УИД: 0
Дело № 33АП-3907/2019 Судья первой инстанции:
Докладчик: Кузько Е.В. Фирсова Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 сентября 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щеголевой М.Э.,
судей коллегии: Кузько Е.В., Палатовой И.В.,
при секретаре: Перепелициной Л.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юрьевой Е. Н. к Благовещенской таможне, Федеральной таможенной службе России о взыскании единовременного пособия, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе представителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Благовещенской таможни - Коробковой И.П. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 02 июля 2019 г..
Заслушав дело по докладу судьи Кузько Е.В., пояснения представителя Благовещенской таможни, Федеральной таможенной службы Российской Федерации – Прокопенко И.В., Юрьевой Е.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Юрьева Е.Н. обратился в суд с указанными исковыми требованиями, в обоснование указав, что она является вдовой Ф.И.О.8, полковника таможенной службы в отставке, бывшего начальника Нерюнгринского таможенного поста Благовещенской таможни, проходившего службу в таможенных органах с 23 марта 1995 г. по 10 октября 2015 г., уволенного по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности Ф.И.О.8 к службе в таможенных органах.
Из свидетельства о болезни <номер> ВВК Центрального клинического госпиталя Федеральной таможенной службы России следует, что Ф.И.О.8 признан не годным к службе в таможенных органа (категория годности «Д»): заболевание получено в период военной службы. Факт получения заболевания в период прохождения службы в таможенных органах подтверждается историей болезни и свидетельством о болезни, где указан год начала возникновения болезни – 2008 г.. Ф.И.О.8 проходил службу в таможенных органах с 1995 г., на момент поступления на службу каких-либо заболеваний не было выявлено, признан годным к службе, на момент возникновения болезни прослужил 13 лет и также не имел ограничений к службе.
22 декабря 2015 г. Ф.И.О.8 установлена <данные изъяты> группа инвалидности бессрочно, выдана справка. <дата>. Ф.И.О.8 умер. Причиной смерти Ф.И.О.8 явилось заболевание, полученное во время прохождения службы (<данные изъяты>), на основании чего истец обратилась к начальнику Благовещенской таможни с заявлением о выплате ей единовременного пособия, на что 21 ноября 2016 г. получила отказ, в обоснование которого указано на необходимость установления причинной связи между полученным Ф.И.О.8 заболеванием с прохождением службы в таможенных органах; отсутствие в заключении ВВК категории годности сотрудника к службе с формулировкой «Д – не годен к службе в таможенных органах»; предъявления копии акта служебного расследования, копии соответствующих приговоров, решений, определений и постановлений судов, следственных органов и органов предварительного следствия. С указанным отказом в выплате единовременного пособия истец не согласилась, указав, что незаконными действиями ответчиков ей причинены нравственные страдания.
Просила взыскать Благовещенской таможни, Федеральной таможенной службы России единовременное пособие в сумме 3 000 000 руб., предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; компенсацию морального вреда в сумме 500 000 руб.; судебные расходы по оплате услуг представителя, транспортных расходов в общей сумме 123 700 руб..
В судебном заседании истец настаивала на исковых требованиях. Представитель ответчиков с исковыми требованиями не согласилась, указала, что факт получения заболевания Ф.И.О.8 в период военной службы, не связанного с исполнение служебных обязанностей, подтвержден свидетельством о болезни от 14.10.2015 года <номер>, просила в иске Юрьевой Е.Н. отказать в полном объеме.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 02 июля 2019 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено взыскать с Благовещенской таможни в пользу Юрьевой Е.Н. единовременное пособие, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в размере 3 000 000 руб., судебные расходы в размере 66 200 руб..
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации – Коробкова И.П. выражает несогласие с решением суда, как с постановленным с нарушением норм материального права. Указывает о несогласии с выводом суда об отсутствии необходимости установления причинно-следственной связи между заболеванием сотрудника с выполнением служебных обязанностей для реализации права на получение единовременного пособия. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель Благовещенской таможни, Федеральной таможенной службы Российской Федерации – Прокопенко И.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснила, что заболевание, выявленное у Ф.И.О.8, не связано с прохождением службы.
Юрьева Е.Н. возражала против удовлетворения доводов жалобы, полагала принятое судом первой инстанции решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в частности трудовой книжкой Ф.И.О.8, он проходил службу в таможенных органах с 23 марта 1995 г., с 10 апреля 2013 г. занимал должность начальника Нерюнгринского таможенного поста Благовещенской таможни. Ф.И.О.8 имел специальное звание полковника таможенной службы.
Приказом ФТС России от 21 сентября 2015 г. полковник таможенной службы Юрьев А.М. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации с 10 октября 2015 г. на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).
В порядке реализации данного приказа и.о. начальника Благовещенской таможни был издан приказ от 7 октября 2015 года об увольнении Ф.И.О.8 со службы в таможенных органах Российской Федерации по подпункту 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» с 10 октября 2015 г.
29 сентября 2015 г. Ф.И.О.8 был направлен на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией в Центральный клинический госпиталь ФТС России.
Заключением военно-врачебной комиссии Центрального клинического госпиталя ФТС России от 14 октября 2015 г. Ф.И.О.8 определена категория годности к службе «Д - не годен к службе в таможенных органах», а также установлено, что заболевание получено им в период службы.
Приказом ФТС России от 16 ноября 2015 г. в приказ ФТС России от 21 сентября 2015 г. внесены изменения, согласно которым Ф.И.О.8 уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации с 10 октября 2015 г. по подпункту 9 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах).
Приказом начальника Благовещенской таможни от 19 ноября 2015 г. были внесены аналогичные изменения в приказ Благовещенской таможни от 7 октября 2015 г.
22 декабря 2015 г. бюро медико-социальной экспертизы N 14 федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)» Ф.И.О.8 установлена I группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период службы.
<дата>. Ф.И.О.8 умер вследствие заболевания, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией медицинского свидетельства о смерти от 27 февраля 2016 г.
06 июня 2016 г. Юрьева Е.Н. обратилась с заявлением на имя начальника Благовещенской таможни о выплате ей в связи со смертью ее супруга, наступившей в течение одного года после увольнения со службы вследствие исключавшего возможность дальнейшего прохождения службы заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременного пособия, предусмотренного п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Начальником Благовещенской таможни было принято решение об удовлетворении заявления Юрьевой Е.Н.. Указанное заявление и приложенные к заявлению документы были направлены в Главное управление тылового обеспечения ФТС России для их проверки на соответствие требованиям Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По результатам рассмотрения заявления Юрьевой Е.Н. и приложенных к нему документов, начальнику Благовещенской таможни направлено письмо от 09 сентября 2016 г. о том, что оснований для выплаты Юрьевой Е.Н. единовременного пособия не имеется из-за отсутствия документов, предусмотренных подпунктом «в» пункта 19 Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утвержденных приказом ФТС России от 06 августа 2013 года N 1452 (в редакции приказа ФТС России от 23 июня 2015 г. N 1228, действовавшей на момент обращения Юрьевой Е.Н. с заявлением о выплате единовременного пособия в Благовещенскую таможню), а именно копий соответствующих приговоров, решений, определений и постановлений судов, следственных органов и органов предварительного расследования.
На повторное обращение Юрьевой Е.Н. по вопросу выплаты ей единовременного пособия начальником Благовещенской таможни в письме от 21 ноября 2016 г. заявителю было сообщено о том, что Благовещенская таможня не уполномочена пересматривать решения, принятые вышестоящим таможенным органом, при этом, необходимым условием для выплаты данного пособия является наличие причинно-следственной связи между полученным сотрудником заболеванием и выполнением им служебных обязанностей в таможенных органах.
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный выше федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статьи 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).
В ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ предусмотрены основания увольнения со службы в таможенных органах.
В силу п.п. 9 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ, сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах.
Ст. 12 указанного Федерального закона установлены страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе выплата единовременного пособия.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ст. 12 указанного федерального закона установлены страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе выплата единовременного пособия.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.
Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, считаются: 1) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти); 2) родители погибшего (умершего); несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; 3) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Правила выплаты единовременных пособий, указанных в том числе в ч. 2 названной статьи определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч. 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Приказом руководителя ФТС России от 6 августа 2013 г. N 1452 в соответствии с ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и в целях обеспечения социальных гарантий сотрудникам таможенных органов Российской Федерации утверждены Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей (далее - Правила).
Таким образом, одним из обязательных оснований для выплаты единовременного пособия в связи со смертью бывших сотрудников таможенной службы является их увольнение со службы по состоянию здоровья (по болезни или ограниченному состоянию здоровья), исключающему возможность дальнейшего прохождения службы.
Обязательными условиями для приобретения членами семьи бывшего сотрудника таможенной службы права на выплату единовременного пособия в таком случае являются: 1) наступление смерти бывшего сотрудника таможенной службы в течение одного года после увольнения со службы; 2) наступление смерти бывшего сотрудника таможенной службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, или вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы; 3) повлекшие смерть бывшего сотрудника таможенной службы увечье или иное повреждение здоровья, полученные в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевание, полученное в период прохождения службы, исключали возможность дальнейшего прохождения этим сотрудником службы.
Невозможность дальнейшего прохождения сотрудником по состоянию здоровья службы определяется военно-врачебной экспертизой путем установления такому сотруднику категории годности к службе «Д - не годен к службе в таможенных органах».
Таким образом, право на получение членами семьи бывшего сотрудника таможенной службы единовременного пособия возникает в случае наступления смерти такого сотрудника в течение одного года после увольнения со службы как по причине увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, так и по причине заболевания, полученного в период прохождения службы, если эти увечье и заболевание исключали для названного сотрудника возможность дальнейшего прохождения службы.
При этом, заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи заболевания в формулировке «заболевание получено в период военной службы» и категории годности к службе «Д - не годен к службе в таможенных органах» является достаточным для решения вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи умершего бывшего сотрудника таможенной службы. В таком случае определять наличие причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы, с выполнением им служебных обязанностей согласно нормативным правовым актам, регламентирующим условия и порядок выплаты названного единовременного пособия, не требуется.
Учитывая вышеприведенные положения закона в совокупности с обстоятельствами установления Ф.И.О.8 заболевания в период службы, а также того, что смерть Ф.И.О.8, как бывшего сотрудника таможенных органов, наступила в течение одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы и исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что указанное является самостоятельным основанием для получения членами семьи такого сотрудника единовременного пособия и не требует установления причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы в таможенных органах, с выполнением им служебных обязанностей.
Оснований не согласится с указанным выводом суда, у судебной коллегии не имеется.
Несогласие апеллянта с выводом суда об отсутствии необходимости установления причинно-следственной связи между заболеванием сотрудника с выполнением служебных обязанностей для реализации права на получение единовременного пособия, не влияет на правильность принятого решения, основан на неверном толковании п. 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, регулирующего порядок и условия выплаты спорного единовременного пособия членам семьи умершего бывшего сотрудника таможенных органов, поскольку, по смыслу действующего правового регулирования, наступление смерти бывшего сотрудника таможенных органов в течение одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы и исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, является самостоятельным основанием для получения членами семьи такого сотрудника единовременного пособия и в отличие от случая наступления смерти бывшего сотрудника таможенных органов вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, не требует установления причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы в таможенных органах, с выполнением им служебных обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, а потому оснований к отмене решения суда либо его изменению в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 02 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации, - Коробковой И.П. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
УИД: 0
Дело № 33АП-3907/2019 Судья первой инстанции:
Докладчик: Кузько Е.В. Фирсова Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 сентября 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щеголевой М.Э.,
судей коллегии: Кузько Е.В., Палатовой И.В.,
при секретаре: Перепелициной Л.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юрьевой Е. Н. к Благовещенской таможне, Федеральной таможенной службе России о взыскании единовременного пособия, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе представителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Благовещенской таможни - Коробковой И.П. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 02 июля 2019 г..
Заслушав дело по докладу судьи Кузько Е.В., пояснения представителя Благовещенской таможни, Федеральной таможенной службы Российской Федерации – Прокопенко И.В., Юрьевой Е.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Юрьева Е.Н. обратился в суд с указанными исковыми требованиями, в обоснование указав, что она является вдовой Ф.И.О.8, полковника таможенной службы в отставке, бывшего начальника Нерюнгринского таможенного поста Благовещенской таможни, проходившего службу в таможенных органах с 23 марта 1995 г. по 10 октября 2015 г., уволенного по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности Ф.И.О.8 к службе в таможенных органах.
Из свидетельства о болезни <номер> ВВК Центрального клинического госпиталя Федеральной таможенной службы России следует, что Ф.И.О.8 признан не годным к службе в таможенных органа (категория годности «Д»): заболевание получено в период военной службы. Факт получения заболевания в период прохождения службы в таможенных органах подтверждается историей болезни и свидетельством о болезни, где указан год начала возникновения болезни – 2008 г.. Ф.И.О.8 проходил службу в таможенных органах с 1995 г., на момент поступления на службу каких-либо заболеваний не было выявлено, признан годным к службе, на момент возникновения болезни прослужил 13 лет и также не имел ограничений к службе.
22 декабря 2015 г. Ф.И.О.8 установлена <данные изъяты> группа инвалидности бессрочно, выдана справка. <дата>. Ф.И.О.8 умер. Причиной смерти Ф.И.О.8 явилось заболевание, полученное во время прохождения службы (<данные изъяты>), на основании чего истец обратилась к начальнику Благовещенской таможни с заявлением о выплате ей единовременного пособия, на что 21 ноября 2016 г. получила отказ, в обоснование которого указано на необходимость установления причинной связи между полученным Ф.И.О.8 заболеванием с прохождением службы в таможенных органах; отсутствие в заключении ВВК категории годности сотрудника к службе с формулировкой «Д – не годен к службе в таможенных органах»; предъявления копии акта служебного расследования, копии соответствующих приговоров, решений, определений и постановлений судов, следственных органов и органов предварительного следствия. С указанным отказом в выплате единовременного пособия истец не согласилась, указав, что незаконными действиями ответчиков ей причинены нравственные страдания.
Просила взыскать Благовещенской таможни, Федеральной таможенной службы России единовременное пособие в сумме 3 000 000 руб., предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; компенсацию морального вреда в сумме 500 000 руб.; судебные расходы по оплате услуг представителя, транспортных расходов в общей сумме 123 700 руб..
В судебном заседании истец настаивала на исковых требованиях. Представитель ответчиков с исковыми требованиями не согласилась, указала, что факт получения заболевания Ф.И.О.8 в период военной службы, не связанного с исполнение служебных обязанностей, подтвержден свидетельством о болезни от 14.10.2015 года <номер>, просила в иске Юрьевой Е.Н. отказать в полном объеме.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 02 июля 2019 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено взыскать с Благовещенской таможни в пользу Юрьевой Е.Н. единовременное пособие, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в размере 3 000 000 руб., судебные расходы в размере 66 200 руб..
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации – Коробкова И.П. выражает несогласие с решением суда, как с постановленным с нарушением норм материального права. Указывает о несогласии с выводом суда об отсутствии необходимости установления причинно-следственной связи между заболеванием сотрудника с выполнением служебных обязанностей для реализации права на получение единовременного пособия. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель Благовещенской таможни, Федеральной таможенной службы Российской Федерации – Прокопенко И.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснила, что заболевание, выявленное у Ф.И.О.8, не связано с прохождением службы.
Юрьева Е.Н. возражала против удовлетворения доводов жалобы, полагала принятое судом первой инстанции решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в частности трудовой книжкой Ф.И.О.8, он проходил службу в таможенных органах с 23 марта 1995 г., с 10 апреля 2013 г. занимал должность начальника Нерюнгринского таможенного поста Благовещенской таможни. Ф.И.О.8 имел специальное звание полковника таможенной службы.
Приказом ФТС России от 21 сентября 2015 г. полковник таможенной службы Юрьев А.М. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации с 10 октября 2015 г. на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).
В порядке реализации данного приказа и.о. начальника Благовещенской таможни был издан приказ от 7 октября 2015 года об увольнении Ф.И.О.8 со службы в таможенных органах Российской Федерации по подпункту 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» с 10 октября 2015 г.
29 сентября 2015 г. Ф.И.О.8 был направлен на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией в Центральный клинический госпиталь ФТС России.
Заключением военно-врачебной комиссии Центрального клинического госпиталя ФТС России от 14 октября 2015 г. Ф.И.О.8 определена категория годности к службе «Д - не годен к службе в таможенных органах», а также установлено, что заболевание получено им в период службы.
Приказом ФТС России от 16 ноября 2015 г. в приказ ФТС России от 21 сентября 2015 г. внесены изменения, согласно которым Ф.И.О.8 уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации с 10 октября 2015 г. по подпункту 9 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах).
Приказом начальника Благовещенской таможни от 19 ноября 2015 г. были внесены аналогичные изменения в приказ Благовещенской таможни от 7 октября 2015 г.
22 декабря 2015 г. бюро медико-социальной экспертизы N 14 федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)» Ф.И.О.8 установлена I группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период службы.
<дата>. Ф.И.О.8 умер вследствие заболевания, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией медицинского свидетельства о смерти от 27 февраля 2016 г.
06 июня 2016 г. Юрьева Е.Н. обратилась с заявлением на имя начальника Благовещенской таможни о выплате ей в связи со смертью ее супруга, наступившей в течение одного года после увольнения со службы вследствие исключавшего возможность дальнейшего прохождения службы заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременного пособия, предусмотренного п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Начальником Благовещенской таможни было принято решение об удовлетворении заявления Юрьевой Е.Н.. Указанное заявление и приложенные к заявлению документы были направлены в Главное управление тылового обеспечения ФТС России для их проверки на соответствие требованиям Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По результатам рассмотрения заявления Юрьевой Е.Н. и приложенных к нему документов, начальнику Благовещенской таможни направлено письмо от 09 сентября 2016 г. о том, что оснований для выплаты Юрьевой Е.Н. единовременного пособия не имеется из-за отсутствия документов, предусмотренных подпунктом «в» пункта 19 Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утвержденных приказом ФТС России от 06 августа 2013 года N 1452 (в редакции приказа ФТС России от 23 июня 2015 г. N 1228, действовавшей на момент обращения Юрьевой Е.Н. с заявлением о выплате единовременного пособия в Благовещенскую таможню), а именно копий соответствующих приговоров, решений, определений и постановлений судов, следственных органов и органов предварительного расследования.
На повторное обращение Юрьевой Е.Н. по вопросу выплаты ей единовременного пособия начальником Благовещенской таможни в письме от 21 ноября 2016 г. заявителю было сообщено о том, что Благовещенская таможня не уполномочена пересматривать решения, принятые вышестоящим таможенным органом, при этом, необходимым условием для выплаты данного пособия является наличие причинно-следственной связи между полученным сотрудником заболеванием и выполнением им служебных обязанностей в таможенных органах.
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный выше федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статьи 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).
В ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ предусмотрены основания увольнения со службы в таможенных органах.
В силу п.п. 9 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ, сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах.
Ст. 12 указанного Федерального закона установлены страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе выплата единовременного пособия.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ст. 12 указанного федерального закона установлены страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе выплата единовременного пособия.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.
Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, считаются: 1) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти); 2) родители погибшего (умершего); несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; 3) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Правила выплаты единовременных пособий, указанных в том числе в ч. 2 названной статьи определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч. 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Приказом руководителя ФТС России от 6 августа 2013 г. N 1452 в соответствии с ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и в целях обеспечения социальных гарантий сотрудникам таможенных органов Российской Федерации утверждены Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей (далее - Правила).
Таким образом, одним из обязательных оснований для выплаты единовременного пособия в связи со смертью бывших сотрудников таможенной службы является их увольнение со службы по состоянию здоровья (по болезни или ограниченному состоянию здоровья), исключающему возможность дальнейшего прохождения службы.
Обязательными условиями для приобретения членами семьи бывшего сотрудника таможенной службы права на выплату единовременного пособия в таком случае являются: 1) наступление смерти бывшего сотрудника таможенной службы в течение одного года после увольнения со службы; 2) наступление смерти бывшего сотрудника таможенной службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, или вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы; 3) повлекшие смерть бывшего сотрудника таможенной службы увечье или иное повреждение здоровья, полученные в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевание, полученное в период прохождения службы, исключали возможность дальнейшего прохождения этим сотрудником службы.
Невозможность дальнейшего прохождения сотрудником по состоянию здоровья службы определяется военно-врачебной экспертизой путем установления такому сотруднику категории годности к службе «Д - не годен к службе в таможенных органах».
Таким образом, право на получение членами семьи бывшего сотрудника таможенной службы единовременного пособия возникает в случае наступления смерти такого сотрудника в течение одного года после увольнения со службы как по причине увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, так и по причине заболевания, полученного в период прохождения службы, если эти увечье и заболевание исключали для названного сотрудника возможность дальнейшего прохождения службы.
При этом, заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи заболевания в формулировке «заболевание получено в период военной службы» и категории годности к службе «Д - не годен к службе в таможенных органах» является достаточным для решения вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи умершего бывшего сотрудника таможенной службы. В таком случае определять наличие причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы, с выполнением им служебных обязанностей согласно нормативным правовым актам, регламентирующим условия и порядок выплаты названного единовременного пособия, не требуется.
Учитывая вышеприведенные положения закона в совокупности с обстоятельствами установления Ф.И.О.8 заболевания в период службы, а также того, что смерть Ф.И.О.8, как бывшего сотрудника таможенных органов, наступила в течение одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы и исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что указанное является самостоятельным основанием для получения членами семьи такого сотрудника единовременного пособия и не требует установления причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы в таможенных органах, с выполнением им служебных обязанностей.
Оснований не согласится с указанным выводом суда, у судебной коллегии не имеется.
Несогласие апеллянта с выводом суда об отсутствии необходимости установления причинно-следственной связи между заболеванием сотрудника с выполнением служебных обязанностей для реализации права на получение единовременного пособия, не влияет на правильность принятого решения, основан на неверном толковании п. 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, регулирующего порядок и условия выплаты спорного единовременного пособия членам семьи умершего бывшего сотрудника таможенных органов, поскольку, по смыслу действующего правового регулирования, наступление смерти бывшего сотрудника таможенных органов в течение одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы и исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, является самостоятельным основанием для получения членами семьи такого сотрудника единовременного пособия и в отличие от случая наступления смерти бывшего сотрудника таможенных органов вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, не требует установления причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы в таможенных органах, с выполнением им служебных обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, а потому оснований к отмене решения суда либо его изменению в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 02 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации, - Коробковой И.П. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии: