Решение по делу № 33-961/2019 от 18.01.2019

Судья Борисова Т.Ю.                                                                        Дело № 33-961/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.

судей Бачинской Н.Ю., Черной Л.В.

при секретаре Макаровой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

                        25 февраля 2019 года

дело по апелляционной жалобе Маслова Виталия Владимировича на решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 29 ноября 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Маслову Виталию Владимировичу отказать.

Заслушав доклад судьи Бачинской Н.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Маслов В.В. с учетом уточненных требований обратился с иском к администрации сельского поселения Некрасовское о возложении обязанности выполнить действия по проектированию в 2018 году и строительству в 2019 г. автомобильной дороги любого класса, с целью обеспечения подъезда к земельному участку истца с кадастровым номером , расположенному <адрес>.

Требования мотивированы тем, что земельный участок принадлежащий истцу предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, им получено разрешение и ведется строительство жилого дома, которое он планировал закончить к концу 2018 года, зарегистрировать право собственности на жилой дом в установленном законом порядке и переехать на постоянное место жительства. Вместе с тем дорога к жилому дому отсутствует, а существующий проезд находится в неудовлетворительном состоянии, отсутствует возможность проезда строительной техники, пожарных машин, скорой помощи, что делает невозможным проживание в доме. Истец неоднократно обращался в администрацию с данным вопросом, однако конкретного ответа так и не получил. Наличие дороги является одним из условий обеспечения жизнедеятельности населения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы Маслова В.В., возражения представителей администрации сельского поселения Некрасовское по доверенностям Кудряшова А.Л., Репиной М.М., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия правовых оснований для отмены решения по доводам жалобы не находит.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что истец, заявляя требования о понуждении администрации сельского поселения Некрасовское совершить действия по проектированию и строительству автомобильной дороги фактически возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по строительству дороги, что недопустимо. Кроме того, начиная строительство жилого дома, истцу были известны обстоятельства наличия к участку только грунтового подъезда.

С выводом об отказе в удовлетворении исковых требований судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и законе.

Доводы жалобы, выражающие несогласие с постановленным решением по мотиву того, что ответчик обязан разрешать вопросы местного значения к которым на законодательном уровне отнесены вопросы осуществления дорожной деятельности, включающей планирование и строительство дорог и это нельзя расценивать как вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, судебная коллегия отклоняет.

Статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно пунктам 6 и 7 приведенного Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 9 ст. 5 указанного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6).

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно ст. 15 - 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Согласно положений ст. 34 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч. 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Положениями ст. 53 того же Федерального закона предусмотрено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 1).

Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 2).

Частью 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Согласно ст. 9 Устава сельского поселения Некрасовское принятого решением Муниципального Совета сельского поселения от 17 марта 2015 г. № 33, к вопросам местного значения поселения в числе прочих отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения Некрасовское и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок ( парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения Некрасовское, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации ( л.д. 86).

Из дела следует, что Маслов В.В. с 20 ноября 2018 г. на основании договора дарения является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес>. До указанного времени использовал земельный участок по договору аренды с М.В.Л.

В свою очередь М.В.Л. с 7.02.2011 года являлся собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1 391 кв.м, категория земель, земли населенных пунктов, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства ( л.д. 11).

М.В.Л. по договору аренды от 31 мая 2016 г. передал земельный участок своему сыну Маслову В.В. ( л.д. 7-10).

В ходе рассмотрения дела М.В.Л. разделил земельный участок, образовав два самостоятельных участка с кадастровыми номерами и .

Земельный участок с кадастровым номером площадью 500 кв.м подарил сыну Маслову В.В.

30 июня 2016 г. в КУМИ администрации Некрасовского муниципального района получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

Масловым В.В. на участке возведен незавершенный строительством индивидуальный жилой дом.

Неоднократные обращения Маслова В.В. с 2017 года в администрацию сельского поселение Некрасовское об организации подъезда к строящемуся дому оставлены без удовлетворения.

Соглашаясь с постановленным решением судебная коллегия исходит из того, что подъезд к участку истца существует с <адрес>. С указанной улицы имеется съезд в виде накатанной грунтовой дороги в поля.

Указанные обстоятельства истцом не оспариваются, и фактически в иске идет речь о строительстве съезда протяженностью около 100 -150 метров с <адрес> до единственного участка истца.

Заявление истца о строительстве дороги к его земельному участку было предметом рассмотрения заседания Муниципального Совета сельского поселения Некрасовское Ярославкой области третьего созыва от 31.05.2018 г. Из решения следует, что подъезд к участку истца имеется, дорога по которой осуществляется подъезд к участку в реестре автодорог сельского поселения Некрасовское не значится, в связи с чем сельское поселение не имеет полномочий по финансированию строительства, обслуживанию и ремонту данной дороги (л.д. 56).

Возражая по заявленным требованиям и по доводам жалобы представители администрации сельского поселения Некрасовское поясняли, что на территории поселения 60% дорог с грунтовым покрытием, в таком состоянии, как и съезд к участку истца, а потому проектировать и осуществлять строительством дороги к единственному участку, может быть расценено как коррупционное составляющие деятельности администрации и нецелевое использование денежных средств (л.д. 71), разрешение на строительство истцу выдавалось с условием существующего в настоящее время подъезда, который находится в удовлетворительном состоянии. В настоящее время за участком истца формируются участки под ИЖС и через аукцион продано только два участка. В планах поселения, которые пока не обличены в какое-либо решение планируется проектировать проезд к аукционным участком, но эта дорога планируется с <адрес>, по которому будет возможен другой подъезд к участку истца (л.д. 116).

Поскольку полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, а строительство дороги, на которой настаивает апеллянт фактически предполагает строительство съезда протяженностью 100 -150 м с дороги по <адрес> к единственному участку истца, где объекты улично-дорожной сети населенного пункта на момент разрешения спора отсутствуют, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований является правильным.

При тех обстоятельствах, которые установлены, судебная коллегия соглашается с тем, что в данном случае при возложении судом обязанности на ответчика произвести проектирование и строительство дороги к участку истца будет иметь место вмешательство в деятельность органов местного самоуправления.

Доводы жалобы об обратном судебная коллегия отклоняет.

В соответствии ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Как видно из дела решением Муниципального Совета сельского поселения Некрасовское от 7.08.2018 г. № 188 разрешены вопросы планирования очередности, проведения ремонта дорожного покрытия улиц в населенных пунктах, расположенных на территории сельского поселения Некрасовское включительно по 2019 год (л.д. 57-60). Вопрос о строительстве дороги, в том числе в рабочем поселке Некрасовское не разрешался.

Отнесение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения к вопросам местного значения при фактических обстоятельствах дела не является основанием для возложения на администрацию сельского поселения Некрасовское обязанности по проектированию и строительству автомобильной дороги к участку истца.

По вышеизложенным мотивам с учетом фактических обстоятельств дела судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о бездействии администрации в части принятия мер по строительству дороги к участку истца.

Иные доводы жалобы, в том числе не исследовании судом вопроса относительно того в чьей собственности находится земельный участок, по которой истец просит спроектировать и построить дорогу, с учетом вышеприведенных мотивов, правильность принятого решения не опровергают.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

                                        определила:

апелляционную жалобу Маслова Виталия Владимировича на решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 29 ноября 2018 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-961/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Маслов ВВ
Ответчики
адм. с/п Некрасовское
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Бачинская Наталия Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
25.01.2020Судебное заседание
25.01.2020Судебное заседание
25.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2020Передано в экспедицию
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Передано в экспедицию
25.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее