77RS0002-02-2024-004711-18
дело № 2-2694/2024 (№ 33-16493/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Екатеринбург 25.10.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волошковой И.А., судей Фефеловой З.С., Хайровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности
по апелляционной жалобе ответчика на решение Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 09.07.2024.
Заслушав доклад председательствующего Волошковой И.А., объяснения представителя ответчика Авдокушиной К.В., действующей в интересах открытого акционерного общества «Российские железные дороги», поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 09.07.2024 удовлетворен иск Тюменского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») о возложении обязанности, на ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделения транспортной безопасности, включающие в себя работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ), специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - железнодорожная станция Тобольск, с ОАО «РЖД» в доход местного бюджета была взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решениеЖелезнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 09.07.2024 отменить, принять по делу новое решение, которым отказать Тюменскому транспортному прокурору в удовлетворении иска к ОАО «РЖД». Продолжает настаивать на доводах, которые, по мнению ответчика, безосновательно отклонены судом первой инстанции. Считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права. По мнению автора жалобы, суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы ответчика о преждевременности заявленных требований, законодатель с учетом масштабов деятельности ответчика предусмотрел исключение для принадлежащих ОАО «РЖД» объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), установив, что этапы и сроки их оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) устанавливает Правительство Российской Федерации. Как указал ответчик, исходя из содержания Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р (имеет гриф «для служебного пользования, поскольку содержит сведения, являющиеся информацией ограниченного доступа) «Этапы и сроки оснащения ТСОТБ ОТИ, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании», спорный объект (станция Тобольск) подлежит оснащению на пятом этапе, начиная с 2025 года. По мнению ответчика, подход законодателя, изложенный в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, свидетельствует о том, что законодательство о транспортной безопасности не требует одномоментного исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности по всем объектам, законодатель установил для ОАО «РЖД» специальные условия оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, определив, что сроки оснащения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р действует на все объекты ОАО «РЖД» без исключения, утверждает этапы и сроки в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 13 ФЗ «О транспортной безопасности». Как указал ответчик, учитывая годичный срок для реализации Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633, срок для оснащения техническими средствами железнодорожной станции Тобольск наступит не ранее 31.12.2026. В связи с указанным, по мнению ответчика, в случае принятия судом решения об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы ОАО «РЖД», срок для устранения нарушений, указанный в просительной части искового заявления (три месяца) и увеличенный судом первой инстанции до шести месяцев, недостаточен и может быть увеличен судом апелляционной инстанции до 31.12.2026 (с учетом Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р).
В поступившем в суд апелляционной инстанции отзыве на жалобу третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Уральское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта указало, что объект транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Тобольск - структурного подразделения филиала ОАО «РЖД» решением Федерального агентства железнодорожного транспорта был внесен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий для данного ОТИ ему была присвоена первая категория. Соответственно для данного ОТИ применяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1633 (подпункт «в» пункта 5 Требований), таким образом, для данного ОТИ необходимо привлечение либо формирование подразделения транспортной безопасности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Тюменский транспортный прокурор и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Уральское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта, извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьями 113, 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, 06.09.2024 информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru). Поскольку в материалах дела имеются доказательства извещения неявившихся лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, неявившиеся лица, участвующие в деле, об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, заслушав объяснения представителя ответчика Авдокушиной К.В., действующей в интересах открытого акционерного общества «Российские железные дороги», проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика ОАО «РЖД» в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что железнодорожная станция Тобольск включена в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры - реестровый номер ЖСУ <№>, 1 категория.
Тюменской транспортной прокуратурой проведена проверка требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности, в ходе которой выявлено, что в нарушение положений подпункта «В» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности №1633, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020, на железнодорожной станции Тобольск ответчик ОАО «РЖД» не образовал и не привлек подразделение транспортной безопасности для защиты объекта от актов незаконного вмешательства.
По данному факту Тюменским транспортным прокурором в адрес начальника Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции правления движением - филиала ОАО «РЖД» 17.11.2023 внесено представление с требованиями рассмотреть настоящее представление с участием сотрудника Тюменской транспортной прокуратуры, принять меры по устранению допущенных нарушений закона.
17.12.2023 в Тюменскую транспортную прокуратуру из Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов поступил ответ на внесенное представление, согласно которому Свердловской дирекцией управления движением направлялись обращения в Центральную дирекцию управления движением, Свердловскую дирекцию по эксплуатации зданий и сооружений о потребности в привлечении подразделения транспортной безопасности с учетом изменения уровня безопасности, указано, что Свердловской дирекцией управления движением принимаются меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности станции Тобольск в рамках выделенных лимитов денежных средств. Требования прокурора не исполнены.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").
В соответствии с пунктом 4 статьи 1, части 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под обеспечением транспортной безопасности следует понимать реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства в целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера.
Частью 3 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В силу подпункта "в" пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1633, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В соответствии с пунктом 4 Требований N 1633 его положения являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Таким образом, Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1633, установлена обязанность ответчика ОАО «РЖД» образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты ОТИ подразделения транспортной безопасности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020, которым утверждены Требования N 1633, было принято в соответствии с положениями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности и взаимной связи, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска Тюменского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделения транспортной безопасности, включающие в себя работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ), специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - железнодорожная станция Тобольск. Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, основаны на законе и материалах дела. Судом первой инстанции верно указано, что заключение договора на охрану объекта не свидетельствует о том, что на основании указанного договора на охрану осуществляются действия по обеспечению транспортной безопасности на объекте, реагирование на подготовку и совершение актов незаконного вмешательства в соответствии с положениями Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1633. Также обоснованно отклонен судом первой инстанции довод ответчика о преждевременности, по его мнению, заявленных требований прокурора, поскольку Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 №974-р, на которое ссылается ответчик, имеет меньшую юридическую силу по отношению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633 (устанавливающему обязанность по привлечению подразделения транспортной безопасности). Также суд первой инстанции правильно указал, что поскольку железнодорожная станция Тобольск не поименована в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, то действие пункта 5 Распоряжения об оснащении объектов транспортной инфраструктуры на пятом этапе (начиная с 2025 года) не распространяется на железнодорожную станцию Тобольск.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что ОАО "РЖД" следует Распоряжению Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 №974-р, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно частям 1, 2 статьи 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.
Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.
Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020, которым утверждены Требования N 1633, является актом нормативного характера в отличие от Распоряжения Правительства от 21.04.2022 N 974-р.
Ссылка на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 N 974-р является несостоятельной также и в связи с тем, что обеспечение объектов транспортной инфраструктуры транспортной безопасностью необходимо во все время эксплуатации объектов транспортной безопасности. Объект транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Тобольск - структурного подразделения филиала ОАО «РЖД» решением Федерального агентства железнодорожного транспорта был внесен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. С учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий для данного ОТИ ему была присвоена первая категория. Соответственно для данного ОТИ применяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1633 (подпункт «в» пункта 5 Требований).
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно установил срок для устранения нарушений закона в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок является разумным, достаточным, установленным с соблюдением баланса интересов сторон (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат ссылок на обстоятельства, влекущие необходимость отмены обжалуемого решения, основаны на ошибочном толковании автором жалобы норм материального и процессуального права, направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, в то время как по смыслу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств, их относимости, допустимости и достоверности, является прерогативой суда при рассмотрении спора по существу, а оценка достаточности представленных доказательств производится стороной, таковые доказательства представляющей.
Решение Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 09.07.2024 постановлено с соблюдением положений статей 2, 5, 8, 10, 12, 56, 59, 60, 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в пунктах 1-6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».
Нарушения норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущены, постановленное по делу решение является законным и обоснованным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не влекут отмену или изменение решения суда первой инстанции.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что, по мнению апеллянта, имеются основания для увеличения срока устранения нарушений до 31.12.2026, отклоняется судебной коллегий. Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 09.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Волошкова
Судьи З.С. Фефелова
Г.С. Хайрова