которого, было своевременно оформить и выдать истцу на руки указанный акт, чего сделано не было и признано им в отзыве на исковое заявление.
В указанной связи, суд полагает возможным восстановить ФИО1 пропущенный ею срок по уважительной причине, при том, что в оспариваемом решении в качестве основания для отказа в выплате истцу единовременной выплаты, как пропуск срока для подачи обращения в уполномоченный орган, не указано.
По существу предъявленных требований суд приходит к выводу, что совокупностью установленных обстоятельств по настоящему делу, а именно: диагноза истицы, подтвержденного медицинским учреждением, наличие у неё заболевания коронавирусной инфекцией, полученного в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), позволяет суду прийти к выводу наличии у истицы права на получение единовременной социальной выплаты.
Тем более что факт заболевания истицы новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в результате исполнения своих трудов (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), уже был подтвержден комиссией при участии представителя ФСС консультанта отдела страхования профессиональных рисков ГУ Санкт-Петербургского регионального фонда социального страхования Российской Федерации Куренковой Д.А.
Поскольку установленные постановлениями №, 247, 84 единовременные выплаты медицинским работникам, заболевшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей в 2020 году, но не получивших единовременной выплаты до ДД.ММ.ГГГГ, сохраняли право на получение единовременной выплаты в 2021 году, а заболевшие в 2021 году и не получившие выплату до ДД.ММ.ГГГГ такое право также сохраняли в 2022 году, с учетом уважительности причины пропуска истцом срока для обращения к ответчику с заявлением и необходимым пакетом документов, по мнению суда, позволяют прийти к выводу о незаконности принятого ответчиком решения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истицы о признании незаконным решения администрации <адрес> Санкт-Петербурга № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении единовременной выплаты медицинским работникам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19) и признания за истцом права на указанную единовременную выплату.
Требование истца об обязании <адрес> Санкт-Петербурга направить личное дело истца в Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» для обеспечения перечисления единовременной выплаты, в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, суд находит излишне заявленным, не подлежащим удовлетворению.
Письменные доводы представителя Комитета по социальной политике <адрес> по доверенности ФИО5 о том, что при признании истицы пострадавшей и составлении Акта от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>» не были соблюдены требования, предъявляемые к составу комиссии, поскольку в нём отсутствует указание на то, что акт подписан непосредственным руководителем работника и специалистом по охране труда или лицом, назначенным ответственным за организацию работы по охране труда, суд отклоняет, ввиду того, что в обжалуемом решении указанный недостаток Акта ответчиком не был указан в качестве основания для отказа в выплате, правильность и дата его составления не зависела от воли истца, устранение недостатков которого, также было возможно путем истребования ответчиком необходимых ему сведений у лица его составившего.
Руководствуясь ст. 165.1 ГК РФ, ст.ст.12, 56, 67, 98, 167, 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение администрации <адрес> Санкт-Петербурга № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении единовременной выплаты медицинским работникам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19).
Восстановить ФИО1 пропущенный процессуальный срок и признать за ней право на получение единовременной выплаты медицинским работникам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19).
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Маковеева Т.В.