11RS0009-01-2023-001377-81
Дело № 2-1218/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания Гариповой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Республики Коми 19 октября 2023 года гражданское дело по иску Сабурова И. В. о признании права собственности на нежилое помещение,
установил:
Сабуров И.В. обратился в суд с иском к АМР «Княжпогостский» о признании права собственности на нежилое помещение – «павильон мойки автомобилей», расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование указано, что в 2011году был выделен земельный участок для установки объекта «павильон мойки автомобилей», на котором был построен данный объект недвижимости. Для регистрации права на спорное помещение, просит признать право собственности.
Истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Представитель АМР «Княжпогостский» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд в соответствии со статьей 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного судопроизводства.
Суд, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
К недвижимым вещам согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Как установлено судом, постановлением, подписанным руководителем АМР «Княжпогостский» утвержден акт выбора земельного участка от 12 мая 2010 года под установку павильона для мойки автомобилей на 1 под уст по <адрес> в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (в том числе <данные изъяты> кв.м. – под объектом) из категории земель населенных пунктов городского поселения «Емва» ИП ФИО3; выдано разрешение <№> на производство земляных работ; подписан договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства филиала <данные изъяты> от 02.11.2010 <№> ТП. Из текста договора следует, что предметом договора является «Автомойка», расположенная по адресу: <адрес>, около <адрес>.
На основании постановления зам. руководителя администрации городского поселения «Емва» от 11.04.2011 года <№> присвоен зданию магазина - павильона «Автомойка» <№>, расположенному по <адрес>. В тексте данного постановления также указано об обязании ИП ФИО3 вывесить аншлаг с фасадной стороны здания с номером и названием улицы, согласно ГОСТу в срок до 20.05.2011года.
Согласно техническому паспорту здания автомойка от 24 января 2014 года, адрес здания: <адрес>, общая площадь – <данные изъяты> кв.м., фундамент бутобетонный ленточный, каркас металлический, стены – сэндвич панели, отопление центральное, водопровод местный, канализация емкость.
Лабораторией Электротехнических испытаний <данные изъяты> в 2014 году составлен технический отчет по обследованию и испытанию электросетей, электроприемников и защитного заземления, электрооборудования
На основании договора купли - продажи нежилого помещения от 25 ноября 2018 года ФИО3 продал Сабурову И.В. нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
При обращении в РОССРЕЕСТР для оформления права собственности, было получено уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности <№>, поскольку отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Истец 07 ноября 2022 года заключил договор <№> аренды земельного участка с <данные изъяты> соглсно которому предмет договора- земельный участок из земель населенных пунктов городского поселения «Емва» с кадастровым номером <№> находящийся по адресу <адрес> с разрешённым использованием:Автомобильные мойки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., срок действия договора 5 лет ( с 07 ноября 2022 года по 06 ноября 2027 года), подписан акт приема- передачи данного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 04 августа 2018 года, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Пунктом 1 указанной статьи в редакции Федерального закона от 03 августа 2018 года N 339-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Таким образом, положениями пункта 1 названной статьи установлены условия, при наличии каждого из которых постройка может быть признана самовольной.
Как установлено абзацем 3 пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольная постройка подлежит сносу кроме случаев, предусмотренных в том числе пунктом 3 указанной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям (в редакции, действовавшей до 04 августа 2018 года - если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах); если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Для правильного разрешения спора о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную на публичном земельном участке, необходимо исследовать вопрос о соответствии либо несоответствии этой постройки признакам, указанным в пункте 3 статьи 222 Гражданским кодексам Российской Федерации.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, и аналогичном Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 ноября 2022 года, сформулирована правовая позиция о возможности признания права собственности на самовольное строение, возведенное лицом на земельном участке, предоставленном ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости.
Приведенная позиция основана на положениях подпункта 2 пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 29 января 2015 года N 101-О и от 27 сентября 2016 года N 1748-О указал, что пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации направлен на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым на реализацию статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поэтому с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре от судебной практики от 19 марта 2014 года, право собственности на самовольное строение, возведенное гражданином без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано судом, если строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
По смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и приведенных разъяснений, право на самовольную постройку может быть сохранено за лицом, которому арендодатель предоставил земельный участок по договору аренды для возведения капитальных объектов, поэтому при рассмотрении споров такой категории необходимо учитывать условия договора аренды и волю собственника земли на возведение строений конкретного типа.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при определении судом того, что единственными признаками самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство, к получению которого лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 21 Обзора судебной практики N 2 (2020) также изложена правовая позиция, согласно которой иск о признании права собственности на самовольную постройку может быть удовлетворен при наличии условий, указанных в пункте 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отсутствие со стороны истца очевидных признаков явного и намеренно недобросовестного поведения, при этом отмечено, что разъяснения пункта 26 Постановления N 10/22 не могут быть истолкованы так, что удовлетворение иска о признании права собственности на самовольную постройку допускается лишь тогда, когда истец своевременно и надлежаще обращался за получением недостающего разрешения. В подавляющем числе таких случаев при надлежащем обращении за разрешением оно будет выдано, а, следовательно, обсуждаемый признак самовольности постройки будет отсутствовать.
Как установлено судами и подтверждено техническим паспортом на земельном участке, предоставленному истцу на основании договора <№> аренды земельного участка аренды возведено спорное строения Указанный земельный участок ранее также находился у него в аренде более трех лет, к моменту обращения в суд здание уже возведено и эксплуатируются не один год.
Гражданское законодательство связывает признание права собственности на самовольную постройку не с формальным соблюдением получений соответствующих разрешений и обращением в суд за признанием права собственности в период действия договора аренды, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки.
Следовательно, по смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет в качестве обязательного условия актуальности только соответствие постройки установленным требованиям, действующим на день обращения в суд, и вышеприведенных разъяснений, факт окончания срока действия договора аренды земельного участка и отсутствия выданных в установленном порядке разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, как единственный признак самовольности постройки, при отсутствии доказательств невозможности дальнейшего ее сохранения и очевидных признаков явного и намеренно недобросовестного поведения застройщика, не могут служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на объект недвижимого имущества.
Обратное будет порождать правовую неопределенность в отношении дальнейшей судьбы объекта недвижимости, строительство которого началось на предоставленном для этих целей земельном участке в период действия соответствующего договора аренды.
Из содержания статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предмет доказывания по делу составляют факты материально-правового характера, подтверждающие обоснованность требований и возражений сторон и имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный объект возведен на земельном участке, предоставленном в аренду в установленном законом порядке для целевого использования.
Суд приходит к выводу, что отсутствие у истца акта ввода объекта в эксплуатацию, не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на возведенный объект недвижимости, поскольку как следует из материалов дела договор аренды земельного участка, на котором возведен спорный объект недвижимости, не расторгнут и земельный участок, в установленном законом порядке не изъят.
Ответчиком не представлены доказательства, что возведенный объект недвижимости не отвечает строительным, санитарно-техническим, противопожарным требованиям, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Учитывая приведенные нормы закона, обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку спорный объект, нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположено на земельном участке, предоставленном на законных основаниях для строительства и размещения этого объекта, однако, право собственности на объект недвижимости в установленном порядке не зарегистрировано, что препятствует к оформлению объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск Сабурова И. В. удовлетворить.
Признать за Сабуровым И. В., право собственности на нежилое помещение – «павильон мойки автомобилей», расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, находящийся по адресу: <адрес>, возле <адрес>, инвентарный <№>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2023 года
Судья О.Н. Мишина