Дело № 2-288/2023

УИД: 55RS0039-01-2023-000149-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2023 года                                      р.п. Шербакуль

Шербакульский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Соляник Е.А.

при секретаре Моляровской О.Ю.,

при подготовке судебного процесса помощником судьи Недвецкой Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива «Славянский» к кадастровому инженеру Усенко Михаилу Николаевичу, Ессе Людмиле Анатольевне о признании незаконным выделения (межевания) земельного участка, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, признании права собственности на земельный участок отсутствующим,

УСТАНОВИЛ:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Славянский» (далее -СПК «Славянский») обратился в суд с иском к Ессе Л.А., кадастровому инженеру Усенко М.Н. с названным иском.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что в соответствии с Постановлением Главы администрации Шербакульского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель в коллективную собственность» в коллективно-долевую собственность АО «Славянское» была предоставлена земля сельскохозяйственного назначения общей площадью Х га, из них Х га пашни, на Х собственников, где на 1 земельную долю приходится Х га земель, из них Х га пашни, Х га - сенокосы, пастбища.

Ессе Л.А., являясь собственником Х земельных долей, каждая из которых состоит из Х га сенокосов, выделила из земельного участка с кадастровым номером на основании проекта межевания, подготовленного кадастровым инженером Усенко М.Н., земельный участок с кадастровым номером , площадью Х га, сформированный из пашни.

Таким образом, действия ответчиков нарушили принцип пропорциональности, поскольку межевание проведено без учета дифференциации земель на размеры пашни и пастбищ, с предоставлением при выделении земельного участка сведений лишь об общем размере принадлежащей участнику долевой собственности доли, без указания размера пастбищ и пашни, из которых состоит земельная доля, принадлежащая ответчику.

Полагая, что в данном случае при образовании указанного земельного участка кадастровым инженером и участником общей долевой собственности был нарушен п.1 ст.13 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» истец СПК «Славянский» обращался ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Шербакульского района Омской области с просьбой признания в судебном порядке недействительными межевых планов, проектов межевания границ, признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, о понуждении к снятию земельных участков с государственного кадастрового учета, признании зарегистрированного права отсутствующим. Указанное заявление было перенаправлено прокурором саморегулируемой организации «ОКИС», которой не выявлено нарушений со стороны кадастрового инженера Усенко М.Н. при проведении кадастровых работ по образованию земельных участков , , , , .

В связи с чем истец, ссылаясь на положения ст.ст.12, 246, 247, 252 ГК РФ, ст.ст.1, 13 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.11.5, п.6 ст.11.9, п.6 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.с.5, 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», просит признать незаконным выделение (межевание) земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Ессе Л.А., исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером , признать право собственности Ессе Л.А. на земельный участок с кадастровым номером отсутствующим.

Представитель СПК «Славянский» Афонин Е.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против прекращения производства по делу в отношении кадастрового инженера Усенко М.Н., в связи со смертью ответчика. В остальной части исковые требования к Ессе Л.А. поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что СПК «Славянский» обратилось с настоящим иском в суд в целях защиты своих прав, как участника общей долевой собственности и арендатора на земельный участок с кадастровым номером , из которого Ессе Л.А. был выделен земельный участок с кадастровым номером . Первоначально Ессе Л.А. принадлежало Х доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , где площадь пашни в каждой из долей составляла Х га. Ессе Л.А. выделила из земельного участка с кадастровым номером земельный участок, соответствующий Х га пашни*Х доли. А через некоторое время повторно выделила оставшиеся кормовые угодья, оставшиеся от Х долей (Х га сенокосов, пастбищ*Х доли) вновь за счет пашни из земельного участка с кадастровым номером . Такими действиями нарушаются права участников общей долевой собственности и арендатора земельного участка с кадастровым номером , так как выделение кормовых угодий из пашни, фактически приводит к уменьшению наиболее ликвидных и производительных сельскохозяйственных угодий – пашни. Из опубликованного ответчиком в районной газете объявления о выделении земельного участка не было видно, что земельный участок сформирован с нарушением требований к его образованию, в связи с чем истцом не были поданы соответствующие возражения. Кадастровым инженером Усенко М.Н. при подготовке межевого плана были использованы две выписки из ЕГРН: на Х га и на Х га. В межевом плане имеется указание на то, что кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ использовались данные ГКН и Государственного фонда данных, в частности, проект перераспределения земель совхоза «Славянский» Шербакульского района, но при этом работа выполнена формально, без учета данных первоначальных правоустанавливающих документов, что повлекло нарушение прав истца. Фактически действия ответчиков привели к тому, что после совершения сделок с земельными долями и получения новых правоподтверждающих документов новый собственник приобрел больше прав, чем первоначальный собственник: первоначально собственник обладал Х га пашни и Х га кормовых угодий, после совершения сделок в счет каждой доли было выделено Х га пашни.

