Дело №2-395
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Мантурово 13 ноября 2017 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Изюмова В.В.,
с участием старшего помощника Мантуровского межрайонного прокурора Ларионовой Е.А.,
при секретаре Смирновой О.Н.,
рассмотрев исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоСтрой» об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении,
У С Т А Н О В И Л :
В Мантуровский районный суд обратился Мантуровский межрайонный прокурор в интересах Российской федерации и неопределённого круга лиц к ООО «ТеплоСтрой» о возложении обязанности совершить действия по созданию запаса топлива, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями. В ходе проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства о теплоснабжении, выразившиеся в не создании нормативных запасов топлива на котельных, обслуживаемых ООО «ТеплоСтрой», которые являются теплоисточником для объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы г.о.г.Мантурово. Теплоснабжающая организация до начала отопительного сезона обязана создать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива для обеспечения бесперебойной работы котельных в объеме не менее 45-суточной потребности, а на котельных, отапливающих жилищный фонд не ниже 70% потребности отопительного сезона. Проверкой установлено, что на котельных №№2,5,6,10,12,34,28,30,32 г.Мантурово запас топлива составляет 120 тонн, при необходимости запаса топлива 4000 м.куб.. Отсутствие нормативного запаса топлива на котельных может явиться причиной прекращения подачи тепла в квартиры потребителей и на объекты социального назначения и повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги теплоснабжения, которые в период отопительного сезона 2017 - 2018 годы должны быть обеспечены услугой теплоснабжения надлежащего качества. Прокурор просил обязать ООО «ТеплоСтрой» обеспечить на котельных №№2,5,6,10,12,34,28,30,32 г.Мантурово запас твердого топлива в количестве 70% потребности в отопительном сезоне.
В ходе рассмотрения дела помощник Мантуровского межрайонного прокурора Ларионова Е.А. приобщила заявление прокурора об изменении исковых требований, просила обязать ООО «ТеплоСтрой» в срок до 01.01.2018 года обеспечит запас твердого топлива на котельных №№2,5,6,10,12,34,28,30,32, 34, расположенных на территории городского округа город Мантурово Костромской области, в объеме не менее неснижаемого нормативного запаса на 7 суток и нормативного эксплуатационного запаса на 45 суток и обеспечивать данные запасы топлива в течение отопительного периода на территории г.о.г.Мантурово. Отсутствие требуемого количества топлива подтверждается представленными ответчиком справками о наличии остатка топлива на 8 ноября 2017 года и расчетом неснижаемого и эксплуатационного количества топлива.
Представители ответчика Ласточкин М.А. и Попов А.С. с исковыми требованиями согласились частично. В виду того, что эксплуатируемые обществом котельные работают на дровах, которые не являются печным топливом на них не распространяется приказ Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377. Однако считают, что для поддержания работы котельных они должны иметь неснижаемый 7 суточный запас топлива на котельных. С этими требованиями прокурора они согласны. Эксплуатационный запас топлива они не должны иметь, т.к. на них не распространяется приказ Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 и у котельных отсутствуют места хранение такого количества топлива. В связи с чем в остальной части требований прокурора просили отказать.
Третье лицо - администрация городского округа г.Мантурово, извещенные о дате и времени судебного заседания, представителя в судебное не направили, направив в адресу суда отзыв в котором исковые требования прокурора поддержали и просили их удовлетворить, т.к. у теплоснабжающей организации отсутствуют нормативные запасы топлива в котельных.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение прокурора обусловлено несоблюдением требований законодательства о теплоснабжении, которое может явиться причиной прекращения подачи тепла в квартиры потребителей и на объекты социального назначения, и повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги теплоснабжения, поэтому обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованно, в рамках его полномочий.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
В силу п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные его ст. ст. 539 - 547, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
В соответствии со ст. ст. 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как следует из материалов дела, ответчик ООО «ТеплоСтрой» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 8 июля 2013 года, основным видом деятельности общества является производство пара и горячей воды котельными. Согласно Устава общества, оно создано в целях обеспечения предприятий, организаций и населения тепловой энергией (л.д.10-17, 56-67).
На основании договоров аренды и субаренды Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсами администрации г.о.г.Мантурово передал во временное возмездное пользование ООО «ТеплоСтрой» котельные с оборудованием №№1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,11,13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 для обеспечения тепловой энергией потребителей г.о.г.Мантурово (л.д.28-34).
Согласно Распоряжения Администрации Костромской области №89-ра от 29 мая 2017 года «О подготовке объектов жизнеобеспечения Костромской области к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов», главам муниципальных образований Костромской области рекомендовано при подготовке к предстоящему отопительному периоду 2017-2018 годов организовать закупку топлива для прохождения отопительного периода 2017-2018 годов, завершить в срок до 1 октября 2017 года формирование общего нормативного запаса топлива на котельных муниципальных учреждений и теплоснабжающих организаций в соответствии с приказами Министерства энергетики РФ от 10 августа 2012 года №377 «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», от 22 августа 2013 года №469 «Об утверждении порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон».
Согласно распоряжения исполняющего полномочия главы г.о.г.Мантурово от 5 сентября 2017 года №256 о начале отопительного сезона, отопительный период начат с 25 сентября 2017 года – для детских дошкольных учреждений, учреждений с круглосуточным пребыванием людей; общеобразовательные учреждения, с 1 октября 2017 года – учреждения культуры, жилые и административные здания, прочие потребители (л.д.7).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду.
В соответствии с ч.5 ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Согласно п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Таким образом, обязанность обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения, надежного теплоснабжения потребителей и своевременного создания нормативных запасов топлива частью 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении, пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, возложена на теплоснабжающие организации.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами по делу, что ООО «ТеплоСтрой», обязано обеспечить бесперебойное теплоснабжение в жилищно-коммунальные и социально-культурные сферы в отопительный период 2017-2018 годов. Также установлено, что ООО «ТеплоСтрой» в своей работе использует местные виды топлива – дрова.
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Согласно п. п. 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
Согласно пункту 11 Порядка нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
При этом согласно пунктов 20 и 21 указанных Правил количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, твердое топливо, доставляемое железнодорожным транспортом составляет 14 суток, автотранспортом 7 суток. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток.
Пункты 12, 13 Порядка устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка. В результатах расчетов значения нормативов представляются в тоннах натурального твердого и жидкого топлива и округляются до десятых долей указанной единицы измерения.
Согласно представленного ООО «ТеплоСтрой» расчета объема топлива на отопительный сезон 2017-2018 г.г. (по котельным) следует, что по котельной №2 требуется 660 куб.м, по котельной №5 требуется 334,4 куб.м, по котельной №6 требуется 534 куб.м, по котельной №10 требуется 571,83 куб.м, по котельной №12 требуется 340,06 куб.м, по котельной №28 требуется 275,95 куб.м, по котельной №30 требуется 458,05 куб.м, по котельной №32 требуется 705,72 куб.м, по котельной №34 требуется 644,41 куб.м, в целом требуется 4523,5 куб.м. (л.д.68)
Обществом представлены договора поставки дров от 10 августа 2017 года и карандаша березового от 1 сентября 2017 года, а также товарные накладные на поступление обрезок от торцовки, хвойного горбыля, однако, поставленные объемы запаса топлива, не формируют основного нормативного запаса топлива (л.д.47-55). Ответчиком не оспаривается факт отсутствия на предприятии необходимого основного нормативного запаса топлива по котельным, находящимся в их пользовании.
Теплоснабжающей организацией предоставлен расчет нормативов создания запасов топлива на отопительный сезон 2017-2018 годов, где неснижаемый запас составляет для всех котельных 176,66 м.куб. дров на 7 суток при доставке его автомобильным транспортом, эксплуатационный запас топлива составляет 567,85 м.куб на 45 суток. Также этот запас топлива рассчитан на каждую котельную. Согласно справки об остатках топлива по состоянию на 08.11.2017 года всего на всех котельных дров 331 м.куб. Также определен запас топлива по каждой котельной на количество суток, где на каждой котельной запаса топлива на 45 суток не имеется.
Таким образом ответчиком не обеспечивается норматив запасов топлива на котельных как неснижаемого так и эксплуатационного.
При таких обстоятельствах, заявление Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
Доводы представителей ответчиков, что количество эксплуатационного запаса топлива может быть как больше так и меньше 45 суток, а одновременное хранение неснижаемого и эксплуатационного количества топлива невозможно в виду отсутствия складских помещений является необоснованным, т.к. противоречит приказу Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 и распоряжению Администрации Костромской области №89-ра от 29 мая 2017 года «О подготовке объектов жизнеобеспечения Костромской области к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов». Также не обоснован довод и о не распространение действия приказа Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 на эксплуатируемые ими котельные, т.к. распоряжением Администрации Костромской области на теплоснабжающие организации возложена обязанность по созданию нормативных запасов топлива согласно указанного приказа Минэнерго и создание мест хранение топлива.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно абзацу 5 пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в бюджет г.о.г.Мантурово Костромской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, т.к. иск подан в пользу неопределенного круга физических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «ТеплоСтрой» удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоСтрой» в срок до 01.01.2018 года обеспечить основной нормативный запас твердого топлива на котельных №№2,5,6,10,12,34,28,30,32,34, расположенных на территории городского округа город Мантурово Костромской области, в объеме не менее неснижаемого нормативного запаса на 7 суток и нормативного эксплуатационного запаса на 45 суток и обеспечивать данные запасы топлива в течение отопительного периода на территории г.о.г.Мантурово.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Теплострой» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей (Банк получателя УФК по Костромской области (ИФНС №3 по Костромской области) КПП 440401001, р/счет №40101810700000010006 в Отделение Кострома, г.Кострома, БИК 043469001, КБК 18210803010011000110, код ОКТМО 34714000).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца с момента со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Изюмов В.В.