Решение по делу № 2а-376/2021 от 02.03.2021

Дело в„– 2Р°-376/2021 Рі.                         КОПИЯ

УИД: 69RS0013-01-2021-000261-86

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 марта 2021 РіРѕРґР°                          Рі. РљРёРјСЂС‹

Кимрский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Иванова Ю.И.,

при секретаре судебного заседания Поляковой Р.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Страхового акционерного общества «ВСК» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, судебному приставу-исполнителю Кимрского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области Соловьевой Л.С. о признании незаконным действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя,

У С Т А Н О В И Л:

Страховое акционерное общества «ВСК» (далее – САО «ВСК», административный истец) обратилось в Кимрский городской суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

Заявленные требования мотивирует тем, что 21.01.2020 года административным ответчиком было возбуждено исполнительное производство №*. САО «ВСК» является стороной данного исполнительного производства.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе судебным приставом не осуществлены в нарушение ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ.

Просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Кимрского районного отдела Управления Федерального службы судебных приставов по Тверской области Соловьевой Л.С. по исполнению требований, указанных в ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; обязать административного ответчика исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, а в случае установления факта отсутствия перспективы взыскания предоставить документы об окончании исполнительного производства и направить их в адрес административного истца.

В судебное заседание представитель административного истца – САО «ВСК», административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Кимрского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области Соловьева Л.С., представитель административного ответчика - УФССП России по Тверской области, заинтересованное лицо Молчанов Д.М. не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, что подтверждено документально. В тексте административного искового заявления представитель административного истца зафиксировал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. Судебный пристав-исполнитель Кимрского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области Соловьева Л.С. и представитель УФССП России по Тверской области также представили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.

Согласно отзыва представителя УФССП России по Тверской области на административное исковое заявление, в Кимрском районном отделе УФССП России по Тверской области находится на исполнении исполнительное производство от 21.01.2020 года №* о взыскании с Молчанова Д.М. задолженности в пользу САОЛ «ВСК» в сумме 29 327 рублей 50 копеек. В рамках исполнительного производства неоднократно направлялись запросы в регистрирующие органы, в т.ч. в пенсионный фонд, налоговую инспекцию, госавтоинспекцию, росреестр, банки (кредитные организации. Согласно ответов, имущества, подлежащего описи и аресту за должником не зарегистрировано, сведения о трудоустройстве отсутствуют. Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы РФ.

Отсутствие положительного результата для взыскателя от проводимых исполнительных действий и мер принудительного исполнения само по себе основанием для установления факта незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя являться не может.

В соответствии с положениями ст. 150 и ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Суд, проанализировав материалы дела, в том числе обозрев материалы исполнительного производства №*, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Пунктом 3 вышеуказанного постановления предусмотрено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

При рассмотрении требований САО «ВСК», суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Т.е., для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Учитывая, что достоверных данных о времени, когда САО «ВСК» стало известно о нарушении его прав, суду не представлено, а также полагая, что при данных обстоятельствах право административного истца на судебную защиту его прав не может быть нарушено, суд полагает, что срок на обращение с данными требованиями административным истцом не пропущен.

В судебном заседании установлено, что решением мирового судьи судебного участка № 25 Тверской области от 16.04.2019 года по гражданскому делу № 2-281/2019, с Молчанова Д.М. в пользу САО «ВСК» взыскано выплаченное страховое возмещение в порядке регресса в размере 29 250 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1077 рублей 50 копеек, а всего 30 327 рублей 50 копеек. На основании данного решения суда 17.05.2019 года был выдан исполнительный лист серии №*.

Задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов возлагаются на судебных приставов (ст. 1 ФЗ «О судебных приставах»).

21.01.2020 года судебным приставом-исполнителем Кимрского районного отдела УФССП России по Тверской области ФИО6 в отношении должника Молчанова Д.М. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №*

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федеральным законом от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации; осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 – 6.1 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ определено, что судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Абзацем 3 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя (абз. 5 п. 15).

Согласно материалов вышеназванного исполнительного производства, в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выполнены следующие исполнительные действия: 21.01.2020 направлены запросы в ПФР, ФНС, ГИБДД, кредитные организации о наличии лицевых счетов, 22.01.2021 года – запрос в ФНС о счетах должника, 10.03.2021 года – повторный запрос в ГИБДД и ПФР. 10.03.2021 года вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Не смотря на совершение судебным приставом-исполнителем действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем Соловьевой Л.С. допущено бездействие, не совершены все возможные исполнительские действия.

Так, из представленных материалов исполнительного производства следует, что судебным приставом-исполнителем не произведен должным образом розыск должника и его имущества, а именно судебный пристав-исполнитель не выходил по месту жительства должника с целью проверки его имущественного положения. Постановление о запрете на выезд должника за пределы РФ вынесено судебным приставом-исполнителем лишь 01.03.2021 года, то есть по прошествии года со дня возбуждения исполнительного производства.

Применение иных исполнительных и процессуальных действий, суд полагает на данной стадии исполнительного производства нецелесообразным. При этом суд также учитывает, что требования административного истца в указанной части не конкретизированы, не указано на конкретные действия, которые не совершены судебным приставом-исполнителем.

Указание административным ответчиком на то, что двухмесячный срок для проведения исполнительного производства не является пресекательным не является поводом для уклонения судебного пристава-исполнителя от своевременного совершения необходимых исчерпывающих исполнительных действий, направленных на создание условий применения необходимых мер принудительного исполнения в установленный законом срок.

При этом суд также полагает, что в случае установления отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, судебных пристав-исполнитель должен окончить исполнительное производство при условии, что он принял все допустимые законом меры по отысканию такого имущества и они оказались безрезультатными. До настоящего времени решение об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем не принято, что свидетельствует о том, что судебный пристав-исполнитель не принял все допустимые законом меры по отысканию имущества должника.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии объективных причин, препятствующих совершению судебным приставом-исполнителем исчерпывающих, необходимых исполнительных действий, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая, что в настоящее время исчерпывающий перечень исполнительных действий для установления имущественного положения должника судебным приставом-исполнителем не выполнен, то говорить о необходимости окончания исполнительного производства преждевременно. А указание на необходимость окончания исполнительного производства под условием, как того просит административный истец, законом не допускается.

Конкретных требований к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области административным истцом не заявлено. При рассмотрении дела суд пришел к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) указанного органа признаков нарушения прав и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Страхового акционерного общества «ВСК» к судебному приставу-исполнителю Кимрского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области Соловьевой Л.С. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Кимрского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Соловьевой Л.С. по исполнительному производству №*, выразившееся в не проведении проверки имущественного положения должника путем выхода по месту его жительства, а также несвоевременном вынесении постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Обязать судебного пристава-исполнителя Кимрского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Соловьеву Л.С. по исполнительному производству №* принять меры к проверке имущественного положения должника путем выхода по месту его жительства.

В удовлетворении остальных требований к судебному приставу-исполнителю Кимрского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области Соловьевой Л.С., а также требований к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 марта 2021 года

Судья : Ю.И. Иванов

<****>

<****>

<****>

Дело в„– 2Р°-376/2021 Рі.                         КОПИЯ

УИД: 69RS0013-01-2021-000261-86

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 марта 2021 РіРѕРґР°                          Рі. РљРёРјСЂС‹

Кимрский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Иванова Ю.И.,

при секретаре судебного заседания Поляковой Р.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Страхового акционерного общества «ВСК» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, судебному приставу-исполнителю Кимрского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области Соловьевой Л.С. о признании незаконным действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя,

У С Т А Н О В И Л:

Страховое акционерное общества «ВСК» (далее – САО «ВСК», административный истец) обратилось в Кимрский городской суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

Заявленные требования мотивирует тем, что 21.01.2020 года административным ответчиком было возбуждено исполнительное производство №*. САО «ВСК» является стороной данного исполнительного производства.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе судебным приставом не осуществлены в нарушение ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ.

Просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Кимрского районного отдела Управления Федерального службы судебных приставов по Тверской области Соловьевой Л.С. по исполнению требований, указанных в ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; обязать административного ответчика исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, а в случае установления факта отсутствия перспективы взыскания предоставить документы об окончании исполнительного производства и направить их в адрес административного истца.

В судебное заседание представитель административного истца – САО «ВСК», административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Кимрского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области Соловьева Л.С., представитель административного ответчика - УФССП России по Тверской области, заинтересованное лицо Молчанов Д.М. не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, что подтверждено документально. В тексте административного искового заявления представитель административного истца зафиксировал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. Судебный пристав-исполнитель Кимрского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области Соловьева Л.С. и представитель УФССП России по Тверской области также представили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.

Согласно отзыва представителя УФССП России по Тверской области на административное исковое заявление, в Кимрском районном отделе УФССП России по Тверской области находится на исполнении исполнительное производство от 21.01.2020 года №* о взыскании с Молчанова Д.М. задолженности в пользу САОЛ «ВСК» в сумме 29 327 рублей 50 копеек. В рамках исполнительного производства неоднократно направлялись запросы в регистрирующие органы, в т.ч. в пенсионный фонд, налоговую инспекцию, госавтоинспекцию, росреестр, банки (кредитные организации. Согласно ответов, имущества, подлежащего описи и аресту за должником не зарегистрировано, сведения о трудоустройстве отсутствуют. Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы РФ.

Отсутствие положительного результата для взыскателя от проводимых исполнительных действий и мер принудительного исполнения само по себе основанием для установления факта незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя являться не может.

В соответствии с положениями ст. 150 и ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Суд, проанализировав материалы дела, в том числе обозрев материалы исполнительного производства №*, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Пунктом 3 вышеуказанного постановления предусмотрено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

При рассмотрении требований САО «ВСК», суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Т.е., для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Учитывая, что достоверных данных о времени, когда САО «ВСК» стало известно о нарушении его прав, суду не представлено, а также полагая, что при данных обстоятельствах право административного истца на судебную защиту его прав не может быть нарушено, суд полагает, что срок на обращение с данными требованиями административным истцом не пропущен.

В судебном заседании установлено, что решением мирового судьи судебного участка № 25 Тверской области от 16.04.2019 года по гражданскому делу № 2-281/2019, с Молчанова Д.М. в пользу САО «ВСК» взыскано выплаченное страховое возмещение в порядке регресса в размере 29 250 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1077 рублей 50 копеек, а всего 30 327 рублей 50 копеек. На основании данного решения суда 17.05.2019 года был выдан исполнительный лист серии №*.

Задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов возлагаются на судебных приставов (ст. 1 ФЗ «О судебных приставах»).

21.01.2020 года судебным приставом-исполнителем Кимрского районного отдела УФССП России по Тверской области ФИО6 в отношении должника Молчанова Д.М. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №*

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федеральным законом от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации; осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 – 6.1 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ определено, что судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Абзацем 3 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя (абз. 5 п. 15).

Согласно материалов вышеназванного исполнительного производства, в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выполнены следующие исполнительные действия: 21.01.2020 направлены запросы в ПФР, ФНС, ГИБДД, кредитные организации о наличии лицевых счетов, 22.01.2021 года – запрос в ФНС о счетах должника, 10.03.2021 года – повторный запрос в ГИБДД и ПФР. 10.03.2021 года вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Не смотря на совершение судебным приставом-исполнителем действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем Соловьевой Л.С. допущено бездействие, не совершены все возможные исполнительские действия.

Так, из представленных материалов исполнительного производства следует, что судебным приставом-исполнителем не произведен должным образом розыск должника и его имущества, а именно судебный пристав-исполнитель не выходил по месту жительства должника с целью проверки его имущественного положения. Постановление о запрете на выезд должника за пределы РФ вынесено судебным приставом-исполнителем лишь 01.03.2021 года, то есть по прошествии года со дня возбуждения исполнительного производства.

Применение иных исполнительных и процессуальных действий, суд полагает на данной стадии исполнительного производства нецелесообразным. При этом суд также учитывает, что требования административного истца в указанной части не конкретизированы, не указано на конкретные действия, которые не совершены судебным приставом-исполнителем.

Указание административным ответчиком на то, что двухмесячный срок для проведения исполнительного производства не является пресекательным не является поводом для уклонения судебного пристава-исполнителя от своевременного совершения необходимых исчерпывающих исполнительных действий, направленных на создание условий применения необходимых мер принудительного исполнения в установленный законом срок.

При этом суд также полагает, что в случае установления отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, судебных пристав-исполнитель должен окончить исполнительное производство при условии, что он принял все допустимые законом меры по отысканию такого имущества и они оказались безрезультатными. До настоящего времени решение об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем не принято, что свидетельствует о том, что судебный пристав-исполнитель не принял все допустимые законом меры по отысканию имущества должника.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии объективных причин, препятствующих совершению судебным приставом-исполнителем исчерпывающих, необходимых исполнительных действий, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая, что в настоящее время исчерпывающий перечень исполнительных действий для установления имущественного положения должника судебным приставом-исполнителем не выполнен, то говорить о необходимости окончания исполнительного производства преждевременно. А указание на необходимость окончания исполнительного производства под условием, как того просит административный истец, законом не допускается.

Конкретных требований к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области административным истцом не заявлено. При рассмотрении дела суд пришел к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) указанного органа признаков нарушения прав и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Страхового акционерного общества «ВСК» к судебному приставу-исполнителю Кимрского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области Соловьевой Л.С. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Кимрского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Соловьевой Л.С. по исполнительному производству №*, выразившееся в не проведении проверки имущественного положения должника путем выхода по месту его жительства, а также несвоевременном вынесении постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Обязать судебного пристава-исполнителя Кимрского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Соловьеву Л.С. по исполнительному производству №* принять меры к проверке имущественного положения должника путем выхода по месту его жительства.

В удовлетворении остальных требований к судебному приставу-исполнителю Кимрского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области Соловьевой Л.С., а также требований к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 марта 2021 года

Судья : Ю.И. Иванов

<****>

<****>

<****>

1версия для печати

2а-376/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Страховое акционерное общество "ВСК"
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Кимрскому району УФССП России по Тверской области Соловьева Л.С.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Тверской области
Другие
Молчанов Дмитрий Михайлович
Суд
Кимрский городской суд Тверской области
Судья
Иванов Юрий Иванович
Дело на сайте суда
kimrsky.twr.sudrf.ru
02.03.2021Регистрация административного искового заявления
03.03.2021Передача материалов судье
04.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее