Дело № 2-17/2016
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2016 года г. Галич
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего федерального судьи Воронцовой Е.В.
при секретаре Савельевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова А.В., действующего в интересах Сизова Н.А. к администрации городского округа - город Галич Костромской области об обязании предоставить Сизову Николаю Александровичу по договору найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа - город Галич, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л :
Орлов А.В., действующий в интересах Сизова Н.А., обратился в суд с иском к администрации городского округа - город Галич Костромской области об обязании предоставить Сизову Н.А. по договору найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа - город Галич, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Сизов Н.А., <дата> г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец С.А. решением Галичского районного суда от <дата>, а мать С.Г. решением Галичского районного суда от <дата> были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего Сизова Н.А. Мать С.Г. умерла <дата>. <дата> Сизов Н.А. был изъят из семьи и направлен на воспитание в интернат, где обучался в период с <дата> по <дата> год.
Согласно постановления главы администрации Галичского района ..... от <дата> за Сизовым Н.А. на все время его пребывания в государственном учреждении и до его совершеннолетия была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, принадлежащая ....
После окончания интернат Сизов Н.А. проживал на съемных квартирах в <адрес>, впоследствии был осужден к лишению свободы и после освобождения из МЛС на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не встал, поскольку снова был осужден к лишению свободы и отбывает в настоящее время наказание в ФКУ.
Согласно справки сельское поселение Сизов Н.А. был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, снят с регистрационного учета <дата>.
В соответствии с положениями пп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст.98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Сизов Н.А. должен быть обеспечен по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда изолированным, благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории г.Галича Костромской области.
Сизов Н.А после окончания государственного учреждения социального характера проживал в г.Галиче Костромской области, с регистрационного учета по адресу, где он проживал до лишения родительского попечения, был снят. В силу норм закона окончание пребывания в учреждениях социального обслуживания Сизова Н.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являлось основанием для возникновения у него права, гарантированного государством, на предоставление жилого помещения.
В настоящее время Сизов Н.А. не проживает в жилом помещении, право постоянного пользования которым по какому-либо основанию, предусмотренному нормами ГК РФ и ЖК РФ, не приобрел, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, проживание в ранее занимаемом его родителями жилом помещении невозможно.
На основании изложенного Орлов А.В. просит суд обязать администрацию города Галича Костромской предоставить Сизову Н.А. из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории города Галича Костромской области.
В судебном заседании присутствовал Сизов Н.А., в интересах которого было подано исковое заявление, который поддержал исковые требования полностью.
Представитель Сизова Н.А. Орлов А.В., действующий в суде по устному заявлению Сизова Н.А., позицию своего доверителя поддержал.
Представитель ответчика от администрации городского округа-город Галич Костромской области, действующая по доверенности В.М. с исковыми требованиями Сизова Н.А. не согласилась.
Своё несогласие мотивировала тем, что Администрация городского округа - город Галич Костромской области считает исковые требовани Сизова Н.А. об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Сизов Н.А. <дата> г.р. действительно являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав.
В соответствии со ст.1 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба родителя или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные вышеуказанным Федеральным законом, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижении ими возраста 23 лет. Реализация права на обеспечение жилым помещением носит заявительный характер, т.е. до достижения 23-летнего возраста лица указанной категории должны обратиться с заявлением в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Сизов Н.А. с подобным заявлением в администрацию городского округа не обращался и на учете нуждающихся в жилом помещении не стоит.
Правовой характер статуса истца сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании вышеуказанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченные органы с соответствующим заявлением. С достижением 23 лет такие граждане, не обратившиеся с заявлением в компетентные органы, не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки в связи с утратой одного из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии с Обзором практики рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилыми помещениями, утвержденным Президиумом ВС РФ 20.11.2013 года, право состоять на учете ограничено достижением 23-летнего возраста, т.е. после прекращения опеки в силу достижения истцом совершеннолетия, на протяжении оставшихся 5 лет истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки на учет для получения жилья.
Согласно действующему региональному законодательству, субъектом Федерации-Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства Костромской области формируется и утверждается список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, который направляется в администрацию Костромской области. Истец в вышеуказанный список не включен.
Ссылки истца на тот факт, что не встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку дважды находился в местах лишения свободы после окончания школы-интерната, необоснованны, т.к. в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом осужденные могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами через администрацию учреждения в любые органы, пользоваться услугами адвокатов для получения юридической помощи, а также предусмотрены случаи выезда осужденных к лишению свободы за пределы ИУ для решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения. Таким образом, нахождение истца в местах лишения свободы не может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет. Иных причин, которые можно посчитать уважительными, истцом не представлено. Не обращался истец с заявлением в администрацию городского округа о предоставлении жилья и после освобождения из мест лишения свободы т.е. с <дата> по настоящее время.
К тому же, постановлением главы администрации Галичского района от <дата> ..... за Сизовым Н.А. была закреплена жилая площадь в <адрес>. Данное постановление не отменялось, закрепленное жилое помещение в установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось, в связи с этим полагаем, что ссылка иске о том, что Сизов Н.А. был зарегистрирован в <адрес> и снят в регистрационного учета, не может быть принята во внимание, каких-либо подтверждений того, что проживать в закрепленном жилом помещении невозможно, истцом также не представлено.
В соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилыми помещениями, утвержденным Президиумом ВС РФ 20.11.2013 года, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. В силу части 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Сизов Н.А., как было установлено в судебном заседании, проживает и работает в <адрес>, в связи с чем у администрации городского округа отсутствуют основания для предоставления ему жилого помещения на территории городского округа.
Кроме того, требование обеспечить Сизова Н.А. в первоочередном порядке жилым помещением ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, поэтому он преимуществ по предоставлению жилого помещения не имеет. Вынесение решения в отношении конкретного лица противоречит части 3 статьи 17 Конституции РФ, поскольку осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В иске не содержится каких-либо доказательств, что ответчик действием (либо бездействием) нарушает либо может нарушить права и интересы Сизова Н.А.
Следовательно, в настоящее время Сизов Н.А. не относится к категории лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку достиг 23-летнего возраста <дата>, с соответствующим заявлением о постановке на учет не обращался.
Ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации прямо устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий должны исполняться с одной стороны-за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ, с другой-лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъектов РФ, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
В силу п.2 ст. 5 Закона Костромской области № 620-5-ЗКО от 29.12.2014 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы государственной власти Костромской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления из областного бюджета финансовых средств в виде субвенций.
Субвенции выделяются в соответствии со списком детей-сирот, который должен формироваться, согласно действующему региональному законодательству, субъектом Федерации - Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства Костромской области.
В рамках выделенной в соответствии с Законом Костромской области от 26.03.2015 г. № 646-5-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» субвенции в сумме 980 000 рублей, Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа-город Галич <дата> по аукциону было приобретено жилое помещение для детей-сирот и зарегистрировано право собственности, которое в настоящее время решением жилищной комиссии администрации распределено лицу из числа детей-сирот, в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение Галичского районного суда.
Исполнение переданных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями возможно лишь в рамках выделенных субвенций субъектом федерации, однако в доходную часть бюджета городского округа-город Галич финансовые средства на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в настоящее время не поступали.
В связи с изложенным, В.М. считала исковые требования Сизова Н.А. в настоящее время преждевременными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства ....., привлечённого к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Б.С. - главный специалист-эксперт отдела, действующая по доверенности, в суде пояснила о том, что после изъятия из семьи в связи с лишением родительских прав Сизов Н.А. находился в интернате в <адрес>, потом на опеке в <адрес>. Жильё за Сизовым Н.А. закреплено в <адрес>, так как там жили его родители, и статус сироты он получил там. После 18 лет Сизов Н.А. должен был идти в армию, но попал в тюрьму. Находясь в местах лишения свободы, Сизов Н.А. писал письма в органы опеки, она ему лично разъясняла его право на жильё. В списках детей-сирот Сизов значится, но его нет в списках детей-сирот на предоставление жилого помещения. Сизову следует доказать, что жильё, которое за ним закреплено не пригодно для проживания или его не существует. В администрацию района и сельское поселение по вопросу предоставления жилья он не обращался.
Представители привлечённых к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Костромской области, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и Департамента финансов Костромской области в судебное заседание не явились.
Представитель Администрации Костромской области С.Д., действующий по доверенности, заявил ходатайство провести судебное заседание в отсутствие представителя администрации. В пояснениях, поступивших в суд, указал на то, что Законом Костромской области от 23.12.2014 №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее Закон Костромской области №620-5-ЗКО) урегулированы отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления городских округов Костромской области отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (статья 1).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного закона государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 3, включают в себя:
- формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона Костромской области №620-5-ЗКО органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны соблюдать законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищное и бюджетное законодательство.
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области №620-5-ЗКО на неопределенный срок. Статьей 10 Закона Костромской области №620-5-ЗКО установлено, что настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.
Таким образом, исходя из Закона Костромской области № 620-5-ЗКО участие администрации области в отношениях по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории городских округов Костромской области не предусмотрено.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Костромской области №620-5-ЗКО контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти Костромской области, осуществляющий функции по проведению государственной и выработке региональной политики, управлению, координации, нормативному правовому регулированию и контролю в сфере развития строительства, архитектурной и градостроительной деятельности (далее в настоящей статье - контрольный орган), в части осуществления органами местного самоуправления переданного государственного полномочия, указанного в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Закона.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В связи с внесенными изменениями в Жилищный кодекс РФ, в частности ст. 57 ЖК РФ, с 01.01.2013 исключена обязанность по предоставлению указанной категории граждан жилого помещения во внеочередном порядке, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат обеспечению жилой площадью в соответствии со сформированными списками согласно очередности.
Таким образом, предпосылкой предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по общему правилу является нахождение того или иного лица в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Соответственно, жилые помещения должны предоставляться, в порядке очередности исходя из времени включения таких граждан в соответствующий список.
Часть 3 статьи 17 Конституции РФ предусматривает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в данном случае права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые были ранее включены в соответствующий список и не были обеспечены жилыми помещениями на момент вынесения решения судом по рассматриваемому делу.
В соответствии со ст.З Федерального закона № 159-ФЗ законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В целях реализации положений Федерального закона № 159-ФЗ Закон Костромской области от 5 октября 2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» дополнено статьей 10.1 которая содержит следующие положения.
Уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
Законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют (направляют) заявление о включении указанных детей в список и необходимые документы в территориальный орган уполномоченного органа исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству по месту жительства детей в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми возраста 14 лет оснований для предоставления указанным детям жилых помещений.
Заявление о включении в список и необходимые документы в территориальный орган уполномоченного органа исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству по месту жительства представляют (направляют) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до <дата>.
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству решения о включении указанных лиц в список.
Истец не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки
Истец достиг возраста 23 лет 21 августа 2010 года, с заявлением о включении в список до достижения указанного возраста не обращался, в связи с чем утратил право на предоставление жилого помещения. Согласно позиции Верховного суда, выраженной в Обзоре практики рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, утвержденного Президиумом ВС РФ от 20.11.2013, право состоять на учете ограничено достижением заявителем 23-летнего возраста, то есть после прекращения опеки в силу достижения истцом совершеннолетия, на протяжении оставшихся 5 лет до достижения 23-летнего возраста истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обраться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки на учет для получения жилья. В силу ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя граждански обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия.
Доводы Истца о невозможности реализовать права по причине нахождения в местах лишения свободы являются необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Уголовного исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ) осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (ч. 8 ст. 12 УИК РФ).
В силу части 1 статьи 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.
В соответствии с пунктом 49 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждении, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 03 ноября 2005 года № 205 (далее - Правила ИУ) получение и отправление осужденными за счет собственных средств телеграмм без их ограничения производится только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке колонии вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то должностными лицами письма изымаются для отправления.
Согласно пункту 94 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 N 189, предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за СИЗО, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.
Кроме этого, ст. 97 УИК РФ предусмотрены случаи выезда Осужденных к лишению свободы, содержащихся в исправительных колониях и воспитательных колониях, за пределы исправительных учреждений, в частности, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения. Порядок разрешения осужденным выездов за пределы мест лишения свободы определяется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Доказательств того, что Истец был ограничен в перечисленных правах, суду не представлено.
Таким образом, нахождение лица в местах лишения свободы не может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет.
Иных причин, которые можно посчитать уважительными, в том числе в соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, утвержденным Президиумом ВС РФ от 20.11.2013, как то: незаконный отказ органов в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся до 23 лет были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не представлено.
На основании вышеизложенного просит отказатьв удовлетворении искового заявления в полном объеме.
Исполняющий обязанности директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области М. просила рассмотреть дело без участия представителя департамента.
В отзыве на исковое заявление М. указала, что согласно нормам Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке указанных граждан (в том числе гарантии на обеспечение жилыми помещениями) предоставляются лицам в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Сизов Н.А. достиг возраста 23 лет. С заявлением и необходимыми документами о постановке на учете в качестве нуждающегося как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не обращался, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не состоит. Исковые требования не поддерживает.
Директор департамента финансов Костромской области Б. заявил ходатайство рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента.
В пояснениях относительно иска Б. указал, что в соответствии п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены названным лицам, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с п.3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, при этом в список включаются лица, достигшие возраста 14 лет.
Законом Костромской области от 29-12. 2012г. № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее - Закон области №620-5-ЗКО) органы местного самоуправления городских округов Костромской области наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона области №620-5-ЗКО, включают в себя, в том числе:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и
заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.
Приложением №14 к Закону Костромской области от 25.12.2014г. №618-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрены субвенции на осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе городскому округу город Галич (выписка прилагается).
По состоянию на <дата> указанные субвенции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в полном объеме перечислены администрации г/о г. Галича (копия платежного поручения прилагается).
Учитывая, что истец просит предоставить жилое помещение на территории города Галич, орган местного самоуправления городского округа город Галич является надлежащим ответчиком по данному делу.
Вместе с тем, требования Сизова Н.А. обязать администрацию городского округа город Галич обеспечить его жильем в первоочередном порядке, т.е. вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему:
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Из содержания п.8 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ следует, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьёй 98.1. ЖК РФ определено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из преамбулы, а также статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Действовавшие до 01.01.2013 года пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривали право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц до достижения ими возраста 23 лет в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2013 изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз.2 п.1 ст.8 данного Закона).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3 п.1 ст.8 Закона).
Пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьёй 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что действие приведённых выше положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01.01.2013 года).
В силу ч.1 ст.6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» в редакции Закона Костромской области от 28.12.2012 года № 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01.01.2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счёт средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (ч.2 ст.6 названного Закона).
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области (ч.3 ст.6 Закона).
Исходя из положений ч.10 ст.10.1. Закона Костромской области от 05.10.2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным выше лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным статьёй 6 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма».
Законом Костромской области от 29.12.2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления городских округов Костромской области наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Государственные полномочия, которыми наделяют органы местного самоуправления в соответствии со ст.3 обозначенного Закона Костромской области, включают в себя, помимо прочего, формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.
Законом Костромской области от 25.12.2014 года № 618-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в редакции Закона Костромской области от 26.03.2015 года № 646-5-ЗКО предусмотрены субвенции на осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе городскому округу-город Галич в размере ... рублей (Приложение 14 к данному Закону, таблица 17).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области в настоящее время возложена на органы местного самоуправления.
Судом установлено, что решением Галичского районного суда от <дата> отец Сизова Н.А. - С.А., мать С.Г. решением Галичского районного суда от <дата> были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего Сизова Н.А., <дата> года рождения. <дата> Сизов Н.А. был изъят из семьи и направлен на воспитание в интернат, где обучался в период с <дата> по <дата> год.
Мать истца умерла <дата>.
Из системного анализа норм как действующего, так и ранее применявшегося законодательства, предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений (посредством письменного обращения в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении).
По достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Если же данные лица на учет не встали до достижения 23-летнего возраста, они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела Сизов Н.А., <дата> года рождения, достиг возраста 28 лет.
Судом установлено, что в период с 18 до 23 лет Сизов Н.А. в органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учёт не обращался.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих невозможность обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, истцом Сизовым Н.А. и его представителем Орловым А.В. суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что до достижения 23 лет Сиизов Н.А. не реализовал своё право на предоставление жилого помещения, в связи с чем, по мнению суда, утратил данное право.
Законом предусмотрен заявительный порядок постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, суду не представлено доказательств обращения истца в орган опеки попечительства с соответствующими заявлениями.
В материалах настоящего дела и судом при рассмотрении данного дела не установлены доказательства ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите прав несовершеннолетних, повлекшего лишение Сизова Н.А. права на обеспечение жилым помещением.
Кроме того, суд принимает во внимание, тот факт, что по достижении совершеннолетия Сизов Н.А. имел возможность самостоятельно получить соответствующую информацию и своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет, однако этого не сделал.
Доводы Сизова Н.А. о невозможности реализовать права по причине нахождения в местах лишения свободы представляются суду неубедительными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (ч. 8 ст. 12 УИК РФ).
В силу части 1 статьи 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.
В соответствии с пунктом 49 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждении, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 03 ноября 2005 года № 205 получение и отправление осужденными за счет собственных средств телеграмм без их ограничения производится только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке колонии вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то должностными лицами письма изымаются для отправления.
Согласно пункту 94 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 N 189, предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за СИЗО, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.
Кроме этого, ст. 97 УИК РФ предусмотрены случаи выезда осужденных к лишению свободы, содержащихся в исправительных колониях и воспитательных колониях, за пределы исправительных учреждений, в частности, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения. Порядок разрешения осужденным выездов за пределы мест лишения свободы определяется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Доказательств того, что Сизов Н.А. был ограничен в перечисленных правах, суду не представлено.
Таким образом, нахождение лица в местах лишения свободы не может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет.
Судом установлено, что за истцом Сизовым Н.А., согласно постановления главы администрации Галичского района Костромской <адрес> от <дата> ..... закреплена жилая площадь в <адрес>.
Судом установлено, что ни в администрацию городского округа - город Галич Костромской области, ни в администрацию Галичского муниципального района с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающегося для получения жилого помещения Сизов Н.А. не обращался.
Оснований для удовлетворения исковых требований Сизова Н.А. суд не находит, поэтому в иске ему следует отказать.
На основании ст.40 Конституции Российской Федерации, ст.ст.92,98.1.,109.1. ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», ст.10.1. Закона Костромской области от 05.10.2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», ст.3 Закона Костромской области от 29.12.2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», Закона Костромской области от 25.12.2014 года № 618-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в редакции Закона Костромской области от 26.03.2015 года № 646-5-ЗКО, руководствуясь ст.ст. 12,198 ГПК РФ,
р е ш и л :
В иске Сизову Н.А. к администрации городского округа - город Галич Костромской области об обязании предоставить ему по договору найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа - город Галич, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Воронцова