33-1283 судья Солдатова М.С.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 апреля 2022 г. город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Алдошиной В.В.,
судей Старцевой Т.Г., Абросимовой Ю.Ю.,
при секретаре Шляховой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-51/2022 по иску Комаровой С.А., Комарова А.В. к ГУ-ОПФ РФ по Тульской области, клиентской службе (на правах отдела) в г. Алексине о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты за уход за инвалидом 1 группы, возложении обязанности назначить и впоследствии индексировать ежемесячную выплату за уход за инвалидом 1 группы, по апелляционной жалобе Комаровой С.А. и Комарова А.В. на решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от 11 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Старцевой Т.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Комарова С. А., Комаров А.В. обратились в суд с иском к ГУ-ОПФ РФ по Тульской области, клиентской службе (на правах отдела) в г. Алексине о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты за уход за инвалидом 1 группы, возложении обязанности назначить и впоследствии индексировать ежемесячную выплату за уход за инвалидом 1 группы.
В обоснование заявленных требований указали, что Комаров А.В. является инвалидом <данные изъяты> <данные изъяты>, а Комарова С.А., будучи его матерью, осуществляет за ним уход, ввиду чего получает назначенную ей в порядке, установленном Указом Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», выплату в размере 1 200 руб.
Отметили, что по Указу Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» размер выплаты установлен для родителей таких лиц в 10 000 руб. ежемесячно.
Комарова С. А., полагая, что ее сын Комаров А. В. – инвалид <данные изъяты> нуждается в объеме ухода равном объему такого ухода, необходимому для инвалидов 1 группы с детства, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячно 10 000 руб., но получила отказ, обоснованный причиной установления ее сыну группы инвалидности – общим заболеванием, тогда как Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 данная выплата в размере 10 000 руб. предусмотрена для родителей, осуществляющих уход за инвалидами с детства 1 группы и детьми-инвалидами.
Истцы считают данный отказ не основанным на законе, полагают, что таковой нарушает гарантированные Конституцией РФ равенство прав и свобод человека и гражданина, право на достойную жизнь, порождает дискриминацию, проводя необоснованное различие между инвалидами 1 группы, не имеющими причину инвалидности «инвалид с детства» и инвалидами, имеющими такую причину.
По мнению истцов, размер выплаты может зависеть в данном случае только от степени нарушения функций организма инвалида и размера текущих расходов на его содержание, тогда как при сравнении инвалидов 1 группы с детства (после достижения ими совершеннолетия) и инвалидов 1 группы степень нарушения функций организма напрямую обуславливается не причиной инвалидности, а группой инвалидности, которая в данном случае является идентичной.
Просили признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в г. Алексин Тульской области (межрайонное) № 418026/21 от 08.10.2021 об отказе в назначении истцу ежемесячной выплаты в размере 10 000 руб. за уход за инвалидом 1 группы; обязать ГУ-УПФ РФ в г. Алексин Тульской области (межрайонное) назначить Комаровой С.А. ежемесячную выплату по уходу за Комаровым А.В. в размере 10 000 руб.; обязать ГУ-УПФ РФ в г. Алексин Тульской области (межрайонное) осуществлять индексацию назначенных сумм.
В судебном заседании истец Комарова С.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Истец Комаров А. В. в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчиков - Филатова Е.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать за необоснованностью.
Решением Алексинского межрайонного суда Тульской области от 11.01.2022 в удовлетворении исковых требований Комаровой С.А., Комарова А.В. к ГУ-ОПФ РФ по Тульской области, клиентской службе (на правах отдела) в г. Алексине о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты за уход за инвалидом <данные изъяты>, возложении обязанности назначить и впоследствии индексировать ежемесячную выплату за уход за инвалидом <данные изъяты> отказано.
В апелляционной жалобе Комарова С.А. и Комаров А.В. просят отменить решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от 11.01.2022 как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Комаровой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГУ-ОПФ РФ по Тульской области, клиентской службе (на правах отдела) в г. Алексине по доверенности Филатовой Е.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по представленным ФКУ «ГБ МСЭ по Тульской области» Минтруда России актам и протоколам медико-социальной экспертизы Комарова А.В. судом установлено, что Комаров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, считает себя больным с 2009 года (раздел IV протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ).
Первично группа инвалидности Комарову А.В. была установлена согласно протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ в 2013 году, то есть в возрасте <данные изъяты>.
При этом Комарову А.В. была установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности – общее заболевание, указание на то, что причиной к установлению таковой стало то, что Комаров А. В. является инвалидом с детства, отсутствует.
Исходя из всех представленных суду ФКУ «ГБ МСЭ по Тульской области» Минтруда России материалов о последующем регулярном переосвидетельствовании Комарова А.В. вплоть до ДД.ММ.ГГГГ включительно, причиной к установлению Комарову А.В. группы инвалидности, а именно <данные изъяты> группы инвалидности в период с ДД.ММ.ГГГГ (бессрочно), а также <данные изъяты> группы инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно стало в каждом случае наличие <данные изъяты> заболевания.
Комарова С.А., являющаяся матерью Комарова А.В., которому <данные изъяты> установлена <данные изъяты> группа инвалидности по причине общего заболевания, получает назначенную ей ответчиком на основании Указа Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» специальную выплату в размере 1200 руб. по уходу за ее сыном Комаровым А.В.
В возрасте до 18 лет группы инвалидности Комаров А.В. не имел, категория инвалида с детства (ребенка- инвалида) ему присвоена когда-либо не была, группа инвалидности первично была установлена <данные изъяты> ввиду наличия у него <данные изъяты> заболевания, а отсутствие положительной динамики такого заболевания повлекло установление ему первой группы инвалидности, при этом, согласно исследованной судом медицинской документации, данное заболевание возникло у истца Комарова А.В. в период, когда он уже являлся совершеннолетним.
Решением ГУ–УПФ РФ в г. Алексин Тульской области (межрайонное) Комаровой С.А. было отказано в назначении ежемесячной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы», поскольку причиной установления Комарову А.В. <данные изъяты> группы инвалидности является <данные изъяты> заболевание.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", Указа Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", суд первой инстанции пришел к выводу, что, поскольку Комаров А.В. инвалидом с детства не является, а первая группа инвалидности установлена ему после достижения совершеннолетия, то Комарова С.А. не имеет права на получение спорных ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы".
Судебная коллегия не усматривает оснований для признания незаконным обжалуемого заявителем судебного акта, находя доводы заявителя жалобы, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 (в редакции от 13.05.2008) «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (далее-Указ № 1455) было постановлено (п. 1) в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан установить с 1 июля 2008 г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Между тем, в данный Указ № 1455 с принятием Указа Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» (далее-Указ №175) внесены изменения, согласно которым из приведенных положений п. 1 Указа № 1455 исключено указание на неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за инвалидами с детства первой группы, поскольку для данных лиц, осуществляющих уход за такой категорией граждан, Указом №175 установлены специальные выплаты.
Так, пунктом 1 Указа №175 первоначально-с 26.02.2013- постановлено в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан установить с 01.01.2013 ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее - ежемесячные выплаты): а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 рублей; б) другим лицам - в размере 1200 рублей.
В данные нормативные положения впоследствии были внесены изменения в части размера названных специальных выплат, ввиду чего в редакции Указа Президента РФ от 07.03.2019 N 95 такой размер для неработающих родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей) составил и составляет в настоящее время 10 000 руб.
Таким образом, Указом № 175 предусмотрены специальные выплаты, в частности, для неработающих трудоспособных родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, то есть за лицом, которому инвалидность была установлена до достижения совершеннолетия.
Вместе с тем, Комарову А.В., как было указано выше, группа инвалидности установлена в период, когда он уже достиг совершеннолетия, причиной к ее установлению явилось <данные изъяты> заболевание, проявившееся и диагностированное после достижения им совершеннолетия.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о нарушении Указом Президента №1455 права истцов на достойную жизнь, принципа равенства, о наличии дискриминации получили надлежащую оценку суда первой инстанции в постановленном по делу решении, с которой судебная коллегия соглашается, так как вопреки доводам стороны истцов установленная законом дифференциация специальных выплат различными нормативными актами, применительно к рассматриваемому случаю – Указом № 145 и Указом № 1455, направлена не на умаление прав одних граждан по отношению к правам иных граждан, а на создание дополнительных возможностей и особых мер социальной защиты для отдельных категорий лиц, особенно в таковых нуждающихся, исходя из их индивидуальных особенностей.
Приходя к указанному выводу, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание также и правовую позицию, изложенную в определениях Конституционного Суда РФ, согласно которой, что касается различных условий пенсионного обеспечения родителей и опекунов детей-инвалидов, то, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом не исключает фактических различий и необходимость их учета законодателем (определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 996-О, от 15.04.2008 N 263-О-О и др.).
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и направлены на иную оценку выводов суда, изложенных в постановленном по делу судебном акте.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от 11 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комаровой С.А. и Комарова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи