РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2015 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Н.С.,
при секретаре Долгих Ю.С.,
с участием представителя ответчика МО МВД РФ «Мценский» Ухиной С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску Мерцалова В.А. к изолятору временного содержания МО МВД РФ «Мценский», МО МВД РФ «Мценский» и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мерцалов В.А. обратился в суд с иском к ИВС МО МВД РФ «Мценский», в котором просит взыскать в его пользу в счет компенсации морального вреда за ненадлежащее содержание в изоляторе временного содержания.
В обоснование заявленных требований указал, что он в период времени с 20 марта 2011 года по 10 апреля 2012 года находился под стражей и содержался в ИВС МО МВД РФ «Мценский» Орловской области. Во время нахождения в ИВС условия его содержания под стражей не соответствовали требованиям действующего законодательства. В камерах ИВС, куда он помещался, отсутствовал санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, умывальники, не работала вентиляция, из-за данного нарушения было тяжело дышать, поднималось давление, приходилось вызывать скорую помощь. В камерах ИВС отсутствовало полноценное освещение, не было ночника, из-за чего не мог читать литературу и готовиться к судебным зхаседаниям, а также спокойно спать. В камерах не работало радио, из-за чего был лишен получения информация. В результате ненадлежащих условий содержания в ИВС он испытывал страдания и неудобства.
Просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере информация скрыта.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчиков по делу привлечены МО МВД РФ «Мценский» и Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Истец в судебное заседание не явился, в связи с отбыванием наказания в ФКУ ИК-26 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области. О дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика МО МВД РФ «Мценский» по доверенности Ухина С.М. возражала против удовлетворения иска. В судебном заседании пояснила, что истцом не представлено доказательств свидетельствующих о наступлении какого-либо вреда вследствие противоправного поведения сотрудников МО МВД России «Мценский». Камеры ИВС МО МВД РФ «Мценский» были оборудованы индивидуальными спальными местами, вентиляцией, светильниками дневного и ночного освещения, стульями, столом для приема пищи, шкафами для хранения личных принадлежностей, бачками с питьевой водой, радиоточкой. Камеры № 1,2 оборудованы канализацией, водопроводом, туалетом с соблюдением норм приватности. В камере № 3,4,5 водопровод и канализация отсутствовали, но по просьбе спецконтингент для исправления естественных надобностей выводился в общий туалет ИВС МО МВД РФ «Мценский», также в камерах для этих целей имелись баки. В ИВС МО МВД РФ «Мценский» имелись душевые комнаты и общий туалет, возможность помывки предоставляется не реже одного раза в семь дней. По данным основаниям просит отказать Мерцалову В.А. в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчиков ИВС МО МВД РФ «Мценский» и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о чем имеются почтовые уведомления.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с п. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому липу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу ст. ст. 151, 1099 - 1101 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В соответствии с ч.1 ст. 15 названного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации.
На основании ст.22 данного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
Статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В силу п. п. 44, 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года N 950, для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС). Женщины с детьми получают предметы ухода за ними.
Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Из материалов дела следует, что Мерцалов В.А. содержался в ИВС МО МВД России «Мценский» в следующие периоды 2011-2012 гг., информация скрыта.
Таким образом, общее количество содержание дней Мерцалова В.А. в ИВС МО МВД России «Мценский» составило 66 суток.
По данным начальника ИВС МО МВД России «Мценский» от 06 августа 2015 года следует, что ИВС МО МВД России «Мценский» в 2011-2012 годах располагалось в здании 1899 года постройки, по адресу: <адрес>. Лимит наполняемости ИВС - 6 человек, количество камер - 5. Все камеры ИВС в 2011-2012 годах были оборудованы индивидуальными спальными местами, вентиляцией, светильниками дневного и ночного освещения, стульями, столом для приема пищи, шкафами для хранения личных принадлежностей, бачками с питьевой водой, радиоточкой. С декабря 2011 года камеры №№ 1,2 были оборудованы канализацией, водопроводом, туалетом с соблюдением норм приватности. В камерах №№ 3,4,5 водопровод и канализация отсутствовали, для исправления естественных надобностей спецконтингент выводился в общий туалет, а также в этих целях в камерах использовались бачки. Лица, содержащиеся в ИВС в 2011-2012 годах обеспечивались: трехразовым горячим питанием; пастельными принадлежностями; пастельным бельем (смена белья производилась не реже 1 раза в 10 дней): гигиеническими и санитарными средствами; тазами для стирки белья и тазами для гигиенических целей; инвентарем для уборки. Для общего пользования в камеры выдавались: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати (газета «Орловская правда»). Спецконтингенту не ограничивались прогулки (не менее 1 часа ежедневно) и передачи продуктов питания от родственников, не запрещалось иметь личные средства гигиены. В ИВС имелась душевая комната и общий туалет, возможность помывки предоставлялась не реже 14 раза в 7 дней. Имелась следственная комната для проведения следственных действий и встреч с адвокатом.
В подтверждении указанной информации суду предоставлены договоры на оказание услуг по обеспечению питанием лиц, содержащихся в ИВС, о проведении дератизации, дезинфекции и дезинсекции в камерах ИВС, а так же о стирке белья, действующие в период содержания Мерцалова В.А. в ИВС МО МВД России «Мценский».
Согласно актов обследования ИВС МО МВД РФ «Мценский» в 2011-2012 году в камерах ИВС имеются приточно-вытяжная вентиляция камер, в камерах имеются светильники дневного и ночного освещения закрытого типа, а также естественного освещения. Между тем камеры не оборудованы санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности, за исключением камер №1, 2, камеры не оборудованы краном с водопроводной водой, кнопкой для вызова дежурного и радиоприемниками.
Как следует из журнала вызова скорой помощи, Мерцалову В.А. неоднократно вызывалась скорая помощь во время его нахождения в ИВС МО МВД РФ «Мценский» согласно записей состояние его здоровья было удовлетворительное, имелись жалобы на головную боль, неоднократно жалобы отсутствовали.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что условия содержания истца в ИВС в указанный выше период не соответствовали требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в результате чего были нарушены его личные неимущественные права, гарантированные законом, тем самым Мерцалову В.А. был причинен моральный вред, который подлежит компенсации за счет средств казны РФ в силу ст. 1071 Гражданского кодекса РФ.
В результате не обеспечения в ИВС надлежащих условий содержания истцу Мерцалову В.А. были причинены нравственные страдания и переживания. Истцу пришлось в течение периода содержания под стражей находиться в условиях не соответствующих санитарным нормам: при отсутствии санитарного узла с соблюдением норм приватности, крана с водопроводной водой, радиодинамика, что само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы.
По указанным основаниям, суд не принимает во внимание доводы представителя МО МВД России «Мценский о том, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наступлении какого-либо вреда вследствие противоправного поведения сотрудников МО МВД России «Мценский», так как при рассмотрении настоящего дела установлен факт причинения истцу морального вреда в результате ненадлежащих условий содержания в ИВС г.Мценска Орловской области.
При определении размера денежной компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу Мерцалову В.А., суд учитывает требования разумности, справедливости, конкретные обстоятельства дела, общую продолжительность содержания истца в ИВС, и считает необходимым взыскать в счет возмещения морального вреда с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации через Министерство финансов Российской Федерации в пользу Мерцалова В.А. информация скрыта, поскольку заявленный истцом размер компенсации морального вреда в сумме информация скрыта является явно завышенным требованием, не соответствующим характеру причиненных страданий.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины.
Поэтому суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г.Мценск.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░», ░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░», ░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░,
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░