Ответчик Ессе Л.А. при надлежащем уведомлении в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суд не уведомила, об отложении судебного заседания ходатайство не заявляла.

Представитель ответчика Ессе Л.А. – Филимонов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно суду пояснил, что границы земельного участка с кадастровым номером Х установлены декларативно. В настоящее время определить где реально расположена пашня, а где кормовые угодья не возможно, ввиду трансформации земель, в связи с чем довод истца о нарушении его прав, как собственника доказательно не подтвержден. Права арендатора также не нарушены. Поскольку выделение земельного участка осуществлено ответчиком до регистрации договора аренды. Истцом арендуется весь земельный участок с кадастровым номером , без каких-либо изъятий, включая как пашню, так и сенокосы, пастбища, в связи с чем само по себе выделение из земельного участка пашни не нарушает прав арендатора, так как арендатор не лишен возможности использовать иные части земельного участка. Правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания недействительным межевания и отсутствующим права собственности у ответчика на земельный участок не имеется. Полагает, что все доводы истца сводятся к наличию кадастровой ошибки, что в свою очередь предполагает иной способ защиты нарушенного права, иной субъектный состав ответной стороны.

Ответчик кадастровый инженер Усенко М.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, Т.1 л.д.244).

Определением суда от 11.09.2023 производство по делу в отношении ответчика Усенко М.Н. прекращено.

Третье лицо Ессе В.Э. с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы, приведенные представителем Филимоновым Д.А.

Третьи лица Управление Росреестра по Омской области, администрация Шербакульского муниципального района Омской области, филиал ППК «Роскадастр», СРО Ассоциация «ОКИС», администрация Славянского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области при надлежащем уведомлении в судебном заседании участие не принимали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело при настоящей явке, против чего не возражали остальные участники процесса.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, третье лицо, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность исковых требований в пределах заявленных требований, изучив процессуальные позиции сторон по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части признания незаконным межевания земельного участка с кадастровым номером и исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером .

Данное процессуальное решение основано на следующем правовом и фактическом анализе.

Статья 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Как следует из ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно пункту 1 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

При этом по правилам пункта 2 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно положениям Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 13).

В соответствии с частью 2 статьи 13 указанного закона, земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном частями 4 - 6 настоящей статьи.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли.

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, предусмотренные статьей 13 указанного Федерального закона две процедуры выдела земельного участка в счет земельной (ых) доли(ей) (по результатам общего собрания и в индивидуальном порядке) являются альтернативными способами реализации права на выдел земельной доли.

Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка согласно положениям пунктов 14, 15 статьи 13.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» рассматриваются в суде.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением администрации Шербакульского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ членам АО «Славянское» предоставлен в коллективно-долевую собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Согласно прилагаемой к постановлению таблице утвержден дифференцированный размер переданного АО «Славянское» земельного участка, состоящего из сельхозугодий общей площадью Х га, из которых Х га – пашни, на Х собственников (т.1 л.д.18). Соответственно размер каждого пая АО «Славянское» составил Х га сельхозугодий, из которых доля пашни составила – Х га.

Из земель сельскохозяйственного назначения, переданных в коллективно-долевую собственность АО «Славянское», сформирован земельный участок с кадастровым номером , местоположением: <адрес>, площадь участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГХ кв.м. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (выписка из ЕГРН, т.1 л.д.145-169).

Истец СПК «Славянский» является правообладателем земельной доли в праве общей долевой собственности, площадью Х га, на земельный участок с кадастровым номером (номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из ЕГРН о зарегистрированных правах на земельный участок – т.1 л.д.170).

Решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ утвержден размер доли в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков равным Х га пашни (т.3 л.д.3-33).

Кроме того, общим собранием участников общей долевой собственности ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен вопрос об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности с кадастровым номером , принято решение о согласовании договора аренды указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения общего собрания участников общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ с арендатором СПК «Славянский» заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером при множественности лиц на стороне арендодателей. В пользу СПК «Славянский» на основании договора аренды, заключенного между СПК «Славянский» и участниками общей долевой собственности, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано обременение земельного участка с кадастровым номером на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (выписка из ЕГРН, Т.1 л.д.170- 239, т.3 л.д.3-33, т.2 л.д.68).

Ответчиком Ессе Л.А. на основании Х договоров купли-продажи, заключенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с продавцами ФИО2, ФИО3 (Х земельные доли), ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12., ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 было приобретено в собственность Х земельных доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью Х га, по Х га каждая, из сельхозугодий среднего качества, расположенных на землях <адрес> (т.2 л.д.68-117).

Данные договоры купли-продажи содержат указание на то, что право собственности продавцов подтверждается свидетельствами на право собственности на землю, выданными на основании указанного выше постановления главы администрации Шербакульского района от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельствами о праве на наследство по закону (договоры купли-продажи с ФИО3, ФИО18, ФИО20).

Как следует из пояснений представителей сторон и подтверждается материалами дела в ДД.ММ.ГГГГ за счет Х из указанных долей ответчиком Ессе Л.А. выделен и поставлен на кадастровый учет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью Х га, которому был присвоен кадастровый .

В ДД.ММ.ГГГГ по заказу Ессе Л.А. кадастровым инженером Усенко М.Н. осуществлены кадастровые работы по выделению из земельного участка с кадастровым номером еще одной земельной доли. По результатам проведенных работ выделен и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером , площадью Х кв.м.

Согласно плану земельного участка с кадастровым номером , где землепользователем является КФХ «К-1» (глава КФХ ИП Ессе В.Э.), предоставленному по запросу суда филиалом ППК «Роскадастр» по Омской области, данный земельный участок, площадью Х га, в полном объеме сформирован из сельскохозяйственных угодий с целевым назначением – пашня (т.1 л.д.101).

На основании договоров дарения от ДД.ММ.ГГГГ Ессе Л.А. передала в собственность Ессе В.Э. земельный участок с кадастровым номером , площадью Х га и земельный участок с кадастровым номером , площадью Х кв.м. Право собственности Ессе В.Э. на указанные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения зарегистрировано в установленном законном порядке, в подтверждение чего были выданы соответствующие свидетельства, при этом кадастровый номер земельного участка преобразован на кадастровый (т.2 л.д.118-123).

Соответственно ответчик Ессе Л.А. распорядилась частью приобретенных на основании приведенных выше договоров купли-продажи земельных угодий, имеющих целевое назначение – пашня. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оставались невыделенными по Х га сельхозугодий угодий иного целевого назначения (пашни, залежи, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями) от каждой доли, в связи с чем у Ессе Л.А. сохранилось право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером .

В дальнейшем новым собственником - третьим лицом Ессе В.Э. были проведены работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером , в результате чего участок претерпел изменения: в ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был разделен на 2 участка с кадастровыми номерами и , после чего земельный участок с кадастровым номером был разделен еще на два участка с кадастровыми номерами и (т.2 л.д.145-173 – межевой план, т.2 л.д.197-211 – реестровое дело , т.1.л.д.79-129 – землеустроительные дела).

В ДД.ММ.ГГГГ Ессе Л.А. воспользовалась своим правом выделить, оставшуюся после выделения пашни, часть принадлежащей ей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером земли сельскохозяйственного назначения, для чего ею были предоставлены кадастровому инженеру Усенко М.Н. выписки из ЕГРН о зарегистрированных за ней правах на земельный участок с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что ответчику принадлежит Х га (Х доли х Х га) и Х га в праве общей долевой собственности на земельный участок, на основании указанных выше договоров купли-продажи земельных долей (т.2 л.д.222, 223).

С целью согласования с другими участниками долевой собственности местоположения выделяемого участка, площадью Х га (Х га+Х га), кадастровым инженером Усенко М.Н. было опубликовано соответствующее извещение в СМИ, а именно в районной газете: «Наша Газета» от 06.06.2021 № 30 (т.2 л.д.164), подготовлен проект межевания земельного участка, выделяемого в счет Х долей по Х га каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (т.2 л.д.145-173).

В установленный срок возражения от истца, иных сособственников земельных долей относительно размера и местоположения выделяемого участка в адрес Ессе Л.А., кадастрового инженера или Росреестра не поступили, в связи с чем, проект межевания был утвержден, ДД.ММ.ГГГГ указанному земельному участку был присвоен кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ право собственности Ессе Л.А. на земельный участок, площадью Х, с кадастровым номером зарегистрировано в ЕГРН (л.д.136-139).

Согласно заключению СРО Ассоциация «ОКИС» при проведении кадастровым инженером Усенко М.Н. кадастровых работ по образованию земельных участков с кадастровыми номерами , , , нарушений требований действующего законодательства не выявлено (т.1 л.д.15-17).

Между тем, при сравнении проектного плана, имеющегося в межевом плане земельного участка с кадастровым номером (т.2 л.д.157) и плана ранее выделенного земельного участка с кадастровым номером (т.1 л.д.94), следует, что земельный участок с кадастровым номером (), расположенный в урочище <адрес>, сформирован за счет одного поля и включает в себя только земли пашни, что явилось основанием для обращения СПК «Славянский» с настоящим иском в суд, разрешая который суд приходит к следующему.

Статья 60 Земельного кодекса РФ предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.ст. 9, 10 ГК РФ, ст.ст. 3, 4 ГПК РФ защите подлежит лишь нарушенное либо подвергающееся возможному нарушению право. Наличие нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов лица, обращающегося в суд, является обязательным условием для реализации права на судебную защиту. Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца посредством предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

Факт выделения земельных участков с кадастровыми номерами , , () только из сельскохозяйственных угодий с целевым назначением «пашня» представителем ответчика, третьим лицом Ессе В.Э. не оспаривался.

Данное обстоятельство также подтверждено картой проекта перераспределения земель совхоза «Славянский», картой проекта внутрихозяйственного землеустройства совхоза «Славянский» Шербакульского района Омской области, а также показаниями свидетеля ФИО1., являющегося специалистом-экспертом Межмуниципального Азовского отдела Управления Росреестра по Омской области. Также в судебном заседании свидетель ФИО1 пояснил, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный в границах <адрес>, на 95 % состоит из пашни, оставшиеся сельскохозяйственные угодья представляют собой пастбища, сенокосы, многолетние насаждения (кормовые угодья). Указал, что при выделении земельного участка с кадастровым номером процедура выделения соблюдена в полном объеме, полнота исследованных кадастровым инженером данных Управлением Росреестра формально соответствует установленным требованиям, в связи с чем в данном случае действительно был произведен выдел земельных долей в полном объеме, без учета целевого назначения сельхозугодий, за счет наиболее ценных сельхозугодий - пашни.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста кадастровый инженер ООО «Геометрикс» Попов А.В., предъявивший сертификат соответствия судебного эксперта, пояснил, что при выполнении кадастровых работ по выделению земельной доли из земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности, обязательным является сопоставление подготовленной схемы расположения земельного участка с проектом перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения, кадастровой картой. При этом само по себе выделение земельного участка можно произвести только с учетом последних сведений о зарегистрированных правах на земельную долю.

В материалы дела стороной истца представлено заключение, подготовленное кадастровым инженером Лучинской Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок с кадастровым номером , местоположение которого: <адрес>, располагается на категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадь Х кв.м. (что соответствует Х га). Земельный участок образован одним контуром на пахотных угодьях путем выдела из земельного участка с кадастровым номером , что не соответствует Постановлению Главы администрации Шербакульского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым определен размер пахотных угодий на каждый пай (Х га) из расчета проведенных землеустроительных работ, в результате которых был подготовлен проект перераспределения земель совхоза «Славянский» Шербакульского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. Оставшаяся после образования земельных участков площадью Х га и Х га ( и ), территория в размере Х га и Х га полностью соответствует площади кормовых угодий для Х-х долей и должна располагаться не на пашне. Формирование земельного участка с кадастровым номером одним массивом за счет пахотных угодий привело к нарушению правил рационального использования земельных участков и нарушению принципа пропорциональности. Единственным способом исправления сложившейся ситуации является исключение сведений о границах земельного участка с кадастровым номером из ЕГРН на пахотных угодьях и установление их на кормовых, с проведением соответствующих кадастровых работ (т.3 л.д.107-138).

В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, указанных в ней субъектов частного и публичного права.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает заключение специалиста с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Ходатайств о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы сторонами в ходе рассмотрения дела заявлено не было, доказательства в опровержение выводов специалиста не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает возможным оценить заключение, выполненное кадастровым инженером Лучинской Е.А., по правилам статьи 67, части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами.

При этом суд учитывает, что заключение выполнено специалистом, имеющим соответствующую квалификацию и опыт, выводы, изложенные в названном заключении, согласуются с иными представленными в дело доказательствами.

Таким образом, судом принимается названное заключение кадастрового инженера Лучинской Е.А. наряду с иными доказательствами, материалами, представленными в настоящее дело.

Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

По правилам ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 218-ФЗ в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

Согласно статье 8 Федерального закона № 218-ФЗ к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.

При необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 21 Закона о государственной регистрации недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка.

Как следует из совокупности положений, предусмотренных ч. 1 ст. 43 и ч. 6 ст. 61 Закона государственной регистрации недвижимости, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 25) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». К числу таких оснований статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.

В силу ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Как следует из п. 2 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Согласно п. 3 указанных Правил установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Из п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» усматривается, что необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с п. 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

Как следует из пп. 1.1. - 1.3 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом от 08.04.1996, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

Согласно п. 2 указанной Инструкции, межевание земель включает: подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ); полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков; составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков; сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью; определение координат пунктов ОМС и межевых знаков; определение площади земельного участка; составление чертежа границ земельного участка; контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ; государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков; формирование межевого дела; сдачу материалов в архив.

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Статьей 22 Федерального закона № 218-ФЗ установлены требования, предъявляемые к межевому плану.

Так, согласно ч. 1 ст. 22 указанного федерального закона, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ в межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» порядок выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В настоящее время такой порядок в Омской области не установлен.

Между тем, отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей, на что прямо указано в данной норме.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6 данной нормы установлено, что к отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 11.5).

Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

Частью 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации провозглашено право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность гражданами и юридическими лицами.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Земельный кодекс Российской Федерации определяет 5 видов сельскохозяйственных угодий в соответствии с их целевым назначением (пункт 1 статьи 79): пашни, залежи, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Указанные сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Таким образом, при разрешении земельных споров следует учитывать не только правовой режим земельных участков как объектов недвижимого имущества, но и особо охраняемые законом свойства земель сельскохозяйственного назначения как основы жизни и деятельности человека, важнейшего природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве, а также их целевое назначение.

Иное ставит участников земельных отношений, в том числе и участников прав общей долевой собственности на землю, в неравное положение, позволяет допустить невозможность использования земли сельскохозяйственного назначения по ее прямому назначению.

Фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером на пахотных землях подтверждается согласующимися между собой доказательствами по делу, в частности, планами, схемами земельного участка, материалами межевых и реестровых/ землеустроительных дел.

Исследовав приведенные выше доказательства обстоятельств приобретения и отчуждения ответчиком права собственности на земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , порядок выделения земельного участка с кадастровым номером , применительно к специальному правовому регулированию, установленному Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», суд приходит к выводу, что местоположение координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером определено кадастровым инженером без учета требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и ч.5 ст.13 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» согласно которых, размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли.

Как следует из материалов межевого дела, при подготовке проекта межевания спорного земельного участка в качестве исходных данных о размере выделяемого участка была использована только выписка из ЕГРН, согласно которой Ессе Л.А. является собственником Х земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , при этом кадастровым инженером не учтены основания уменьшения земельных долей с Х га до Х га каждая, не принята во внимание структура исходного земельного участка (размеры пашни, принадлежащей Ессе Л.А.) применительно к первоначальному правоустанавливающему документу – Постановлению администрации Шербакульского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ

При таком положении, учитывая, что Ессе Л.А., вопреки Постановлению администрации Шербакульского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ выделила принадлежащие ей земельные доли без учета дифференциации земли по её свойствам и качеству, целевому назначению; после образования участка с кадастровым номером путем выдела из исходного земельного участка с кадастровым номером пахотных угодий в счет принадлежащих ответчику Ессе Л.А. кормовых угодий, фактически произошло качественное ухудшение исходного земельного участка, а вместе с тем и долей участников общей долевой собственности (пайщиков), так как уменьшено процентное соотношение пашни к прочим сельскохозяйственным угодьям, суд приходит к выводу о наличии достаточных правовых и фактических оснований для признания недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером и исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером , площадью Х кв. м, с местоположением: <адрес>.

При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным выделения земельного участка с кадастровым номером , поскольку сама по себе процедура выдела земельной доли из земельного участка с кадастровым номером , установленная Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» истцом соблюдена, устранение допущенных нарушений при определении границ земельного участка возможно посредством повторного проведения кадастровых работ.

Разрешая исковые требования в части признания отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером , суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3).

Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5).

В соответствии с абзацем 4 пункта 52 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, если запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим. При этом, использование такого иска возможно: если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами; если право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество; если ипотека или иное обременение прекращено.

Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.

При этом возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, которое является не только собственником спорного имущества, но и одновременно является лицом, владеющим этим имуществом.

Данный иск, как правило, используется в тех случаях, когда иные способы защиты права, предусмотренные статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, не могут защитить истца.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем, стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.

Как следует из содержания исковых требований и исследованных в процессе судебного разбирательства доказательств истцами не оспаривается право Ессе Л.А. на выделенный в счет земельных долей земельный участок с кадастровым номером , в процессе судебного разбирательства не было установлено фактического использования истцом земельного участка с кадастровым номером .

Как указано выше, требования о признании права собственности на земельный участок отсутствующим является исключительным способом защиты. Истцом не представлено доказательств, что СПК «Славянский» является лицом владеющим земельным участком с кадастровым номером . При этом под владением в данном случае понимается владение, ни как лица, полномочного распоряжаться земельным участком в силе положений, предусматривающих право распоряжаться им посредством предоставления, а как титульного владельца.

Таким образом, правовых оснований для признания права собственности Ессе Л.А. на земельный участок с кадастровым номером отсутствующим не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» (░░░ 5540006180) ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ , ░░░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                              ░.░. ░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.

2-288/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Славянский"
Ответчики
Ессе Людмила Анатольевна
Кадастровый инженер: Усенко Михаил Николаевич
Другие
Администрация Шербакульского муниципального района Омской области
Филиал ППК "Роскадастр"
Администрация Славянского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области
Управление Росреестра по Омской области
Афонин Евгений Геннадьевич
Филимонов Денис Александрович
Ессе Владимир Эдуардович
СРО Ассоциация "ОКИС"
Суд
Шербакульский районный суд Омской области
Судья
Соляник Е.А.
Дело на сайте суда
sherbcourt.oms.sudrf.ru
17.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2023Передача материалов судье
24.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2023Подготовка дела (собеседование)
24.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2023Судебное заседание
28.07.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
08.09.2023Судебное заседание
15.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее