«24» декабря 2020 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Мальцевой О.Н.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> о предоставлении мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с иском в суд к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> и просит с учетом всех уточнений исковых требований обязать ответчика предоставить ему меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», обеспечить его автотранспортным средством в рамках постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на ДД.ММ.ГГГГг. состояли на учете ворганах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями» и Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», предоставить ему государственную социальную помощь и произвести ее расчет, обеспечить его концентратором для кислорода для выполнения кислородотерапии, жизненно важными лекарственными препаратами-кислородом медицинским, для поддержания сердечно-сосудистой системы, для лечения гипертонии, которые с риском для жизни могут меняться врачом-кардиологом и врачом-пульмонологом, произвести подбор ингаляционной терапии- беродуал, вобэнзим.
В обоснование иска указав, что является инвали<адрес> группы и имеет следующее заболевание: фиброзно-кавернозный туберкулез легких с локализацией каверн в S6 правого, S6 левого легких в фазе инфильтрации и обсеменения в S2345689 правого, S123456 левого легких. МБТ (+) II Б ГДУ.ШЛУ. (HREKmCapLom) ИБС. Атеросклеротический кардиосклероз. Гипертоническая болезнь 3 стадии, риск 4. ХСН 2а ст., ФК3.ХОБЛ. Хроническое легочное сердце. Дыхательная недостаточность III степени. Вентиляционная недостаточность III степени. Хроническая сердечная недостаточность IIА ст.ФК3. В связи с указанными заболеваниями истец постоянно нуждается в непрерывном поддерживающем лечении, для чего необходимы жизненно важные лекарственные препараты и аппарат для кислородотерапии. До настоящего времени истец, являясь инвалидом, не обеспечен всеми мерами социальной поддержки, которые ему положены в соответствии с действующим законодательством. Многочисленные обращения к ответчику остались без ответа. В связи с чем, истец обратился к ответчику в суд с вышеуказанными требованиями.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель ответчика Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, в качестве доводов указав, что из всех мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», к функциям Управления относится оказание государственной социальной помощи в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также обеспечение жилой площадью инвалидов, вставших на учет в органах местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». ФИО1 на основании обращения его супруги ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ была оказана государственная социальная помощь в размере 2000 руб. Иных обращенийоб оказании государственной социальной помощи от истца не поступало. Оснований для предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения истца жилым помещением также не имеется, поскольку он не состоял на учете в Управлении до ДД.ММ.ГГГГ как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Более того решением Ленинского районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> была возложена обязанность вне очереди предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма. ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан», учредителем которого является Управление, обеспечивает предоставление инвалидам меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50 %, что предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В текущем году ФИО1 своевременно предоставляется компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 %. Иные меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» ни Управлением, ни подведомственным ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» не предоставляются, поскольку указанные вопросы отнесены к полномочиям иных органов. В части обеспечения ФИО1 автотранспортным средством также возражала, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ право на получение транспортного средства реабилитации бесплатно или на льготных условиях было предоставлено инвалидам, имеющим установленные медицинские показания и поставленным на учет в органах социальной защиты населения. Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» был направлен на исполнение нереализованных государством обязательств перед инвалидами, которые на ДД.ММ.ГГГГ состояли на учете в органах социальной защиты для обеспечения транспортными средствами в соответствии с медицинскими показаниями, но не были обеспечены автотранспортом до указанной даты по независящим от них причинам. Нормы федеральных законов, предусматривающих обеспечение инвалидов транспортными средствами при наличии у них соответствующих медицинских показаний признаны утратившими силу. Иных документов об обеспечении инвалидов автомобилями без установления медицинских показаний не принималось. В связи с вышеперечисленным, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1 является инвали<адрес> группы, что подтверждается справкой серии МСЭ-2017 №, выданной Бюро МСЭ №, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ в связи со следующим заболеванием: основное - фиброзно-кавернозный туберкулез легких с локализацией множественных каверн в S6 левого легкого, в фазе инфильтрации и обсеменения S1,2,3,4,6,8,9 правого и S1,2,3,4,5,6 левого легкого МБТ (+) 2 Б ГДУ.ШЛУ. Осложнение основного заболевания ДН 1 ст.
Как следует из искового заявления ФИО1 просит обязать ответчика предоставить ему меры социальной поддержки, перечисленные в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
С учетом положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита возможна только в случае реального нарушения прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит только нарушенное право.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитойнарушенныхлибо оспариваемыхправ, свобод или законных интересов.
В силууказаннойнормыправопредъявление любого иска должно иметь своей целью восстановлениенарушенныхили оспариваемыхправи законных интересов обратившегося в суд лица. Бремя доказываниянарушенияправи охраняемых законом интересов возложено на истца.
Между тем, истец, заявляя указанные требования, не указал за какими конкретными мерам социальной поддержки, которые перечислены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», он обращался к ответчику, в предоставлении каких мер социальной поддержки ему было отказано, в чем конкретно выразилось нарушение его прав.
Ввиду просьбы ФИО1 о рассмотрении дела без его участия, суд в письме от ДД.ММ.ГГГГ предложил истцу уточнить исковые требования путем указания конкретных мер социальной поддержки, за которыми истец обращался к ответчику и ему было отказано. Однако ФИО1 в представленном уточненном иске исковые требования в этой части оставил в прежней редакции и не указал какие права и законные интересы истца и какими действиями или бездействиями ответчика были нарушены.
Поскольку судебной защите подлежит только нарушенное право, а истец в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих нарушение его прав ответчиком, правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 в этой части отсутствуют.
Вместе с тем, это не лишает ФИО1 права в последующем обратиться с иском в суд к ответчику, указав конкретные меры социальной поддержки, на которые истец имеет право, за предоставлением которых обращался к ответчику и в предоставлении которых ему было отказано.
В части требований истца об обеспечении его концентратором для кислорода для выполнения кислородотерапии, жизненно важными лекарственными препаратами-кислородомом медицинским, для поддержания сердечно-сосудистой системы, для лечения гипертонии, которые с риском для жизни могут меняться врачом-кардиологом и врачом-пульмонологом, произвести подбор ингаляционной терапии- беродуал, вобэнзим суд приходит к следующим выводам.
Исходя из Положения об Управлении социальной защиты и семейной политики <адрес>, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, обеспечение инвалидов лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, в том числе концентратором кислорода, не отнесено к полномочиям Управления.
Обеспечение инвалидов лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения осуществляется в рамках положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ) и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон №178-ФЗ).
Государством в силу ст.10 Федерального закона №181-ФЗ инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона №181-ФЗ федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг.№-р, в состав реабилитационных мероприятий входит восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Указанные органы и организации предоставляют информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с ч.1 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА инвалида) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА ребенка-инвалида), разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (далее - главные бюро) и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).
ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм, а также рекомендуемые товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала (ч.2).
Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) (далее - Выписка) не позднее трех дней с даты формирования ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые возложено проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), посредством размещения соответствующих сведений в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов».
Выписки Федеральной государственной информационной системой «Федеральный реестр инвалидов» формируются в автоматическом режиме и направляются, в том числе:
б) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья - в части выполнения мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, мероприятий по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) субъектам Российской Федерации, по обеспечению инвалида (ребенка-инвалида) техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по выполнению мероприятий по реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, помещенного под надзор в медицинскую организацию;
ж) в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение Фонда) - в части обеспечения техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета;
з) в администрацию исправительного учреждения, расположенного на территории субъекта Российской Федерации - в части выполнения мероприятий по реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), осужденного к лишению свободы и отбывающего наказание в исправительном учреждении (ч.14).
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, региональное отделение Фонда, территориальный орган ПФР, администрация исправительного учреждения в трехдневный срок с даты поступления заявления инвалида (ребенка-инвалида), законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), совместно с органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации данных мероприятий.
Срок исполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий не должен превышать срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий (ч.18).
Из анализа указанных норм права следует, что в рамках Федерального закона №181-ФЗ инвалиду обеспечивается восстановительная реабилитация, включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности. В индивидуальной программе реабилитации инвалида указываются эти реабилитационные меры, сроки проведения этих мероприятий и их исполнители, которыми могут быть либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья - в части выполнения мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, мероприятий по обеспечению техническими средствами реабилитации либо региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - в части обеспечения техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду за счет средств федерального бюджета либо администрация исправительного учреждения, расположенного на территории субъекта Российской Федерации - в части выполнения мероприятий по реабилитации или абилитации инвалида, осужденного к лишению свободы и отбывающего наказание в исправительном учреждении.
Таким образом, мероприятия по восстановительной реабилитации в рамках ИПРА инвалида, в том числе обеспечению необходимыми лекарственными препаратами, не реализуются Управлением социальной защиты и семейной политики <адрес>.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения осуществляется также в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту Федеральный закон № 178-ФЗ).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь-предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ инвалидам оказывается государственная социальная помощь за счет средств федерального бюджета в виде набора социальных услуг путем обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Порядок предоставления набора социальных услуг регламентируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту-Порядок).
В соответствии с разделом II Порядка за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно- профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов- в лечебно-профилактические учреждения, оказывающее медико-генетическую помощь (п.2.1).
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначении и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей- инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п.2.3).
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти области по реализации переданных Российской Федерацией полномочий в сфере охраны здоровья граждан» управление здравоохранения <адрес> организует обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания (п.1.2 ч.1).
Исходя из вышеперечисленных норм права следует, что в полномочия Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> не входит обеспечение инвалидов лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в рамках Федерального закона № 178-ФЗ. Обеспечение инвалидов необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в рамках указанного Федерального закона № 178-ФЗ осуществляют лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Уполномоченным исполнительным органом власти, который организует предоставление необходимых лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, является управление здравоохранения <адрес>.
С учетом вышеперечисленного, суд приходит к выводу, что требование истца о возложении на Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> обязанности обеспечить его необходимыми лекарственными препаратами и концентратором для кислорода не подлежит удовлетворению, поскольку указанные полномочия реализуются иными органами власти и учреждениями.
Ходатайств о замене ненадлежащего ответчика надлежащим ответчиком или о привлечении к участию в деле соответчиков ФИО1 в ходе рассмотрения дела не заявлял.
В части требований истца об обеспечении его автотранспортным средством в рамках постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на ДД.ММ.ГГГГг. состояли на учете ворганах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями» и Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 181-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечивались транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ нормы Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» касающиеся вопросов предоставления льгот в натуре, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».Статьей 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до ДД.ММ.ГГГГ право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В отношении инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ не было реализовано возникшее ранее право на льготы в натуральной форме в виде обеспечения автотранспортом по медицинским показаниям, действовали Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до ДД.ММ.ГГГГ органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».
Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008-2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на ДД.ММ.ГГГГ состоят на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация.
Исходя из положений указанных правовых актов, регулировавших вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до ДД.ММ.ГГГГ, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоял в вышеуказанной очереди.
При таких обстоятельствах, требование истца о возложении на ответчика обязанности обеспечить его автотранспортным средством, следует оставить без удовлетворения.
В части требования истца о возложении на ответчика обязанности предоставить ему государственную социальную помощь как малоимущему суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Положением об управлении социальной защиты и семейной политики <адрес>, утвержденным постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, оказание государственной социальной помощи отнесено к полномочиям Управления (п.3.8).
В соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ оказывается государственная социальная помощь малоимущим семьи, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ (ст. 7). Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ (ст.8).
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №-З «О государственной социальной помощи»: 2) малоимущая семья - семья, имеющая среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по <адрес> в расчете на душу населения; 4) государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №-З «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в <адрес> (ч.1). Размеры государственной социальной помощи, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на условиях социального контракта, а также форма социального контракта устанавливаются постановлением администрации <адрес> (ч.2).
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на условиях социального контракта, малоимущей семье и малоимущему одиноко проживающему гражданину, размеров государственной помощи» (далее по тексту-Порядок) для оказания государственной социальной помощи один из членов семьи, одиноко проживающий гражданин, опекун, попечитель или другой законный представитель гражданина представляет в областное государственное учреждение социального обслуживания населения по месту жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от регистрации на территории области следующие документы: письменное заявление об оказании государственной социальной помощи (представляется лично, посредством почтового отправления или в форме электронного документа) по форме согласно приложению № к Порядку; паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность. В случае расхождения персональных данных в документе, удостоверяющем личность, с иными документами представляется документ, подтверждающий основание данных изменений. Копия документа снимается с оригинала и заверяется специалистом; документ(ы), содержащий(е) сведения о составе семьи; документы о принадлежащем семье, одиноко проживающему гражданину движимом имуществе, в том числе транспортных средствах, вкладах в кредитных организациях, акциях и иных ценных бумагах. Копия документа снимается с оригинала и заверяется специалистом; документы, содержащие сведения о трудовой деятельности, доходах всех членов семьи (одиноко проживающего гражданина); документы, содержащие сведения, подтверждающие полную или частичную утрату (степень нанесенного ущерба, повреждения) жилого помещения, имущества в результате катастрофы природного или техногенного характера, пожара представляются в случае обращения за оказанием государственной социальной помощи на восстановление, приобретение жилого помещения, жизненно необходимых товаров, утраченных (пострадавших) в связи с катастрофой природного или техногенного характера, пожара; сведения о страховой выплате (возмещении) по произошедшему страховому случаю, в связи с которым обращается заявитель (п.2.1).
Документы, перечень которых определен в разделе2 Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня их получения управлением вносятся на рассмотрение комиссии. Состав комиссии и положение о ней утверждаются приказом управления (далее - Комиссия). Решение Комиссии об оказании (об отказе в оказании) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, о виде и размере помощи, периоде её оказания в течение 3 рабочих дней сообщается заявителю в письменной форме (п.3.1).
В соответствии с п.3.2 Порядка оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде:
социального пособия - выплачивается малоимущей семье, имеющей детей, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О ежемесячном пособии на ребенка в <адрес>» и постановлением администрации области от ДД.ММ.ГГГГ N560 «О реализации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N502-З «О ежемесячном пособии на ребенка в <адрес>»;
единовременной выплаты - в случае, если малоимущая семья, малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам оказались в трудной жизненной ситуации - когда жизнь и здоровье членов семьи, одиноко проживающего гражданина поставлена под угрозу в связи с чрезвычайной ситуацией (пожар, стихийное бедствие), отсутствием средств на лечение, ремонт жилого помещения, приобретение твердого топлива, продуктов питания, одежды, обуви, предметов длительного пользования. Государственная социальная помощь в виде единовременной выплаты оказывается не более одного раза в год;
субсидии - в случае, если малоимущий одиноко проживающий гражданин, малоимущая семья (члены семьи) по объективным причинам не могут осуществить оплату (полную или частичную) за предоставленные социальные услуги в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания. Государственная социальная помощь в виде субсидии оказывается не более одного раза в год;
выплаты, устанавливаемой на определенный период, - в случае, если среднедушевой доход малоимущего одиноко проживающего гражданина, малоимущей семьи менее 30 процентов величины прожиточного минимума, установленной в целом по <адрес> в среднем на душу населения. Выплата назначается сроком от трех месяцев до одного года, исходя из жизненной ситуации, уровня жизни;
натуральной помощи - в случае, если малоимущая семья, малоимущий одиноко проживающий гражданин без определенного места жительства, занятий по независящим от них причинам оказались в трудной жизненной ситуации - когда жизнь и здоровье членов семьи, одиноко проживающего гражданина поставлены под угрозу в связи с отсутствием средств на лечение, приобретение продуктов питания, одежды, обуви, предметов длительного пользования. Государственная социальная помощь в натуральной форме оказывается не более одного раза в год.
В соответствии с приложением № к Порядку государственная социальная помощь в виде денежных выплат оказывается в следующих размерах: социальное пособие - в размерах, установленных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О ежемесячном пособии на ребенка в <адрес>»; субсидия - в размере стоимости (частичной стоимости) социальной услуги в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, но не более 6,0тыс.рублей на семью, 3,0тыс.рублей на одиноко проживающего гражданина; выплата, установленная на определенный период, - в размере, позволяющем иметь семье, одиноко проживающему гражданину среднедушевой доход, равный соответствующей величине прожиточного минимума, действующей в период предоставления государственной социальной помощи. При этом размер выплаты в месяц не должен быть меньше 2,0тысячрублей на семью и 500рублей на одиноко проживающего гражданина; единовременная выплата - в размере: для малоимущей семьи - до четырехкратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения; для малоимущего одиноко проживающего гражданина - в размере до двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения; в случае, когда жизнь и здоровье членов семьи, одиноко проживающего гражданина поставлена под угрозу в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в результате катастрофы природного или техногенного характера, пожара: при полной утрате жилого помещения, в котором малоимущая семья, малоимущий одиноко проживающий гражданин зарегистрированы и постоянно проживали, и находящегося в нём имущества - государственная социальная помощь оказывается в размере 80,0тыс.рублей; при частичной утрате жилого помещения, в котором малоимущая семья, малоимущий одиноко проживающий гражданин зарегистрированы и постоянно проживали, и находящегося в нём имущества государственная социальная помощь оказывается в следующих размерах: при частичной утрате жилого помещения, площадь которого не превышает 20квм., - государственная социальная помощь оказывается в размере 20,0тыс.рублей; при частичной утрате жилого помещения, площадь которого более 20квм., но менее 50квм., - государственная социальная помощь оказывается в размере 40,0тыс.рублей; при частичной утрате жилого помещения, площадь которого более 50квм., - государственная социальная помощь оказывается в размере 50,0тыс.рублей. Государственная социальная помощь в натуральной форме - предоставление продуктов питания, одежды, обуви, лекарственных препаратов и других видов жизненно необходимых товаров оказывается на сумму, определенную Комиссией, но не превышающую четырехкратную величину прожиточного минимума, установленную в расчете на душу населения и действующую на день принятия решения об оказании государственной социальной помощи.
Исходя из вышеуказанного следует, что государственная социальная помощь оказывается малоимущей семье на основании заявления и по решению комиссии Управления социальной защиты и семейной политики <адрес>. Государственная социальная помощь в виде единовременной выплаты оказывается не более одного раза в год.
Судом установлено, что ФИО4, являясь супругой истца, ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> об оказании государственной социальной помощи.
В соответствии с протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была оказана государственная социальная помощь в виде единовременной выплаты в размере 2000 руб., то есть в пределах, предусмотренных постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Иных обращений от ФИО1 и его супруги об оказании государственной социальной помощи как малоимущей семье к ответчику не поступало.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что истец кроме указанного обращения от ДД.ММ.ГГГГ еще раз обращался с заявлением к ответчику об оказании государственной социальной помощи и ему было отказано суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Требования об оказании иной помощи, кроме государственной социальной как малоимущему, ФИО1 не заявлял.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в части возложения на ответчика обязанности оказать государственную социальную помощь не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Н.Мальцева
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Н.Мальцева