Дело № 2а-1924/2019
УИД: 42RS0009-01-2018-007362-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово в составе:
председательствующего судьи Курилова М.К.,
при секретаре Ривной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
20 июня 2019 года
административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово к Смылшяевой А.Е. о взыскании задолженности по уплате налогов и сборов,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово обратилась в суд с административным иском к Смышляевой А.Е. о взыскании задолженности по уплате налогов и сборов.
Заявленные требования мотивированы тем, что Смышляева А.Е. являлась плательщиком налога на доходы физических лиц и обязана предоставить налоговую декларацию не позднее 30 августа года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с представленной декларацией за **.**.**** год сумма налога к уплате составила 1 625 рублей. Налогу в указанной сумме не уплачен. Должнику было направлено требование ### от **.**.****, в котором указан срок исполнения до **.**.**** В добровольном порядке требование не исполнено.
Смышляева А.Е. является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. За **.**.**** год размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию составил 19 356,48 рублей. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию за **.**.**** год составил 3 796,85 рублей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачивается плательщиком страховых взносов не позднее 01 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Таким образом, плательщик должен был оплатить задолженность по страховым взносам за **.**.**** год и **.**.**** год (за период деятельности с **.**.**** по **.**.****.) в размере 23 977,88 рублей, в том числе: на финансирование страховой части трудовой пенсии - 22 753,88 рублей, на финансирование ФФОМС - 1 224 рубля. Данная задолженность не оплачена.
По состоянию на **.**.**** должник обязан уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов за **.**.**** год (за период с **.**.**** по **.**.****) в размере 7 639,03 рублей, из них: взносы на страховую часть пенсии - 6 240 рублей, пени на страховую часть пенсии - 146,33 рублей, взносы в Федеральный фонд ОМС - 1 224 рубля, пени в Федеральный фонд ОМС -28,70 рублей.
ИФНС России по г. Кемерово в адрес должника было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от **.**.**** ###, установлен срок исполнения до **.**.****, однако, задолженность не погашена.
По состоянию на **.**.**** должник обязан уплатить пени за несвоевременную уплату стразовых взносов за **.**.**** год (за период с **.**.**** по **.**.****) в размере 17 513,52 рублей, из которых: взносы на страховую часть пенсии - 16 513,88 рублей, пени на страховую часть пенсии - 999,64 рублей,
ИФНС России по г. Кемерово в адрес должника было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от**.**.**** ###, срок исполнения установлен до **.**.****, однако, задолженность не погашена.
По состоянию на **.**.**** должник обязан уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов за **.**.**** год (за период с **.**.**** по **.**.****) в размере 833,70 рублей, из них: пени на страховую часть пенсии - 833,70 рублей.
ИФНС России по г. Кемерово в адрес должника было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от **.**.**** #########, срок исполнения установлен до **.**.****, однако, задолженность не погашена.
По состоянию на **.**.**** должник обязан уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов за **.**.**** год (за период с **.**.**** по **.**.****) в размере 316,52 рублей, из них: пени на страховую часть пенсии - 316,52 рублей.
ИФНС России по г. Кемерово в адрес должника было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от**.**.**** ###, срок исполнения установлен до **.**.****, однако, задолженность не погашена.
Административный истец просит: взыскать со Смышляевой А.Е. задолженность за **.**.**** годы пени в размере 28 059,11 рублей, в том числе: взносы на страховую часть пенсии - 16 513,88 рублей; пени на страховую часть пенсии за период **.**.**** года - 833,70 рублей; пени на страховую часть пенсии - 999,64 рублей; пени на страховую часть пенсии - 316,52 рублей; взносы на страховую часть пенсии - 6 240 рублей; пени на страховую часть пенсии - 146,33 рублей; взносы на страховые взносы в ФФОМС - 1 224 рублей; пени на страховые взносы в ФФОМС - 28,70 рублей; налог на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей - 1 625 рублей; пеня по налогу на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей - 131,34 рубль.
В судебном заседании представитель административного истца Максимичева Т.О. действующая на основании доверенности от **.**.****, административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный истец Смышляева А.Е. в судебном заседании административные исковые требования признала в части взыскания взносов на страховую часть пенсии - 6 240 рублей; пени на страховую часть пенсии - 146,33 рублей; взносов на страховые взносы в ФФОМС - 1 224 рублей; пени на страховые взносы в ФФОМС - 28,70 рублей; налога на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей - 1 625 рублей; пени по налогу на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей - 131,34 рубль. Против удовлетворения требований в части взыскания задолженности по взносам на страховую часть пенсии - 16 513,88 рублей; пени на страховую часть пенсии за период **.**.**** года - 833,70 рублей; пени на страховую часть пенсии - 999,64 рублей; пени на страховую часть пенсии - 316,52 рублей возражала.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как следует из письменных материалов дела, Смышляева А.Е. являлась индивидуальным предпринимателем с **.**.**** по **.**.****., что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Смышляева А.Е. являлась плательщиком налога на доходы физических лиц и обязана представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с представленной декларацией за **.**.**** г., сумма налога к уплате составила 1625,00 руб., которая плательщиком не уплачена.
В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а так же пени в порядке установленном настоящим Кодексом. Согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться пеней. В силу ч.ч.3, 5 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый день просрочки по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора, и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Учитывая, что сумма в размере 1625 рублей административным ответчиком уплачена не была, налоговым органом была начислена пеня в размере 131, 34 рубль
Требование ### от **.**.**** об уплате налога и пени было направлено должнику, срок исполнения требования до **.**.****. В добровольном порядке требование не уплачена.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 18, п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 28 Закона №167-ФЗ индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральном законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с Законом № 212-ФЗ.
Исходя из ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов
(индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой) уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд России Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксировав размерах.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд России Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный пер уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного периода, если иное не предусмотрено законом. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачивай плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчет периодом.
Согласно ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельно в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельно иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации поря частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам (далее плательщики), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование обязательное медицинское страхование.
Согласно ст. 25 ФЗ от 24.07.2009г. № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом сроком уплаты суммы страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно расчету административного истца, по состоянию на **.**.**** должник обязан уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов за **.**.**** год (за период с **.**.****. по **.**.****.) в размере 7639,03 руб., из них: взносы на страховую часть пенсии - 6240,00 руб., пени на страховую часть пенсии - 146,33 руб., взносы в Федеральный фонд ОМС 1224,00 руб., пени в Федеральный фонд ОМС - 28,70 руб.
Как следует из ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Учитывая, что административный ответчик в судебном заседании признала указанную задолженность, расчет административного истца в указанной части не оспаривала, суд считает возможным удовлетворить требования административного истца в части взыскания пени за несвоевременную уплату страховых взносов за **.**.**** год (за период с **.**.****. по **.**.****.) в размере 7639,03 руб., из них: взносы на страховую часть пенсии - 6240,00 руб., пени на страховую часть пенсии - 146,33 руб., взносы в Федеральный фонд ОМС 1224,00 руб., пени в Федеральный фонд ОМС - 28,70 руб.
Вместе с тем, не подлежат удовлетворению требования административного истца в части взыскания со Смышляевой А.Е. за **.**.**** год взносов на страховую часть пенсии – 16513,88 рублей; пени на страховую часть пенсии – 999,64 рублей; пени на страховую часть пенсии – 833,70 рублей; пени на страховую часть пенсии – 316,52 рублей.
Как следует из расчета административного истца, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период **.**.**** года были рассчитаны в соответствии с п.2 ч.1.1 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. Таким образом, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за **.**.**** год составила 35698,66 рублей, из расчета (3896886 руб. (общая сумма доходов) – 300000 руб. * 1%).
Административный ответчик с данным расчетом не согласилась, указывая на то обстоятельство, что ее доход в **.**.**** году не превысил 300000 рублей. Кроме того, Смышляева А.Е. обратила внимание суда на то, что часть суммы уже уплачена. Представителем административного истца в судебном заседании не было оспорено, что часть суммы была уплачена, пояснив, что из 35698,66 рублей, административным ответчиком была уплачена сумма в размере 19703 рубля.
Суд, принимает доводы административного ответчика в указанной части и считает, что расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за **.**.**** года административным истцом произведен не верно, без учета позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда".
Согласно п.3 указанного Постановления Конституционного суда РФ при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).
Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов
Таким образом, доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Таким образом, административным истцом при расчете подлежащих уплате страховых взносов неверно определена сумма дохода Смышляевой А.Е. за **.**.**** год.
Как следует из налоговой декларации административного ответчика за **.**.**** год, сумма дохода составляет 17391 руб., из расчета (3869886 руб. (сумма общего дохода) – 3852495 руб. (сумма расходов).
Учитывая, что сумма доходов Смышляевой А.Е. за **.**.**** год составила менее 300000 рублей, то сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должна исчисляться в соответствии с п.1 ч.1.1 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Таким образом, общая сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате Смышляевой А.Е. за **.**.**** год составляет 18610, 80 рублей, из расчета 5965 руб. (минимальный размер оплаты труда, установленный на **.**.****) * 26% (тариф страховых взносов в Пенсионный Фонд) * 12.
Как следует из распечатки с автоматизированной информационной системы Налог ФЛ, за **.**.**** год административным ответчиком уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 19700,03 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за **.**.**** год уплачены в полном объеме.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом существа постановленного решения со Смышляевой А.Е. в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 286 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Инспекции ФНС по г. Кемерово к Смышляевой А.Е. о взыскании задолженности по уплате налогов и сборов – удовлетворить частично.
Взыскать со Смышляевой А.Е. задолженность за **.**.**** год, пени, из которой:
- взносы на страховую часть пенсии - 6 240 рублей;
- пени на страховую часть пенсии - 146,33 рублей;
- взносы на страховые взносы в ФФОМС - 1 224 рублей;
- пени на страховые взносы в ФФОМС - 28,70 рублей;
-налог на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей - 1 625 рублей;
- пеня по налогу на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей - 131,34 рубль.
В остальной части требований – отказать.
Взысканную сумму уплатить по следующим реквизитам:
Расчетный счет ###
Получатель УФК по Кемеровской области (Инспекция ФНС России по г. Кемерово)
ИНН ###
КПП ###
БИК ###
Код ОКТМО ### (только для города Кемерово)
Банк получателя: Отделение Кемерово
Код взносов на Страховую часть пенсии: 182 102 021 400 611 00 160
Код пени на Страховую часть пенсии: 182 102 021 400 621 00 160
Код взносов на ФФОМС: 182 102 021 030 810 11 160
Код пени ФФОМС: 182 102 021 030 820 11 160
Код взносов на Страховую часть пенсии: 182 102 021 400 611 10 160
Код пени на Страховую часть пенсии: 182 102 021 400 621 10 160
Код взносов на ФФОМС: 182 102 021 030 811 13 160
Код пени на ФФОМС: 182 102 021 030 820 11 160
Код пени по НДФЛ: 182 101 02020 01 2100 110
Код налога по НДФЛ: 182 101 02020 01 1000 110
Взыскать со Смышляевой А.Е. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.
Судья: М.К. Курилов
В мотивированной форме решение изготовлено 24.06.2019 года.