УИД 14RS0031-01-2024-000151-12 | Дело № 2-65/2024 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Депутатский | 19 июля 2024 г. |
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Иннокентьева А.А., единолично, при секретаре судебного заседания Матренич Н.А., с участием заместителя прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) Афанасьева А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к сельскому поселению «Омолойский национальный наслег» муниципального района «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности устранить нарушения требований водного законодательства при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства в течение одного года со дня вступления решения суда путем принятия мер по обращению в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) с заявлением об установлении границ зон санитарной охраны, определенных органом местного самоуправления, источника водоснабжения, пригодного для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории муниципального образования «Омолойский национальный наслег» Усть-Янского района Республики Саха (Якутия), с приложением документов, предусмотренных п.п. 2.6.1 Административного регламента по предоставлению Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по установлению, изменению, прекращению существования границ зон санитарной охраны источников питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом этого Министерства от 22 марта 2021 г. № .......... (далее - Административный регламент).
В обоснование заявленных требований указано, что проверкой выявлены нарушения требований водного законодательства при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения: ответчиком зона санитарной охраны (далее – ЗСО) источника водоснабжения – реки «Омолой» не установлена; документы, предусмотренные п. 2.6.1 Административного регламента, в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) не предоставлены; проект ЗСО не разработан, для его утверждения в Министерство документы в установленном порядке не направлены.
В судебном заседании представитель истца по поручению заместитель прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) Афанасьев А.И. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представители ответчика сельского поселения «Омолойский национальный наслег» и заинтересованного лица Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика и заинтересованного лица.
Выслушав заместителя прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) Афанасьева А.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 11 п. 3.1 Положения о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2022 г. № 549, Министерство принимает решения об установлении, изменении зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Санитарными правилами и нормами СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», введенными в действие постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10, определены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В силу п. 1.4 вышеуказанных СанПин основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
На основании п. 1.9 СанПин 2.1.4.1110-02 принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.
В соответствии с п. 1.6 СанПин 2.1.4.1110-02 организация ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта.
Согласно п. 1.11 СанПин 2.1.4.1110-02 проект ЗСО является составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В соответствии с п. 1.12 СанПин 2.1.4.1110-02 проект ЗСО в обязательном порядке, в частности, содержит данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними, что необходимо для установления границ поясов в ЗСО.
Согласно п. 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Приказом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2021 г. № .......... утвержден Административный регламент.
В соответствии с п. 2.6.1 Административного регламента для установления границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения заявитель предоставляет в Министерство следующие документы:
1) заявление об установлении границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, заполненное по форме приложения № 1 к настоящему Административному регламенту;
2) копия документа, удостоверяющего личность (для физического лица и индивидуального предпринимателя), для представителя заявителя (документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя), для юридических лиц (документы, подтверждающие полномочия лица, имеющего право действовать от имени юридического лица);
3) проект ЗСО в бумажном виде (оригинал и копия) и на электронном носителе (электронная версия проекта ЗСО должна быть в PDF-формате);
4) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта ЗСО санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
5) копия правоустанавливающего документа на земельный участок, право на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в границах которого расположен водный объект, используемый для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, источник питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
6) копии документов, содержащих перечень координат характерных точек границ зон санитарной охраны и описание местоположения границ таких зон (карта-плана ЗСО).
Из материалов дела установлено, что Якутской природоохранной прокуратурой Республики Саха (Якутия) проведена проверка исполнения требований водного законодательства при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, по результатам которой установлено, что зона санитарной охраны источника водоснабжения, - река «Омолой», расположенная на территории муниципального образования «Омолойский национальный наслег», не установлена, документы, предусмотренные п. 2.6.1 Административного регламента в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) не представлены.
14 июня 2024 г. в связи с выявленными нарушениями Якутской природоохранной прокуратурой в адрес главы сельского поселения «Омолойский национальный наслег» внесено представление об устранении нарушений закона, в котором указано безотлагательно, с участием представителя прокуратуры района рассмотреть указанное представление, принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений, причин и условий, им способствовавших.
В ответе на указанное представление от 18 июня 2024 г. главой сельского поселения «Омолойский национальный наслег» указано, что представление рассмотрено, по результатам рассмотрения принято решение поручить заместителю главы сельского поселения «Омолойский национальный наслег» в срок до 21 июля 2024 г. получить санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора о соответствии санитарным нормам, на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы водного объекта, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в срок до 1 сентября 2024 г. разработать и утвердить проект зон санитарной охраны источника водоснабжения на территории сельского поселения.
Таким образом, в суде установлено, что ответчиком документы, предусмотренные п. 2.6.1 Административного регламента в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) не представлены, проект ЗСО до настоящего времени не разработан и в уполномоченный орган для их утверждения не направлен.
Вышеизложенное подтверждается информацией Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2024 г. № .........., что свидетельствует о непринятии ответчиком мер по устранению нарушений.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что непринятие мер администрацией сельского поселения «Омолойский национальный наслег» по утверждению проекта ЗСО источника водоснабжения – река «Омолой» может повлечь за собой негативное воздействие на окружающую среду, а также создать угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, что затрагивает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд считает, что исковые требования Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Срок, заявленный Якутским природоохранным прокурором Республики Саха (Якутия) для устранения выявленных нарушений, суд находит разумным и исполнимым.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к сельскому поселению «Омолойский национальный наслег» муниципального района «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности устранить нарушения требований водного законодательства при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, - удовлетворить.
Возложить на сельское поселение «Омолойский национальный наслег» муниципального района «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ОГРН .........., ИНН ..........) обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства путем принятия мер по обращению в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) с заявлением об установлении границ зон санитарной охраны, определенных органом местного самоуправления, источника водоснабжения, пригодного для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории сельского поселения «Омолойский национальный наслег» муниципального района «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия), с приложением документов, предусмотренных п.п. 2.6.1 Административного регламента по предоставлению Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по установлению, изменению, прекращению существования границ зон санитарной охраны источников питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом указанного Министерства от 22 марта 2021 г. № ..........
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья | А.А. Иннокентьев | |
Решение изготовлено в окончательной форме 19 июля 2024 г.