№2-193/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лабинск 25.03. 2015 года
Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Горюшина Л.А.
с участием представителя Лабинской межрайонной прокуратуры - Могильного Л.В.,
представителя ответчика – главы администрации Первосинюхинского сельского поселения Кляхина Е.А.
при секретаре Юшиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Первосинюхинского сельского поселения, Лабинского района о признании бездействия незаконным( в порядке ст. 45 ГПК РФ ),
УСТАНОВИЛ:
Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации Первосинюхинского сельского поселения, Лабинского района о признании бездействия незаконным( в порядке ст. 45 ГПК РФ ), мотивируя свои требования тем, что Лабинской межрайонной прокуратурой по результатам проведенной проверки соблюдения органами местного самоуправления норм действующего законодательства о социальной защите инвалидов установлено следующее: в нарушение ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181- ФЗ ( ред. От 21.07.2014 года с изменениями от 01.12.2014 г) « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ни в одном из учреждений, подведомственных администрации Первосинюхинского сельского поселения МО Лабинский район - предприятия ЖКХ, учреждения культуры, спорта, молодежной политики и других, условия для оказания инвалидам по слуху услуг по переводу не созданы и данные услуги не представляются.
Кроме этого, проведенной проверкой установлено, что в нарушение ст. 15 вышеуказанного Закона, здание администрации Первосинюхинского сельского поселения МО Лабинский район не соответствует требованиям о создании беспрепятственного доступа инвалидов, обустройство входа в здание администрации Первосинюхинского сельского поселения не соответствует установленным нормативам: пандус на входе в здание не соответствует нормативным требованиям, согласно которых он должен иметь уклон не более 5 %, длину не более 9 метров, поручни на высоте 0,7 метра и 0,9 метра, обустройство высоты порога двери не более 1, 4 см, ширину дверных проёмов не менее 0,9 метра; ; оснащение лестницы поручнями с двух сторон на высоте 0,9 м, обозначение наружной лестницы контрастной маркировкой; размещение информации о назначении помещения внутри здания с дублированием рельефными знаками.
На территории Первосинюхинского сельского поселения МО Лабинский район места для стоянки ( остановки) автотранспортных средств инвалидов около образовательных учреждений, сферы услуг, медицинских, культурно- зрелищных учреждений не выделены, и администрацией района мер к устранению указанных нарушений не принимается на протяжении длительного времени.
На официальном сайте администрации Первосинюхинского сельского поселения МО Лабинский район, в нарушение ст. 13 Федерального закон « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 года № 8-ФЗ, отсутствует информация о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры.
В связи с тем, что бездействием администрации Первосинюхинского сельского поселения МО Лабинский район нарушаются права инвалидов, использующих инвалидные коляски, на беспрепятственный доступ в здание администрации Первосинюхинского сельского поселения МО Лабинский район, расположенное по адресу: х.Первая Синюха, ул. Мира, 169; нарушаются права инвалидов по слуху на создание условий в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка; нарушаются права инвалидов ( включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак проводников), на создание условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры ( жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации ( включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); нарушаются права инвалидов на информирование граждан о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, Лабинский межрайонный прокурор просит суд признать бездействие администрации Первосинюхинского сельского поселения незаконным и обязать устранить вышеперечисленные нарушения.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, но просил удовлетворить выявленные нарушения, исходя из сложившейся социальной инфраструктуры Первосинюхинского сельского поселения, Лабинского района и в пределах полномочий, предусмотренных Уставом поселения.
Представитель Администрации Первосинюхинского сельского поселения в судебном заседании исковые требования признал частично, суду пояснил, что в поселении разработан проект постановления « Об утверждении муниципальной целевой программы « Доступная среда в Первосинюхинском сельском поселении Лабинского района на период 2015-2018 г.г» и проект муниципальной целевой программы, которые представлены в Лабинскую межрайонную прокуратуру, также на входе в здание администрации Первосинюхинского сельского поселения имеется пандус, он не совсем соответствует требованиям перечисленным в исковом заявлении, но недостатки будут устранены, также будут выделены и обозначены места для автостоянки.. Высота порога входной двери уже откорректирована. Нарушения, выявленные в результате проверки, будут устраняться, но на это нужно время и денежные средства.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Лабинского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям: Согласно ст.14 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Русский жестовый язык признаётся языком общения при наличии нарушений слуха и ( или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» -
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Суд находит необходимым возложить на администрацию Первосинюхинского сельского поселения обязанность по устранению выявленных нарушений только согласно сложившейся инфраструктуры поселения.
Закон Краснодарского края № 1229-КЗ от 27 апреля 2007 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае » определяет общие требования к приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения и доступа к ним маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами Российской Федерации.
Согласно представленного суду, по результатам проверки, паспорта доступности для инвалидов общественного здания – администрации Первосинюхинского сельского поселения, х.Первая Синюха, ул. Мира, 169, от 18.06.2014 года, были даны следующие рекомендации по обеспечению доступности объекта: участки и территории- обеспечение на автостоянке мест для транспорта инвалидов, обозначение специальным знаком этих мест на поверхности покрытия стоянки и вертикальной поверхности; на входе - обустройство пандуса в соответствии с нормативными требованиями, оснащение лестницы поручнями с обеих сторон на высоте 0,9 м; обустройство наружной лестницы контрастной маркировкой. Размещение информации о назначении помещения внутри с дублированием рельефными знаками.
Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 №181-ФЗ (ред. от 01 июля 2011 года, с изменениями от 01 июля 2014 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В соответствии с ч.2 ст. 7 Закона 1229-КЗ органы местного самоуправления обеспечивают информирование граждан о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законодательством.
Частью 1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты, с указанием адресов электронной почты, по которой пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Граждане-инвалиды в силу своего состояния здоровья являются социально незащищенной категорией граждан, в связи с чем, Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175.
Согласно ст.2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ вышеизложенные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд полагает, что требования Лабинского межрайонного прокурора, направленные на защиту и восстановление гражданских прав, законных интересов социально незащищенной группы граждан (инвалидов и маломобильных групп населения), гарантированных им Конституцией Российской Федерации, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Краснодарского края №1229-КЗ от 27.04.2007 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Первосинюхинского сельского поселения МО Лабинский район о признании бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Первосинюхинского сельского поселения МО Лабинский район по защите: прав инвалидов по слуху, на создание условий в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка; прав инвалидов на создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, согласно сложившейся социальной инфраструктуры поселения; прав инвалидов на информирование граждан о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры - незаконным.
Обязать администрацию Первосинюхинского сельского поселения МО Лабинский район в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом поселения и в соответствии со сложившейся социальной инфраструктурой поселения, устранить нарушения закона по защите:
1. прав инвалидов, использующих инвалидные кресла-коляски на беспрепятственный доступ в здание администрации Первосинюхинского сельского поселения МО Лабинский район, расположенное по адресу: х.Первая Синюха, ул. Мира, 169, путём приведения пандуса в соответствие с нормативными требованиями на входе в здание : уклон не более 5%, длина не более 9 метров, установка поручней на высоте 0, 7 метра и 0, 9 метра, входная площадка размером 2,2 м х 2, 2 м, обустройство высоты порога не более 1, 4 см, оснащения лестницы поручнями с двух сторон на высоте 0,9 м; обустройство наружной лестницы контрастной маркировкой ; размещения информации о назначении помещения внутри здания с дублированием рельефными знаками;
2. прав инвалидов по слуху, на создание условий в подведомственных учреждениях для получения услуг по переводу с использованием русского жестового языка, разработать алгоритм действий по предоставлению услуг переводчика;
3. прав инвалидов на создание условий (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, согласно сложившейся инфраструктуры поселения;
4. прав инвалидов на информирование граждан о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, с размещением на сайте соответствующей информации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья: