Дело № 2-1246/2023
УИД 71RS0004-01-2023-001422-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2023 года г. Богородицк Тульской области
Богородицкий межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Финошиной О.А.,
при секретаре Животовой Л.А.,
с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Афанасьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-1246/2023 по иску Богородицкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Иевлевское Богородицкого района о возложении обязанности привести детские игровые площадки в соответчике с требованиями безопасной эксплуатации,
установил:
Богородицкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Иевлевское Богородицкого района о возложении обязанности привести детские игровые площадки в соответствие с требованиями безопасной эксплуатации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Богородицкой межрайонной прокуратурой ранее проводилась проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности и охране жизни и здоровья детей, по результатам которой установлено, что в собственности администрации МО Иевлевское Богородицкого района находятся игровые площадки, расположенные по адресу: <адрес>; <адрес>. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения вышеуказанных требований при эксплуатации оборудования детских игровых площадок. По результатам проверки 15.05.2023 внесено представление в адрес главы администрации МО Иевлевское Богородицкого района Тульской области Ефремова В.А. Представление рассмотрено и удовлетворено, однако как показала повторная проверка выявленные ранее нарушения устранены не в полном объеме, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних.
Согласно представленной информации из администрации МО Иевлевское, комиссией принято решение о демонтаже игровой площадки по адресу: <адрес>. На игровой площадке по адресу: <адрес> произведены: окос сорной растительности, замена деревянных элементов пола карусели.
Однако, в ходе проверки исполнения требований представления прокуратуры установлено, что на игровой площадке по адресу: <адрес>: лакокрасочное покрытие карусели требует обновления, его отсутствие может стать причиной появления заусенцев, сколов, также требуется замена деревянных элементов в связи с тем, что они частично отсутствуют, разрушены.
На игровой площадке по адресу: <адрес>: площадка не окошена и заросла травой, сиденья качелей-балансира отсутствуют, сами качели имеют следы коррозии в неокрашенных местах; лакокрасочное покрытие карусели требует обновления, его отсутствие может стать причиной появления заусенцев, сколов, также требуется замена деревянных элементов в связи с тем, что они частично отсутствуют, частично разрушены; качели сломаны, требуется обновление и покраска; лавки не окрашены, что может стать причиной появления заусенцев, сколов.
Обращает внимание, что непринятие мер к устранению выявленных нарушений ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних.
Таким образом, администрация МО Иевлевское не принимает меры, обеспечивающие возможность пользоваться оборудованием без угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних. Данные обстоятельства подвергают жизнь и здоровье детей опасности и являются нарушением, в том числе ч.1 ст.46 Закона №184-ФЗ, ст.4 Закона №124-ФЗ.
На основании изложенного, с учётом уточнения исковых требований, прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования Иевлевское Богородицкого района в срок до 01 июня 2024 года:
привести детскую игровую площадку, расположенную по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями безопасности, а именно: заменить отсутствующие и разрушенные деревянные элементы детской игровой площадки; обновить лакокрасочное покрытие карусели;
демонтировать детскую игровую площадку, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Афанасьева А.В. уточнённые исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, пояснив, что до настоящего момента нарушения требований законодательства не устранены.
Представитель ответчика администрации МО Иевлевское Богородицкого района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при существующей явке.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляет, что государство признает детство важным этапом человек и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальной инфраструктурой для детей является система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения и общественных потребностей.
В соответствии с п.3, 12, 14, 30 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения сельского поселения, в том числе относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении.
Как следует из статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав Ребенка в Российской Федерации» определены цели государственной политики в отношении детей, а именно: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Условия обеспечения безопасности игровых площадок, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 042/2017 «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 № 21, проверяются на соответствие требованиям безопасности, действовавшим на момент их установки и содержащимся в национальных стандартах Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012. Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования; ГОСТ Р 52301-2013. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования; ГОСТ Р 52300-2013. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний каруселей. Общие требования.
Согласно п. 6.2 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).
Согласно п. 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» контроль технического состояния оборудования включает:
осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию;
регулярный визуальный осмотр;
функциональный осмотр;
ежегодный основной осмотр.
Согласно п. 7.4 "ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" вся эксплуатационная документация (в том числе паспорт, акт осмотра и проверки, графики осмотров и т.п.) подлежит постоянному хранению.
В соответствии с п. 6.4.2. ГОСТ Р 52301-2013 оборудование детских игровых площадок, подвергающееся интенсивному использованию или актам вандализма, требует ежедневного визуального осмотра.
Пунктом 7.7. ГОСТ Р 52301-2013 предусмотрено, что неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
Согласно п. 7.9 ГОСТ Р 52301-2013 ремонтные работы включают: замену крепежных деталей; сварку; замену частей оборудования (например, изношенных желобов горок); замену структурных элементов оборудования.
Согласно п. 4.3.5 «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» элементы оборудования из древесины должны изготавливать из древесины классов стойкие" и "среднестойкие" по ГОСТ 20022.2 и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.).
Согласно п. 4.3.8 «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается
Согласно п. 4.3.13 «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» крепление элементов оборудования должно исключать возможность их демонтажа без применения инструментов.
Согласно п. 4.3.22.1 «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» для защиты детей от падения с оборудования оборудуют перила и ограждения.
Согласно примечания к п. 4.3.26.8 «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых лошадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» отсутствие надлежащего ухода за сыпучими материалами (в том числе отсутствие восполнения сыпучих материалов) или разрушение синтетических покрытий (резиновых плиток, матов, монолитного резинового покрытия) приводит к значительному снижению ударопоглощающих свойств покрытия.
Согласно п. 5.7 «ГОСТ Р 52168-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования» соединения составных элементов бортиков не должны травмировать ребенка и не должны создавать опасности застревания частей тела и одежды ребенка.
Согласно п. 5.8 «ГОСТ Р 52168-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования» конструкция горки не должна допускать любых деформаций или других изменений поверхности, или бортиков в результате атмосферных воздействий или внутренних напряжений, которые могут травмировать ребенка.
Конструкция поверхности горки должна исключать возможность застреваний тела, частей тела и одежды ребенка.
Отдельные элементы и участки горки соединяют так, чтобы не допустить промежутков в соединении, препятствуя введению в зазоры острых предметов, т.е. лезвий, осколков стекла и т.п.
Богородицкой межрайонной прокуратурой 15.05.2023 года было внесено представление на имя главы администрации МО Иевлевское Богородицкого района об устранений нарушений законодательства о муниципальной собственности и охране жизни и здоровья детей
Согласно ответу главы администрации МО Иевлевское Богородицкого района № от 15.06.2023 года, администрацией МО Иевлевское Богородицкого района была создана комиссия по обследованию детских игровых площадок. По результатам обследования было выявлено несоответствие игровых площадок предъявляемым требованиям безопасности, требованиям ГОСТ Р52300-2013, что представляет угрозу жизни и здоровью детей. Комиссией принято решение о демонтаже игровых площадок по адресам, в том числе <адрес>. На игровой площадке по адресу: <адрес> произведен окос сорной растительности, замена деревянных элементов пола карусели, в ближайшее время планируется произвести покраску элементов площадки.
Судом на основании акта проверки Богородицкой межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что игровые площадки по вышеуказанным адресам не приведены в соответствие с требованиями законодательства. Кроме того, игровая площадка по адресу: <адрес> не была демонтирована согласно ответу администрации МО Иевлевское Богородицкого района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт несоответствия детских игровых площадок, расположенных на территории МО Иевлевское, требованиям законодательства о муниципальной собственности и охране жизни и здоровья детей ответчиком не оспаривается, до настоящего момента нарушения требований законодательства Российской Федерации не устранены.
Поскольку указанные нарушения создают угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, ответчик не оспорил обстоятельств, изложенных в исковом заявлении прокурора, а также что администрация МО Иевлевское несет ответственность в установленном законом порядке за невыполнение и ненадлежащее выполнение своих функций, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности детей.
Срок для исполнения решения суда, о котором просит прокурор в исковом заявлении, является разумным и обеспечит соблюдение баланса частных и публичных интересов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
уточненные исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Иевлевское Богородицкого района о возложении обязанности привести детские игровые площадки в соответчике с требованиями безопасной эксплуатации, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Иевлевское Богородицкого района Тульской области привести детскую игровую площадку в соответствие с требованиями безопасности по адресу: <адрес>: заменить отсутствующие и разрушенные деревянные элементы детской игровой площадки; обновить лакокрасочное покрытие карусели.
Демонтировать детскую игровую площадку по адресу: <адрес>.
Установить срок устранения выявленных нарушений и демонтажа до 01.06.2024 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления в Богородицкий межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 27 октября 2023 года.
Председательствующий