Дело № 2а-2897/2019 |
26 сентября 2019 года |
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Солодковой А.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Архангельске административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РіРѕСЂРѕРґР° Архангельска РІ защиту интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Щербину Р. Р“. Рѕ прекращении действия права РЅР° управление транспортными средствами,
установил:
заместитель РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РіРѕСЂРѕРґР° Архангельска РІ защиту интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Щербину Р.Р“. Рѕ прекращении действия права РЅР° управление транспортными средствами.
Р’ обоснование требований указал, что Щербин Р.Р“. имеет водительское удостоверение категории «В», действительное РґРѕ <Дата>. Согласно информации ГБУЗ РђРћ «Архангельский психоневрологический диспансер» РѕС‚ <Дата> Сѓ административного ответчика есть абсолютные противопоказания Рє управлению транспортным средством, Р° именно: заболевание «наркомания», стойкой ремиссии нет. Таким образом, деятельность Щербина Р.Р“. РїРѕ управлению транспортными средствами РЅРµ отвечает требованиям безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, влечет нарушение прав неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц – участников РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, может повлечь причинение вреда РІ будущем. РќР° основании изложенного административный истец РїСЂРѕСЃРёР» прекратить действие права Щербина Р.Р“. РЅР° управление транспортными средствами категории «В».
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный ответчик извещался судом о времени и месте судебного заседания в соответствии с ч.1 ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по последнему известному месту жительства, однако судебная повестка им получена не была. Определением суда в порядке ст. 54 КАС РФ в качестве представителя административного ответчика назначен адвокат Ломоносовской коллегии адвокатов города Архангельска.
Представитель административного ответчика адвокат Пронина А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель заинтересованного лица, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вена 8 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения относится соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно абзацу 9 статьи Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности движения и междугородных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Условиями получения права на управление транспортными средствами согласно пункту 1 статьи 26 Закона № 196-ФЗ являются: достижение определенного возраста; прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения; отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Согласно статье 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия; внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;
В силу пунктов 1, 4 статьи 23.1 Закона № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона № 196-ФЗ одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Данным перечнем установлено, что управление транспортными средствами категории «В», «С» при заболеваниях алкоголизм, наркомания, токсикомания допускается только при стойкой ремиссии после специального лечения.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
РР· системного толкования вышеприведенных правовых РЅРѕСЂРј следует, что установление Сѓ гражданина наличия РїСЂСЏРјРѕРіРѕ противопоказания Рє управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует Рѕ непосредственной СѓРіСЂРѕР·Рµ для безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Закона в„– 196-ФЗ Рё направлено РЅР° обеспечение охраны Р¶РёР·РЅРё, Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё имущества граждан, защиты РёС… прав Рё законных интересов, Р° также защиты интересов общества Рё государства РІ области РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Согласно материалам дела Щербину Р.Р“. выдано водительское удостоверение ... РѕС‚ <Дата> РЅР° право управления транспортными средствами категории «В», действительное РґРѕ <Дата>.
Согласно информации ГБУЗ РђРћ «Архангельский психоневрологический диспансер» РѕС‚ <Дата> Щербин Р.Р“. имеет диагноз «наркомания» СЃ 2015 РіРѕРґР°, данных Р·Р° стойкую ремиссию нет. РР· сообщения ГБУЗ РђРћ «Архангельский психоневрологический диспансер» РѕС‚ <Дата> следует, что Щербину Р.Р“. имеет диагноз: «Другие РЅРµ психотические расстройства поведения, связанные СЃ употреблением нескольких психоактивных веществ».
Доказательств обратного административным ответчиком в соответствии с положениями статьи 62 КАС РФ суду не представлено.
Таким образом, поскольку Щербин Р.Р“. имеет заболевание, наличие которого РІ силу действующего законодательства запрещает его РґРѕРїСѓСЃРє Рє управлению транспортными средствами, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем наличие Сѓ ответчика такого РґРѕРїСѓСЃРєР° противоречит требованиям действующего законодательства Рё создает потенциальную СѓРіСЂРѕР·Сѓ Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, Р° также имуществу участников РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения.
При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению.
РЎ учетом изложенного, действие права РЅР° управление транспортными средствами Сѓ Щербина Р.Р“. должно быть прекращено.
Р’ соответствии СЃ указанием Р“РБДД Р Р¤ РѕС‚ 13 июля 2010 РіРѕРґР° в„– 13/9-529 «Порядок исполнения постановления Рѕ лишении права управления транспортными средствами» постановление СЃСѓРґСЊРё Рѕ лишении права управления транспортным средством исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
В силу статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Р’ соответствии СЃРѕ статьей 333.19 РќРљ Р Р¤ размер государственной пошлины, подлежащей взысканию СЃ Щербина Р.Р“. РІ местный бюджет, составляет 300 СЂСѓР±.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РіРѕСЂРѕРґР° Архангельска РІ защиту интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Щербину Р. Р“. Рѕ прекращении действия права РЅР° управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права Щербина Р. Р“., <Дата> РіРѕРґР° рождения, РЅР° управление транспортными средствами категории «В».
Настоящее решение является основанием для изъятия Сѓ Щербина Р. Р“. органом внутренних дел водительского удостоверения ... РѕС‚ <Дата>.
Взыскать СЃ Щербина Р. Р“. РІ РґРѕС…РѕРґ местного бюджета государственную пошлину РІ размере 300 (Триста) СЂСѓР±.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова