УИД: 11RS0002-01-2023-002508-66
Дело № 2-2647/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута 30 октября 2023 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,
при секретаре Басаргиной О.И.,
с участием истца Мерловича В.И.,
представителя истца адвоката Троцана А.Г., представившего удостоверение № 704 и ордер № 72,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мерловича Владимира Иосифовича к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о возложении обязанностей,
установил:
Мерлович В.И. обратился в суд с иском (с учётом его изменения) к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута»), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее Минстрой Республики Коми) о возложении обязанности включить в стаж работы в районах Крайнего Севера для определения норматива предоставления жилищной субсидии период его службы в органах внутренних дел в г. Воркуте Республики Коми и признании стажа работы в районах Крайнего Севера для определения норматива предоставления жилищной субсидии равным 36 годам 6 месяцем 2 дням.
В обоснование иска истец указал, что он является претендентом на получение государственного жилищного сертификата выпуска 2023 года по категории «инвалиды» с датой постановки на учёт 3 июля 1997 г. Все необходимые документы для получения государственного жилищного сертификата были им собраны и предоставлены в администрацию МО ГО «Воркута» откуда направлены для рассмотрения в Минстрой Республики Коми. Из письма Минстроя Республики Коми от 21 июня 2023 г. следует, что норматив предоставления ему жилищной субсидии определён исходя из стажа работы в районах Крайнего Севера 12 лет 11 месяцев 27 дней, без учёта стажа его службы в органах внутренних дел и периода им ведения личного подсобного хозяйства в размере 18 лет 11 месяцев 27 дней. Таким образом, администрацией МО ГО «Воркута» при приёмке документов, Минстроем Республики Коми при оценке его права на получение жилищной субсидии неверно исчислен его стаж работы в районах Крайнего Севера, что приведёт к выдаче субсидии в меньшем размере (л.д. 6-7).
Администрация МО ГО «Воркута» представила отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований к ней, поскольку администрация МО ГО «Воркута» не является органом, осуществляющим полномочия по расчёту размера социальной выплаты и выдаче государственного жилищного сертификата, то есть не является надлежащим ответчиком (л.д. 46-47).
Минстрой Республики Коми представило возражения по иску, в которых просит отказать истцу в удовлетворении его требований, поскольку из представленных документов (трудовой книжки и сведений о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица) следует, что стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет 12 лет 11 месяцев 27 дней, время нахождения на пенсии по старости отсутствует, служба в органах внутренних дел - 18 лет 11 месяцев 27 дней, пенсия за выслугу лет – 18 лет 2 месяца 25 дней. По информации ОСФР по Республике Коми в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включаются только периоды работы и (или) иной деятельности, которые исчисляются в календарном порядке, военная служба не включается в указанный стаж независимо от того, на какой территории она протекала, следовательно, он не вправе включить период службы в органах внутренних дел и время нахождения на пенсии за выслугу лет в стаж работы истца в районах Крайнего Севера для расчёта норматива предоставления жилищной субсидии (л.д. 202-203).
Истец и его представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении, с учётом его изменения.
Ответчики, третьи лица Мерлович А.В., Мерлович М.В.о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие (234-235, 47, 203, 236-241).
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, материалы отказного пенсионного дела Мерловича В.И. № 258, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определённым в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон № 125-ФЗ) определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, согласно которому право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ, постановка на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», согласно п. 1 которого, предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу абз. 7 ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ, при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Норматив предоставления жилищных субсидий определяется исходя из категорий граждан и их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях следующим образом: от 10 до 15 лет (норматив 75 %), от 15 до 20 лет (норматив 80 %), от 20 до 25 лет (норматив 85 %), от 25 до 30 лет (норматив 90 %), от 30 до 35 лет (норматив 95 %), свыше 35 лет общего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (норматив 100 %).
Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», протокол от 31 мая 2021 г. № 19, утверждённым постановлением администрации от 2 июня 2021 г. № 640, за Мерловичем В.И. сохранено право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с учётом даты постановки на учёт 3 июля 1997 г. по категории «инвалиды» умершей бабушки жены Коровиной Е.И. на основании решения Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 апреля 2021 г. о признании Мерлович А.В., Мерловича В.И., Мерловича М.В. членами семьи Коровиной Е.И. для включения в состав семьи получателя государственного жилищного сертификата (л.д. 65, 66-70).
В соответствии с постановлением МО ГО «Воркута» от 7 июня 2021 г. № 658 «Об утверждении протокола жилищной комиссии по жилищным вопросам от 4 июня 2021 г. № 20» Мерлович В.И. признан участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и о плате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с п. 21 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 по категории «инвалиды» с датой постановки на учёт 3 июля 1997 г. с составом семьи 3 человека (л.д. 71, 72-76).
11 мая 2023 г. Мерлович В.И. обратился с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата на состав семьи из трёх человек, в том числе супругу Мерлович А.В., сына Мерлович М.В. для приобретения жилья на территории Санкт-Петербурга (л.д. 50-51).
21 июня 2023 г. Минстрой Республики Коми уведомил Мерловича В.И. о том, что его стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 12 лет 11 месяцев 27 дней, время нахождения на пенсии по выслуге лет составляет 18 лет 2 месяца 25 дней, при этом в стаж его работы в районах Крайнего Севера не включено время службы истца в органах внутренних дел и время нахождения на пенсии по выслуге лет, в связи с чем, норматив предоставления жилищной субсидии определён в размере 75 % (л.д. 8-9).
Как следует из трудовой книжки Мерловича В.И., с 1 апреля 1986 г. по 25 февраля 1993 г. он проходил службу в Министерстве внутренних дел Республики Коми, с 7 июля 1993 г. по 27 марта 2005 г. - в уголовно-исполнительной системе Минюста России по Республике Коми (л.д. 19-21).
Согласно справкам УФСИН России по Республике Коми от 8 сентября 2023 г., ��������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????????�????????????????�???????????????��?????????????j�???????????????????????�?????????�????????????�???????�??????????????????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�/�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?�������������������??? ????? �??�??????????�????�???????�???????�????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����
Решениями УПФР в г. Воркуте Республики Коми от 12 ноября 2020 г. и от 28 мая 2021 г. Мерловичу В.И. отказано в установлении страховой пенсии по военнослужащим (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в связи с отсутствием у него требуемого страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера и величины ИПК.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица следует, что стаж работы Мерловича В.И. в районах Крайнего Севера составляет 12 лет 11 месяцев 27 дней (л.д. 14-16).