Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2019 года с. Богучаны Красноярского края
Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Казак А.Н.,
с участием помощника прокурора Богучанского района Красноярского края Буц А.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Богучанского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Жижилева В.И., действующего на основании доверенности № 32 от 09 января 2019 года,
при секретаре Макарец Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Шелестову А.А. об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке
УС Т А Н О В И Л :
В Богучанский районный суд Красноярского края обратился прокурор Богучанского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Шелестову А.А., в котором просит суд об обязании Шелестова А.А. ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке, расположенном по адресу: примерно в 2500 мот ориентира п. Ангарский, ул. Гоголя, 3-а Богучанского района Красноярского края по направлению на юго-запад, кадастровый номер 24:07:0901001:2630 на общей площади 2640 кв.м. в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Богучанского района проведена проверка доводов гражданина Завиркина В.И. о размещении в водоохраной зоне реки Ангара отходов лесопиления на земельном участке с кадастровым номером 24:07:0901001:2630, в результате которой установлено, что на земельном участке населенного пункта п. Ангарский, расположенном по адресу: примерно в 2500 м от ориентира п. Ангарский ул. Гоголя, 3-а по направлению на юго-запад, кадастровый номер 24:07:0901001:2630 на общей площади 13500,00 кв.м, расположены производственные отходы деревопереработки (горбыль, кора, щепа, опилки). Указанный земельный участок предназначен для использования в целях размещения складов в рамках договора аренды № 3 от 21.04.2016, согласно которому арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:07:0901001:2630 является Шелестов А.А. Осмотром вышеуказанного земельного участка установлено, что на территории земельного участка осуществляется складирование отходов деревопереработки (горбыль - V класс опасности), что следует из предоставленной информации Богучанским межрайонным отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов. Согласно вышеуказанной информации, складирование отходов деревопереработки осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 24:07:0901001:2630 на площади 2640 кв.м, в пределах 200 метровой водоохраной зоны водного объекта р. Ангара на расстоянии 47,9 м от береговой линии. Земельный участок с кадастровым номером 24:07:0901001:2630 расположен на территории населенного пункта МО Ангарский сельсовет. На территории земельного участка с кадастровым номером 24:07:0901001:2630 отсутствуют объекты размещения отходов, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов. Как установлено проверкой, территория земельного участка с кадастровым номером 24:07:0901001:2630 не является специальной площадкой для отходов. Шелестов А.А. по целевому назначению земельный участок с кадастровым номером 24:07:0901001:2630 не использует, на земельном участке организовал складирование отходов деревопереработки (горбыль - V класс опасности; отходы щепы натуральной чистой древесины - V класс опасности). В нарушение требований закона ответчиком земельный участок от отходов не очищен, что в свою очередь представляет реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Явившийся в судебное заседание помощник прокурора Богучанского района Буц А.А., настаивал на удовлетворении требований прокурора, предъявленных им к ответчику в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Шелестов А.А., надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания по рассмотрению дела, в судебное заседание не явился, по причине низкого температурного режима, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявив, что он признает, предъявленные к нему прокурором исковые требования в полном объеме. Каких-либо письменных возражений относительно предъявленных к нему прокурором исковых требований в суд не представил.
При таких обстоятельствах в соответствии с частью 5 ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Шелестова А.А.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Богучанского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Жижилев В.И., действующий на основании доверенности № 32 от 09 января 2019 года, явившийся в судебное заседание, настаивал на удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных им к ответчику в полном объеме.
Суд, выслушав помощника прокурора Буц А.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Богучанского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Жижилева В.И., оценив доводы, приведенные прокурором в обоснование своих требований и представителя третьего лица в обоснование его позиции, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.
Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
Споры в области охраны окружающей среды в соответствии со ст.76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» разрешаются в судебном порядке.
Статья 12 ГПК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Граждане обязаны:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;- соблюдать иные требования законодательства.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы подлежат сбору, хранению, транспортировке условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом согласно п. 2 ст. 51 того же закона сброс отходов на почву запрещается.
Пунктом 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрен запрет захоронения отходов на территориях населенных пунктов.
Частью 4 ст. 12 указанного закона установлено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении которых находятся объекты размещения отходов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению трушенных земель.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Частью 1 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях и улучшения земель.
Согласно ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются, в том числе размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
Судом установлено что, прокуратурой Богучанского района проведена проверка доводов гражданина Завиркина В.И. о размещении в водоохраной зоне реки Ангара отходов лесопиления на земельном участке с кадастровым номером 24:07:0901001:2630, в результате которой установлено, что на земельном участке населенного пункта п. Ангарский, расположенном по адресу: примерно в 2500 м от ориентира п. Ангарский ул. Гоголя, 3-а по направлению на юго-запад, кадастровый номер 24:07:0901001:2630 на общей площади 13500,00 кв.м, расположены производственные отходы деревопереработки (горбыль, кора, щепа, опилки).
Указанный земельный участок предназначен для использования в целях размещения складов в рамках договора аренды № 3 от 21.04.2016, согласно которому арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:07:0901001:2630 является Шелестов А.А.
Осмотром вышеуказанного земельного участка установлено, что на территории земельного участка осуществляется складирование отходов деревопереработки (горбыль - V класс опасности), что следует из предоставленной информации Богучанским межрайонным отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов. Согласно вышеуказанной информации, складирование отходов деревопереработки осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 24:07:0901001:2630 на площади 2640 кв.м, в пределах 200 метровой водоохраной зоны водного объекта р. Ангара на расстоянии 47,9 м от береговой линии.
Земельный участок с кадастровым номером 24:07:0901001:2630 расположен на территории населенного пункта МО Ангарский сельсовет.
На территории земельного участка с кадастровым номером 24:07:0901001:2630 отсутствуют объекты размещения отходов, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов.
Территория земельного участка с кадастровым номером 24:07:0901001:2630 не является специальной площадкой для отходов. Шелестов А.А. по целевому назначению земельный участок с кадастровым номером 24:07:0901001:2630 не использует, на земельном участке организовал складирование отходов деревопереработки (горбыль - V класс опасности; отходы щепы натуральной чистой древесины - V класс опасности).
В нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком земельный участок от отходов не очищен, что в свою очередь представляет реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В соответствии ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Истец освобожден от уплаты в силу положений ст. 333-36 НК РФ. Согласно ст. 50 БК РФ данная госпошлина подлежит зачислению в доход федерального бюджета. Согласно ст. 333-19 НК РФ сумма государственной пошлины подлежащая взысканию с ответчика Шелестова А.А. составит 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Шелестову А.А. об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке удовлетворить.
Обязать Шелестова А.А. ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке, расположенном по адресу: примерно в 2500 мот ориентира п. Ангарский, ул. Гоголя, 3-а Богучанского района Красноярского края по направлению на юго-запад, кадастровый номер 24:07:0901001:2630 на общей площади 2640 кв.м. в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Шелестова А.А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края, в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Казак