РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июня 2020 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего Андриановой Ю.А.
при секретаре Шаховой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области к Ежовой Таисии Николаевне, Ежову Александру Владимировичу о понуждении предоставить доступ инспектору Госжилстройтехинспекции Пензенской области в квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее – Госжилстройтехинспекция Пензенской области, Управление) обратилось в суд с названным иском, указав, что в Управление поступило обращение (№ Л-88-1 от 10.01.2020) по вопросу переоборудования жилого помещения Адрес (сносена армированная несущая стены). Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № КУВИ-001/2020-619901 от 17.01.2020 г. собственниками вышеуказанной квартиры являются Ежова Т.Н. и Ежов А.В. Для проверки фактов, изложенных в обращении от 10.01.2020 г. № Л-88-1 и на основании ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Ежовой Т.Н. по адресу регистрации (Адрес ) 20.01.2020 г. заказным почтовым отправлением было направлено уведомление о назначении и проведении инспекционной проверки на 04.02.2020 г., в котором также содержалось требование предоставить доступ в спорную квартиру для проверки законности ее перепланировки и переоборудования. Указанное уведомление не было получено собственником указанной квартиры, что подтверждается отчетом об отслеживанием отправлений с почтовым идентификатором Номер . Сотрудником Госжилстройтехинспекции Пензенской области 04.02.2020 г. был осуществлен выезд по адресу: Адрес целью проведения проверки и осмотра вышеназванной квартиры, однако осуществить доступ и проверить факты, изложенные в обращении, не представилось возможным, о чем был составлен акт проверки № 133 от 04.02.2020 г.
Административный истец просит учесть, что 05.02.2020 г. сотрудником Госжилстройтехинспекции Пензенской области заказным почтовым отправлением в адрес регистрации Ежовой Т.Н., Ежова А.В. по адресу: Адрес повторно были направлены уведомления о назначении и проведении инспекционной проверки на 20.02.2020 г., в котором также содержалось требование предоставить доступ в спорную квартиру для проверки законности ее перепланировки и переоборудования. Указанные уведомления не были получены собственниками указанной квартиры, что подтверждается отчетами об отслеживанием отправлений с почтовыми идентификаторами Номер , Номер . Сотрудником Госжилстройтехинспекции Пензенской области 20.02.2020 г. был осуществлен выезд по адресу: Адрес с целью проведения проверки и осмотра вышеназванной квартиры, однако провести инспекционную проверку квартиры Номер для проверки законности ее перепланировки и переоборудования не представилось возможным, о чем был составлен акт проверки № 198 от 20.02.2020 г.
Истец также указывает, что до настоящего времени Управление не имеет возможности произвести осмотр квартиры Адрес Адрес и тем самым предотвратить возможное нарушение прав жителей данного многоквартирного дома, которое может повлечь причинение вреда жизни, здоровью имуществу граждан.
Административный истец просит суд обязать собственников квартиры Адрес – Ежову Т.Н. и Ежова А.В., предоставить доступ государственному жилищному инспектору отдела по жилищному надзору за техническим состоянием многоквартирных домов Госжилстройтехинспекции Пензенской области в вышеуказанную квартиру.
Представитель административного истца Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административные ответчики Ежова Т.Н., Ежов А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 100-ФЗ и действующей с 01 сентября 2013 года) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Так как административным ответчикам Ежовой Т.Н. и Ежову А.В., по месту их регистрации, судом, посредством почтовой связи трижды направлялись судебные повестки, с извещением о времени и месте предварительного судебного заседания (на 06.05.2020г.) и времени и месте судебных заседаний (телеграмма на 21.05.2020г., судебная повестка на 05.06.2020г.), однако все они были возвращены в суд в связи с истечением срока хранения, в связи с чем, суд признает извещение административных ответчиков Ежовой Т.Н., Ежова А.В. на судебное заседание, назначенное на 5 июня 2020 года надлежащим, поскольку, по мнению суда, они имели возможность получить беспрепятственно почтовую корреспонденцию по месту регистрации, однако фактически уклонились от этого.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области 10.01.2020 г. поступило обращение Л.Ю. № Л-88-1 от 10.01.2020г., по факту переоборудования в квартире Номер в многоквартирном Адрес (снесена армированная несущая стена).
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.01.2020 г. № КУВИ-001/2020-619901 собственниками жилого помещения многоквартирного дома по адресу: Адрес , являются Ежова Т.Н. и Ежов А.В.
Госжилстройтехинспекция Пензенской области 20.01.2020 г. направила собственникам жилого помещения многоквартирного дома – Ежовой Т.Н. и Ежову А.В. уведомление № Л-88-1 о проведении инспекционной проверки на 10 часов 04.02.2020 г., с требованием о предоставлении доступа в квартиру Номер , расположенную по адресу Адрес , для ее обследования по вопросу переустройства.
Должностным лицом Госжилстройтехинспекции Пензенской области 04.02.2020 г. был осуществлён выезд по вышеуказанному адресу с целью проведения проверки и осмотра указанного выше помещения, однако осуществить доступ в указанное помещение не представилось возможным, в связи с отсутствием собственников, но поскольку собственники – Ежов А.В., Ежова Т.Н. проигнорировала требование, 04.02.2020 г. уполномоченным должностным лицом был составлен акт № 133 о том, что доступ в вышеуказанное помещение представлен не был.
Госжилстройтехинспекция Пензенской области 05.02.2020 г. повторно направила Ежовой Т.Н. и Ежову А.В. уведомление № Л-88-1 о проведении инспекционной проверки на 10 часов 20.02.2020 г.
Должностным лицом Госжилстройтехинспекции Пензенской области 20.02.2020 г. был осуществлён выезд по вышеуказанному адресу, но поскольку собственники – Ежова Т.Н. и Ежов А.В. проигнорировали требование, 20.02.2020 г. был составлен акт № 198 о том, что доступ в вышеуказанное помещение представлен не был.
До настоящего момента должностные лица Госжилстройтехинспекции Пензенской области не имеют возможности произвести осмотр Адрес , и тем самым предотвратить возможное нарушение прав жителей данного дома, которое может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
В соответствии с ч.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованиюи сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно п. 1.1 Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной, строительных сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Управление), утв. постановлением Правительства Пензенской области от 24.03.2011 г. №167-пП, Управление является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, региональный государственный строительный надзор, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства, региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.
Предметом проверки, в соответствии с ч. 4 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Приказом Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 29.06.2012г. N 12-14 утвержден административный регламент Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (далее – Регламент).
В силу п.п. «г» п. 3.3.7.2.1. Регламента, основанием для проведения внеплановой проверки является поступление, в частности посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в Инспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, выявление в системе информации о фактах нарушения следующих требований: о фактах нарушения требований порядка осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 3.2.2. Регламента, о проведении плановой проверки орган государственной власти, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Управление, или иным доступным способом.
Согласно п. 3.2.3. Регламента, о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте 3.3.7.2 настоящего Регламента, орган государственной власти, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Инспекцией не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В данном случае, порядок уведомления собственников – Ежовой Т.Н. и Ежова А.В. о предстоящей проверке был исполнен сотрудниками Управления, извещения дважды направлялись ответчика по месту их регистрации и нахождения их имущества.
Факт не извещения ответчиков по фактическому месту жительства (все уведомления возвращены в связи с неудачной попыткой вручения), по мнению суда, в данном случае не может иметь определяющего значения при разрешении вопроса о предоставлении допуска в жилое помещение, поскольку Ежова Т.Н. и Ежов А.В. извещались по адресу квартиры, собственниками которой они являются, что не противоречит требованиям административного регламента.
При этом Ежова Т.Н. и Ежов А.В. уклоняются от проведения проверки на предмет нарушения правил пользования жилым помещением, добровольно предоставить квартиру для осмотра отказываются. Доказательства обратного, в нарушение ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административными ответчиками суду не представлены.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также качества инженерно-технического обеспечения.
Часть 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Положениями п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч.6 п.4 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Соответственно, право допуска в квартиру, принадлежащую административным ответчикам на праве собственности, в силу закона обусловлено тем, что это необходимо для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций, то есть необходимостью обеспечения безопасного проживания жильцов в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм законодательства, а также учитывая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области к Ежовой Т.Н. и Ежову А.В. о понуждении предоставить доступ инспектору Госжилстройтехинспекции Пензенской области в Адрес являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ .
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░