Решение по делу № 3-20/2014 от 22.09.2014

Дело № 3-20/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи Богдановой О.Н.,

при секретаре Измалкиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 15 октября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Соловьевой В.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛА:

Соловьева В.М. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее по тексту ФГБУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 5 210 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и эксплуатации здания.

По данным кадастрового паспорта кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером , расположенного по указанному выше адресу, составила <...> руб.

Согласно отчету ООО «ДЛЛ» № , достоверность которого подтверждена экспертным заключением № , рыночная стоимость принадлежащего ей земельного участка составляет <...> руб., в связи с чем кадастровую стоимость земельного участка, определенную в установленном законом порядке и внесенную в государственный кадастр недвижимости, полагала недостоверной.

Ссылаясь на положения ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 4, 7, 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст.ст. 3, 4, 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности», п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 456 «О федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости», Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», п.10 Федерального стандарта оценки (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 255, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 5210 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равную его рыночной стоимости в размере <...> руб., обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области внести изменения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Определением Курганского городского суда Курганской области от <...> гражданское дело по иску Соловьевой В.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, взыскании судебных расходов передано на рассмотрение по подсудности в Курганский областной суд.

В судебном заседании представитель истца Феоктистова Е.А., действующая на основании доверенности, на иске настаивала, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что Соловьева В.М. на требованиях о взыскании с ответчика судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, не настаивает. Ранее аналогичные пояснения в судебном заседании дала истец Соловьева В.М.

Представитель ответчика Наумов С.В., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в письменном отзыве, суть которых сводится к тому, что ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком. Сведения о кадастровой стоимости вносятся органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области». Заявленные истцом требования сводятся к изменению внесенной в государственный кадастр недвижимости стоимости земельного участка на рыночную стоимость, при этом непосредственно действия по внесению кадастровой стоимости органом кадастрового учета истцом не оспариваются.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном отзыве просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что заявленные требования удовлетворены быть не могут, поскольку в соответствии с положениями ст.ст. 17.1, 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» истцом должно быть представлено положительное экспертное заключение на отчет, отчет об определении рыночной стоимости земельного участка должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. Приобщенное к материалам дела положительное экспертное заключение, как письменное доказательство рассматриваться не может, поскольку к указанному заключению не приобщены документы, подтверждающие статус эксперта, проводившего экспертизу и его полномочия на проведение данной экспертизы.

Представитель третьего лица Администрации г. Шадринска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании выразил несогласие с заявленными требованиями, указав, что налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, данный налог отнесен к местным налогам и зачисляется в бюджеты городских округов по нормативу 100 процентов. Рыночная стоимость, определенная оценщиком ООО «ДЛЛ» в отчете меньше кадастровой стоимости на 89,5 процентов. На данный момент земельный налог на спорный земельный участок составляет <...> руб., однако в связи с установлением кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости уменьшит в 9,5 раз размер уплачиваемого земельного налога и снизит его до 10174,5 руб. Такое существенное уменьшение стоимости земельного участка оценщиком необоснованно. При этом использованные при оценке рыночной стоимости данные по сопоставимым объектам-аналогам и оцениваемому объекту фактически не являются аналоговыми, так как расположены в г. Кургане, кроме того, при определении рыночной стоимости оценщиком не было учтено целевое использование земельного участка. Согласно экспертному заключению была проведена только нормативно-методическая экспертиза в отношении отчета об оценке, которой недостаточно для установления достоверности, так как этот вид экспертизы не служит для проверки самой стоимости. Кроме того, земельный участок был приобретен в 2009 году за <...> рублей. К экспертному заключению не приложены документы, подтверждающие членство эксперта Ломакина В.В. в экспертном совете.

Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, разрешение спора по заявленным требованиям оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки неизвестна.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что Соловьева В.М. на основании договора купли-продажи, заключенного <...> между истцом и Лукиных В.П., является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 5210 кв.м., разрешенное использование: для строительства и эксплуатации здания, расположенного на землях населенных пунктов в границах муниципального образования г. Шадринск по адресу: <адрес>.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке, выданной <...> филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, кадастровая стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером установлена в размере <...> руб., что также подтверждается данными кадастровой справки от <...>.

Кадастровая стоимость земельного участка Соловьевой В.М. установлена на основании постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» (далее по тексту постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454), которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 года и средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области.

Данным постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером – 1231,25 руб./кв.м., который был применен при определении кадастровой стоимости земельного участка с учетом его площади.

Согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка, составленному ООО «ДЛЛ» по заказу Соловьевой В.М., по состоянию на 1 января 2010 года рыночная стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером составляет <...> руб.

Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости Соловьева В.М. обратилась с настоящим иском, указывая на недостоверность сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в установленном законом порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от <...> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (далее по тексту Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с п.п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а её результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Этим же законом Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в ст. 24.18 которой (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) указывается, что физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить такие результаты в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Пунктом 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Как указано выше, согласно представленному в материалы дела отчету ООО «ДЛЛ» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, составляет <...> руб., что ввиду значительного превышения свидетельствует о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454, его рыночной стоимости.

Рыночная стоимость спорного участка определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой были утверждены постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454.

В ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) указано, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет). Названной статьей Закона предусмотрены общие требования к содержанию отчета. В частности, отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 4 июля 2011 года № 328 утвержден федеральный стандарт оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)» (далее по тексту Федеральный стандарт оценки № 5), регламентирующий порядок проведения экспертизы отчета об оценке, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.

В соответствии с п. 16 Федерального стандарта оценки № 5 в экспертном заключении указываются, в том числе, результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам; результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости; вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован.

На основании п. 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256, при проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

В соответствии с п. 17 Федерального стандарта оценки № 5 результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение. При проведении нормативно-методической экспертизы положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. При проведении экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке законодательству.

Если в нормативном правовом акте, договоре на проведение экспертизы отчета об оценке, определении суда или внутренних документах саморегулируемой организации оценщиков не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза (п. 19 Федерального стандарта оценки № 5).

Законом не предусмотрены обязательные требования к проведению экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, установленной оценщиком в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка. Для подтверждения достоверности представленного в материалы дела отчета об оценке достаточно проведение нормативно-методической экспертизы, результаты которой подтверждают соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

В силу положений ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) при обосновании расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заявителю надлежит представить, в том числе, отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Соответственно, в рамках судебного спора о доказывании размера рыночной стоимости земельного участка предоставление таких доказательств является допустимым и возможным.

Суд полагает возможным принять указанный выше отчет ООО «ДЛЛ» от <...> в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, что отражено в заключении от <...> экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков», членом которой является оценщик Ботникова Е.В., составивший отчет № . Полномочия эксперта Ломакина В.В., подписавшего экспертное заключение от <...>, подтверждаются свидетельством о членстве в саморегулируемой организации оценщиков Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков» со сроком действия до <...>, аттестатом о сдаче единого квалификационного экзамена в соответствии с требованиями к уровню знаний, предъявляемыми федеральным стандартом оценки к эксперту саморегулируемой организации оценщиков от <...> № 1, являющегося членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков», оснований сомневаться в квалификации и полномочиях которого у суда не имеется.

Доводы, изложенные в отзывах третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Администрации г. Шадринска об отсутствии документов, подтверждающих статус эксперта, подписавшего экспертное заключение от <...>, и его полномочия, а также протокола об избрании членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков Ломакина В.В. опровергаются имеющимися в деле доказательствами, при этом являются необоснованными относительного того, каким образом отсутствие названного протокола общего собрания на момент составления экспертного заключения, повлияло на результаты нормативно-методической экспертизы отчета об оценке ООО «ДЛЛ» от <...> на предмет его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В судебном заседании в качестве специалиста была опрошена оценщик ООО «ДЛЛ» Ботникова Е.В., пояснившая, что определение рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего Соловьевой В.М., рассчитывалось при допущении об отсутствии обременений, ограничений прав на него, а также интересов третьих лиц, производилось как для земельного участка, условно-свободного от улучшений. При анализе рынка продаж для объекта оценки установлено, что рынок продаж земельных участков в <адрес> на 2010 год не развит, в связи с чем для сравнения выбраны аналоги земельных участков в районах <адрес>, схожих с местоположением объекта оценки в <адрес>, с расчетом поправки на местоположение. Для расчета данной корректировки, введенной методом парных продаж, взяты аналоги жилых помещений в районе Рябково <адрес> и <адрес>, вблизи с расположением объекта оценки, с учетом сведений о которых в расчете рыночной стоимости объекта применена поправка на местоположение в размере 0,79 в отношении объектов-аналогов. Полагала, что на основании анализа рынка недвижимости <адрес> с учетом примененных в отчете корректировок, в том числе по местоположению, можно произвести наиболее полные и точные расчеты.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в отчете ООО «ДЛЛ» от <...> выводы, подтверждают доводы истца о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером над его рыночной стоимостью, при этом отчет в соответствии с положениями федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от <...> № 256, содержит обоснование выбранного оценщиком сравнительного метода, описание объектов-аналогов, подробное обоснование примененных корректировок. Доказательств обратного материалы дела не содержат, мотивированных возражений относительно достоверности определенной в отчете ООО «ДЛЛ» от <...> рыночной стоимости спорного земельного участка, корректности и правильности методов проведения исследования, соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации, а также ходатайств о назначении соответствующих экспертиз участвующими в деле лицами не заявлено.

Ссылки, изложенные в дополнении к возражениям на иск представителем третьего лица Администрации г. Шадринска относительно сведений о продаже на аукционах земельных участков, сделки по которым состоялись в период с июня по декабрь 2009 года, судом во внимание не принимаются, поскольку достоверными доказательствами по делу они не подтверждены (ст.ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кроме того, не опровергают выводов, содержащихся в отчете ООО «ДЛЛ» и отражающих рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2010 года.

Доводы представителя третьего лица Администрации г. Шадринска относительно недостоверности данных отчета о рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего истице, со ссылкой на договор купли-продажи от <...> также нельзя признать состоятельными, поскольку цена сделки, определенная сторонами договора, отличается от показателя рыночной стоимости, определяемого оценщиками, как наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В связи с изложенными выше обстоятельствами, суд полагает заявленные Соловьевой В.М. требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению.

Утверждения представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» относительно предъявления Соловьевой В.М. иска к ненадлежащему ответчику, поскольку требования истца по существу сводятся к внесению изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета о кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости, судом признаются несостоятельными по следующим основаниям.

Исходя из анализа положений ст.ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ), требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости должно быть обращено к органу кадастрового учета.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Согласно п. 2 приказа Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата»), по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является ФГБУ «ФКП Росреестра», наделённое функциями органа кадастрового учёта объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения иска в части возложения на ответчика обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, и полагает в удовлетворении соответствующей части иска отказать. Пунктом 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Таким образом, Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрен заявительный порядок внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, реализация которого возможна на основании заявления правообладателя земельного участка. Данные обстоятельства подтверждены ответчиком в отзыве на исковое заявление, в котором указано, что решение суда будет являться тем документом - основанием, в соответствии с которым сведения об измененной кадастровой стоимости будут внесены в государственный кадастр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, обратившегося в орган кадастрового учета. Следовательно, истец вправе обратиться в орган кадастрового учета с письменным заявлением о внесении установленной настоящим решением кадастровой стоимости земельного участка в данные государственного кадастра недвижимости в качестве его новой кадастровой стоимости, приложив копию вступившего в законную силу настоящего решения.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

РЕШИЛА:

Исковое заявление Соловьевой В.М. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и эксплуатации здания, кадастровый номер , площадью 5 210 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Соловьевой В.М. отказать.

Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Курганский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2014 года.

Судья

Курганского областного суда Богданова О.Н.

Дело № 3-20/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи Богдановой О.Н.,

при секретаре Измалкиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 15 октября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Соловьевой В.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛА:

Соловьева В.М. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее по тексту ФГБУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 5 210 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и эксплуатации здания.

По данным кадастрового паспорта кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером , расположенного по указанному выше адресу, составила <...> руб.

Согласно отчету ООО «ДЛЛ» № , достоверность которого подтверждена экспертным заключением № , рыночная стоимость принадлежащего ей земельного участка составляет <...> руб., в связи с чем кадастровую стоимость земельного участка, определенную в установленном законом порядке и внесенную в государственный кадастр недвижимости, полагала недостоверной.

Ссылаясь на положения ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 4, 7, 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст.ст. 3, 4, 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности», п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 456 «О федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости», Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», п.10 Федерального стандарта оценки (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 255, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 5210 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равную его рыночной стоимости в размере <...> руб., обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области внести изменения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Определением Курганского городского суда Курганской области от <...> гражданское дело по иску Соловьевой В.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, взыскании судебных расходов передано на рассмотрение по подсудности в Курганский областной суд.

В судебном заседании представитель истца Феоктистова Е.А., действующая на основании доверенности, на иске настаивала, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что Соловьева В.М. на требованиях о взыскании с ответчика судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, не настаивает. Ранее аналогичные пояснения в судебном заседании дала истец Соловьева В.М.

Представитель ответчика Наумов С.В., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в письменном отзыве, суть которых сводится к тому, что ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком. Сведения о кадастровой стоимости вносятся органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области». Заявленные истцом требования сводятся к изменению внесенной в государственный кадастр недвижимости стоимости земельного участка на рыночную стоимость, при этом непосредственно действия по внесению кадастровой стоимости органом кадастрового учета истцом не оспариваются.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном отзыве просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что заявленные требования удовлетворены быть не могут, поскольку в соответствии с положениями ст.ст. 17.1, 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» истцом должно быть представлено положительное экспертное заключение на отчет, отчет об определении рыночной стоимости земельного участка должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. Приобщенное к материалам дела положительное экспертное заключение, как письменное доказательство рассматриваться не может, поскольку к указанному заключению не приобщены документы, подтверждающие статус эксперта, проводившего экспертизу и его полномочия на проведение данной экспертизы.

Представитель третьего лица Администрации г. Шадринска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании выразил несогласие с заявленными требованиями, указав, что налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, данный налог отнесен к местным налогам и зачисляется в бюджеты городских округов по нормативу 100 процентов. Рыночная стоимость, определенная оценщиком ООО «ДЛЛ» в отчете меньше кадастровой стоимости на 89,5 процентов. На данный момент земельный налог на спорный земельный участок составляет <...> руб., однако в связи с установлением кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости уменьшит в 9,5 раз размер уплачиваемого земельного налога и снизит его до 10174,5 руб. Такое существенное уменьшение стоимости земельного участка оценщиком необоснованно. При этом использованные при оценке рыночной стоимости данные по сопоставимым объектам-аналогам и оцениваемому объекту фактически не являются аналоговыми, так как расположены в г. Кургане, кроме того, при определении рыночной стоимости оценщиком не было учтено целевое использование земельного участка. Согласно экспертному заключению была проведена только нормативно-методическая экспертиза в отношении отчета об оценке, которой недостаточно для установления достоверности, так как этот вид экспертизы не служит для проверки самой стоимости. Кроме того, земельный участок был приобретен в 2009 году за <...> рублей. К экспертному заключению не приложены документы, подтверждающие членство эксперта Ломакина В.В. в экспертном совете.

Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, разрешение спора по заявленным требованиям оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки неизвестна.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что Соловьева В.М. на основании договора купли-продажи, заключенного <...> между истцом и Лукиных В.П., является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 5210 кв.м., разрешенное использование: для строительства и эксплуатации здания, расположенного на землях населенных пунктов в границах муниципального образования г. Шадринск по адресу: <адрес>.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке, выданной <...> филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, кадастровая стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером установлена в размере <...> руб., что также подтверждается данными кадастровой справки от <...>.

Кадастровая стоимость земельного участка Соловьевой В.М. установлена на основании постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» (далее по тексту постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454), которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 года и средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области.

Данным постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером – 1231,25 руб./кв.м., который был применен при определении кадастровой стоимости земельного участка с учетом его площади.

Согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка, составленному ООО «ДЛЛ» по заказу Соловьевой В.М., по состоянию на 1 января 2010 года рыночная стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером составляет <...> руб.

Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости Соловьева В.М. обратилась с настоящим иском, указывая на недостоверность сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в установленном законом порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от <...> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (далее по тексту Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с п.п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а её результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Этим же законом Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в ст. 24.18 которой (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) указывается, что физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить такие результаты в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Пунктом 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Как указано выше, согласно представленному в материалы дела отчету ООО «ДЛЛ» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, составляет <...> руб., что ввиду значительного превышения свидетельствует о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454, его рыночной стоимости.

Рыночная стоимость спорного участка определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой были утверждены постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454.

В ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) указано, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет). Названной статьей Закона предусмотрены общие требования к содержанию отчета. В частности, отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 4 июля 2011 года № 328 утвержден федеральный стандарт оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)» (далее по тексту Федеральный стандарт оценки № 5), регламентирующий порядок проведения экспертизы отчета об оценке, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.

В соответствии с п. 16 Федерального стандарта оценки № 5 в экспертном заключении указываются, в том числе, результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам; результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости; вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован.

На основании п. 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256, при проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

В соответствии с п. 17 Федерального стандарта оценки № 5 результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение. При проведении нормативно-методической экспертизы положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. При проведении экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке законодательству.

Если в нормативном правовом акте, договоре на проведение экспертизы отчета об оценке, определении суда или внутренних документах саморегулируемой организации оценщиков не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза (п. 19 Федерального стандарта оценки № 5).

Законом не предусмотрены обязательные требования к проведению экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, установленной оценщиком в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка. Для подтверждения достоверности представленного в материалы дела отчета об оценке достаточно проведение нормативно-методической экспертизы, результаты которой подтверждают соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

В силу положений ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) при обосновании расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заявителю надлежит представить, в том числе, отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Соответственно, в рамках судебного спора о доказывании размера рыночной стоимости земельного участка предоставление таких доказательств является допустимым и возможным.

Суд полагает возможным принять указанный выше отчет ООО «ДЛЛ» от <...> в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, что отражено в заключении от <...> экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков», членом которой является оценщик Ботникова Е.В., составивший отчет № . Полномочия эксперта Ломакина В.В., подписавшего экспертное заключение от <...>, подтверждаются свидетельством о членстве в саморегулируемой организации оценщиков Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков» со сроком действия до <...>, аттестатом о сдаче единого квалификационного экзамена в соответствии с требованиями к уровню знаний, предъявляемыми федеральным стандартом оценки к эксперту саморегулируемой организации оценщиков от <...> № 1, являющегося членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков», оснований сомневаться в квалификации и полномочиях которого у суда не имеется.

Доводы, изложенные в отзывах третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Администрации г. Шадринска об отсутствии документов, подтверждающих статус эксперта, подписавшего экспертное заключение от <...>, и его полномочия, а также протокола об избрании членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков Ломакина В.В. опровергаются имеющимися в деле доказательствами, при этом являются необоснованными относительного того, каким образом отсутствие названного протокола общего собрания на момент составления экспертного заключения, повлияло на результаты нормативно-методической экспертизы отчета об оценке ООО «ДЛЛ» от <...> на предмет его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В судебном заседании в качестве специалиста была опрошена оценщик ООО «ДЛЛ» Ботникова Е.В., пояснившая, что определение рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего Соловьевой В.М., рассчитывалось при допущении об отсутствии обременений, ограничений прав на него, а также интересов третьих лиц, производилось как для земельного участка, условно-свободного от улучшений. При анализе рынка продаж для объекта оценки установлено, что рынок продаж земельных участков в <адрес> на 2010 год не развит, в связи с чем для сравнения выбраны аналоги земельных участков в районах <адрес>, схожих с местоположением объекта оценки в <адрес>, с расчетом поправки на местоположение. Для расчета данной корректировки, введенной методом парных продаж, взяты аналоги жилых помещений в районе Рябково <адрес> и <адрес>, вблизи с расположением объекта оценки, с учетом сведений о которых в расчете рыночной стоимости объекта применена поправка на местоположение в размере 0,79 в отношении объектов-аналогов. Полагала, что на основании анализа рынка недвижимости <адрес> с учетом примененных в отчете корректировок, в том числе по местоположению, можно произвести наиболее полные и точные расчеты.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в отчете ООО «ДЛЛ» от <...> выводы, подтверждают доводы истца о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером над его рыночной стоимостью, при этом отчет в соответствии с положениями федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от <...> № 256, содержит обоснование выбранного оценщиком сравнительного метода, описание объектов-аналогов, подробное обоснование примененных корректировок. Доказательств обратного материалы дела не содержат, мотивированных возражений относительно достоверности определенной в отчете ООО «ДЛЛ» от <...> рыночной стоимости спорного земельного участка, корректности и правильности методов проведения исследования, соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации, а также ходатайств о назначении соответствующих экспертиз участвующими в деле лицами не заявлено.

Ссылки, изложенные в дополнении к возражениям на иск представителем третьего лица Администрации г. Шадринска относительно сведений о продаже на аукционах земельных участков, сделки по которым состоялись в период с июня по декабрь 2009 года, судом во внимание не принимаются, поскольку достоверными доказательствами по делу они не подтверждены (ст.ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кроме того, не опровергают выводов, содержащихся в отчете ООО «ДЛЛ» и отражающих рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2010 года.

Доводы представителя третьего лица Администрации г. Шадринска относительно недостоверности данных отчета о рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего истице, со ссылкой на договор купли-продажи от <...> также нельзя признать состоятельными, поскольку цена сделки, определенная сторонами договора, отличается от показателя рыночной стоимости, определяемого оценщиками, как наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В связи с изложенными выше обстоятельствами, суд полагает заявленные Соловьевой В.М. требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению.

Утверждения представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» относительно предъявления Соловьевой В.М. иска к ненадлежащему ответчику, поскольку требования истца по существу сводятся к внесению изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета о кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости, судом признаются несостоятельными по следующим основаниям.

Исходя из анализа положений ст.ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ), требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости должно быть обращено к органу кадастрового учета.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Согласно п. 2 приказа Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата»), по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является ФГБУ «ФКП Росреестра», наделённое функциями органа кадастрового учёта объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения иска в части возложения на ответчика обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, и полагает в удовлетворении соответствующей части иска отказать. Пунктом 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Таким образом, Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрен заявительный порядок внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, реализация которого возможна на основании заявления правообладателя земельного участка. Данные обстоятельства подтверждены ответчиком в отзыве на исковое заявление, в котором указано, что решение суда будет являться тем документом - основанием, в соответствии с которым сведения об измененной кадастровой стоимости будут внесены в государственный кадастр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, обратившегося в орган кадастрового учета. Следовательно, истец вправе обратиться в орган кадастрового учета с письменным заявлением о внесении установленной настоящим решением кадастровой стоимости земельного участка в данные государственного кадастра недвижимости в качестве его новой кадастровой стоимости, приложив копию вступившего в законную силу настоящего решения.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

РЕШИЛА:

Исковое заявление Соловьевой В.М. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и эксплуатации здания, кадастровый номер , площадью 5 210 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Соловьевой В.М. отказать.

Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Курганский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2014 года.

Судья

Курганского областного суда Богданова О.Н.

3-20/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
СОЛОВЬЕВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Суд
Курганский областной суд
Судья
Богданова Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
22.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.09.2014Передача материалов судье
24.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2014Судебное заседание
15.10.2014Судебное заседание
20.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2014Дело оформлено
20.10.2014Дело передано в архив
15.10.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее