Дело № 2-824/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11.11.2020 г. Амурск Хабаровский край
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Парфенова Е.С.,
при секретаре судебного заседания Козловской Т.А.,
с участием истца Наркевич Л.А., представителя истцов Сабадаш А.А.,
представителя ответчика Синкевич П.С., действующего на основании доверенности от 06.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску по иску Величенко Т. В., Еремеевой Е. Г., Лесковой Н. А., Наркевич Л. А., Овчинниковой Е. А. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края о взыскании выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией,
УСТАНОВИЛ:
Величенко Т. В. (далее истец, Величенко Т.В.), Еремеева Е. Г. (далее истец, Еремеева Е.Г.), Лескова Н. А. (далее истец, Лескова Н.А.), Наркевич Л. А. (далее истец, Наркевич Л.А..), Овчинникова Е. А. (далее истец, Овчинникова Е.А..) обратились в Амурский городской суд Хабаровского края с иском к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее ответчик, АЦРБ) выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в обоснование своих требований указал, что они являются работниками АЦРБ в должности фельдшер по приему вызовов СМП и передаче их выездным бригадам СМП отделения скорой и неотложной медицинской помощи. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно истцы Величенко Т.В., Лескова Н.А., Наркевич Л.А., Овчинникова Е.А.. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно Еремеева Е.Г. (в ДД.ММ.ГГГГ находилась на больничном) в полном объеме исполняли свои должностные обязанности в соответствии с должностными обязанностями и графиками работы. Таким образом, истцы работали в период распространения короновирусной инфекции. Подп. «в» п. 10 Правил предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования. в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 415, предусмотрено направление средств, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, медицинским организациям, подведомственным, в том числе, органам исполнительной власти субъектов РФ (АЦРБ относится именно к таким медицинским организациям), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, для производства стимулирующих выплат фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи в размере 20 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев ДД.ММ.ГГГГ г. по данным Федеральной службы государственной статистики. При этом, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 415, действие Правил предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. На основании подп. 3 п. 1 Постановления Правительства Хабаровского края от 24.04.2020 № 172-пр «Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительною нагрузку работникам краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Хабаровского края, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция», действующего в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 21.05.2020 № 218-пр «О внесении изменений в Постановления Правительства Хабаровского края от 24.04.2020 № 172-пр «Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительною нагрузку работникам краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Хабаровского края, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция», начиная с ДД.ММ.ГГГГ, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызова скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, установлены ежемесячные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, в размере 20% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев ДД.ММ.ГГГГ года по данным Федеральной службы государственной статистики, а именно, ежемесячная денежная стимулирующая доплата в размере <данные изъяты> руб. Данные стимулирующие выплаты истцам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно ответчиком в каком-либо размере не выплачены. При определении спорного периода и расчета размера предъявляемого к взысканию в судебном порядке сумм ежемесячных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, они исходят из следующего: ежемесячные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в размере 20 % от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев ДД.ММ.ГГГГ по данным Федеральной службы государственной статистики, а. именно, ежемесячные денежные стимулирующие доплаты в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек, установлены Постановлением Правительства Хабаровского края от 24 апреля 2020 г. № 172-пр «Об становлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Хабаровского края, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», действующим в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 21 мая 2020 г. № 218-пр «О внесении изменений в Постановление Правительства Хабаровского края от 24 апреля 2020 г. № 172-пр «Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Хабаровского края, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», начиная с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, аналогичные по предмету в части размера и назначения, а также получателя выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную гагрузку работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в размере 20 % от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев ДД.ММ.ГГГГ г. по данным Федеральной службы государственной статистики, изначально установлены Правилами предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях со финансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 415, как уже было сказано ранее. Согласно Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 415, действие Правил предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях со финансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавироусной инфекцией, распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. Спорный период по их мнению составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно для Величенко Т.В., Лесковой Н.А., Наркевич Л.А., Овчинниковой Е.А.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно для Еремеева Е.Г. (в ДД.ММ.ГГГГ находилась на больничном). Кроме того, действиями АЦРБ, выразившимися в нарушении их трудовых прав им причинен моральный вред, который каждая из них оценивает в <данные изъяты> руб.. Так же, каждая из них понесла судебные расходы по оплате услуг представителя по <данные изъяты> руб. каждая.
Сформулировав свои требования в окончательной редакции (Том № 2 л.д. 11-13) истца просят:
1 Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Величенко Т. В. <данные изъяты> руб. в качестве выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работника, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; компенсацию причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
2 Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Еремеевой Е. Г. <данные изъяты> руб. в качестве выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работника, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; компенсацию причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
3 Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Лесковой Н. А. <данные изъяты> руб. в качестве выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работника, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; компенсацию причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
4 Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Наркевич Л. А. <данные изъяты> руб. в качестве выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работника, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; компенсацию причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
5 Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Овчинниковой Е. А. <данные изъяты> руб. в качестве выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работника, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; компенсацию причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
Определением Амурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Министерство здравоохранения Хабаровского края.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства ответчик Величенко Т.В., Лескова Н.А., Овчинникова Е.А., Еремеева Е.Г. в судебное заседание не явились, согласно заявлениям просят рассмотреть дело без их участия, с участием в качестве их представителя Сабадаш А.А., исковые требования в окончательной редакции поддерживают, настаивают на их удовлетворении.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Хабаровского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил письменный отзыв на исковые требования, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся истцом, представителя третьего лица.
В судебных заседаниях истец Наркевич Л.А., представитель истцов Сабадаш А.А. настаивали на удовлетворении требования, сформулированных в заявлении об увеличении исковых требований (Том № 2 л.д. 11-13), на основании доводов, изложенных в исковом заявлении (Том № 1 л.д.4-17), дали пояснения по их существу.
Представитель ответчика Синкевич П.С. настаивал на отказе в удовлетворении исковых требований, на основании доводов, изложенных в письменных возражениях (Том № 1 л.л.199), поддержал доводы, изложенные третьим лицом в письменных возражениях (Том № 1 л.д. 228-229, Том № 2 л.д.1-4), дал пояснению по их существу.
Так, согласно письменным возражениям краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края ответчик исковые требования не признает в полном объеме по следующим основаниям: постановление Правительства Хабаровского края № 172-пр регулирует порядок выплат стимулирующего характера работникам оказывающим помощь больным у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, издано во исполнения постановления Правительства Российской Федерации № 415 от 02.04.2020. Подп. 1 п. 1 постановления Правительства Хабаровского края № 172-пр устанавливает выплаты фельдшерам по приему вызовов бригад СМП в размере <данные изъяты> руб., п. 4 этого же постановления установлено, что выплаты стимулирующего характера, установленные п. 1-3 данного постановления, учитываются в составе заработной платы за фактически отработанное время согласно табелю учета рабочего времени за текущий месяц из расчета месячной нормы рабочих часов на одну занятую савку с начислением на них районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местах. Данные выплаты установлены в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края № 172-пр начиная с 19 марта 2020 года. Доводы истцов об установлении даты начала расчетного периода для начисления стимулирующих выплат с ДД.ММ.ГГГГ не состоятелен, поскольку данный период указан в постановлении Правительства Российской Федерации № 415 от 02.04.2020 без учёта реалий конкретного региона и даты начала появления в нем случаев заболевания коронавирусной инфекцией. Постановлением Правительства Хабаровского края № 218-пр от 21.05.2020 постановление Правительства Хабаровского края № 172-пр было дополнено п. 1(1) следующего содержания: «Ежемесячные выплаты стимулирующего характера предоставляются за фактически отработанное время, за исключением периодов отсутствия на рабочем месте по уважительным причинам (болезнь, отпуск, иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации), и устанавливаются за каждый месяц с начала оказания медицинской помощи в подразделении гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.». Таким образом, расчет стимулирующих выплат каждого конкретного работника применительно к фельдшерам по приему вызовов должен производится с той рабочей смены в которую бригадой СМП оказывалась помощь больному с коронавирусной инфекцией и до конца этого месяца. Тое есть, если в течении месяца на смены отдельно взятого фельдшера по приему вызовов случаев оказания медицинской помощи больному коронавирусной инфекцией не производилось, то выплаты этому работнику в соответствии с п. 1 постановления Правительства Хабаровского края № 172-пр не полагаются. Стимулирующие выплаты, предусмотренные другими пунктами постановления Правительства Хабаровского края № 172-пр не применимы к фельдшерам по приему вызовов, так как данная категория работников в ним отсутствует. В соответствии с изложенным АЦРБ производился расчет и оплата стимулирующих выплат фельдшерам по приему вызовов. При этом, первый случай оказания первый случай оказания медицинской помощи больному коронавирусной инфекцией в АЦРБ произошел ДД.ММ.ГГГГ в смену фельдшера по приему вызовов Величенко Т.В., с этой даты и до конца месяца ей был произведен расчет выплат. Аналогично в мае с фельдшерами Овчинниковой Е.А. и Еремеевой Е.Г., с 17 мая и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. В смены фельдшеров НаркевичЛ..и Лесковой Н.А. медицинская помощь больным коронавирусной инфекцией не оказывалась и стимулирующие выплаты им не предоставлялись. В следующие месяцы и по настоящее время расчет выплат производится по этим же причинам. Непосредственно выплаты на руки работникам производятся после перечисления денежных средств на счет учреждения из федерального бюджета.
Согласно письменным возражениям Министерства здравоохранения Хабаровского края в соответствии с Перечнем поручений по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в регионах Российской Федерации (утв. Президентом РФ 15.04.2020 № Пр-665) выделены из федерального бюджета средства на осуществление доплат к заработной плате за особые условия труда работникам здравоохранения, деятельность которых непосредственносвязана с оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией. В рамках реализации поручения Президента РФ работникам медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 установлены дополнительные гарантии в виде стимулирующих выплат, предусмотренные: постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов изфедерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция «COVID-19» (далее - постановление Правительства РФ № 484); постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее также - постановление Правительства РФ № 415, Правила); постановление Правительства Хабаровского края от 24.04.2020 № 172-пр «Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее - постановление Правительства Хабаровского края № 172-пр). Постановление Правительства Хабаровского края № 172-пр издано в целях исполнения постановлений Правительства РФ №№ 415, 484, с учетом разъясняющих писем Министерства здравоохранения РФ от 06.05.2020 № 16-3/И/2-5951, от 17.05.2020 № 16-3/И/1-3061, от 21.05.2020 № 16-3/И/-6965. Министерство здравоохранения РФ в своих разъясняющих письмах по порядку назначения медицинским работникам федеральных выплат стимулирующего характера за работу с COVID-19 подчеркивает, что указанные выплаты устанавливаются за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку и осуществляются медицинским работника, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19). Порядок и размер выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией определен в постановлении Правительства РФ № 415. Согласно подп. «в» п. 10 Правил надбавки предусмотрены фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики. В подп. 3 п. 1 постановления Правительства РФ № 172-пр (изданного в том числе в рамках реализации постановления Правительства РФ № 415) установлено, что в 2020 году, начиная с 19 марта 2020 г., на территории Хабаровского края осуществлялись ежемесячные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских учреждений, оказывающим медицинскую помощь пациентам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в процентах от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Хабаровском крае за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (<данные изъяты> рублей) в следующих размерах на одну ставку: фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 20 процентов (<данные изъяты> рублей). Расчет, представленный ответчиком является верным, произведенным с соблюдением требований законодательства. Доводы истцов, о том, что выплата стимулирующего характера должна производиться с 01 февраля 2020 г. являются несостоятельными. Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (ч. 1 ст. 91 ТК РФ). Как следует, из разъясняющего письма Минздрава России от 06.05.2020 № 16-3/И/2-5951 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам в условиях коронавируса» в соответствии с п. 11 Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются за фактически отработанное время, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте по уважительным причинам: в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правилами не определен период, на который устанавливается выплата стимулирующего характера. Рекомендуется устанавливать выплату стимулирующего характера на каждый месяц с начала оказания медицинской помощи в подразделении гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп рискав пределах распределенных межбюджетных трансфертов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 852-р. Согласно разъясняющему письму Минздрава России от 21.05.2020 № 16-3/И/1-6965 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 и от 12.04.2020 № 484» постановлением Правительства РФ № 415 определено установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время. Это означает, что выплата стимулирующего характера устанавливается на каждый месяц с даты формирования отделения (бригады скорой медицинской помощи) и осуществляются за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Первый случай заболевания в г. Амурск выявлен 09.05.2020. С указанной даты и должен производится расчет выплаты, поскольку в феврале, марте, апреле истцы не осуществляли деятельность, связанную с оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска, т.е. с особые условия труда не наступили. Кроме того, согласно отзыва ответчика истцам произведена выплата за ДД.ММ.ГГГГ года. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Заслушав стороны; исследовав материалы дела и письменные доказательства; оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
По смыслу ст. 2 ТК РФ каждый работник имеет право на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается сторонами, что истцы Величенко Т.В., Лескова Н.А., Наркевич Л.А., Овчинникова Е.А.; Еремеева Е.Г. на основании заключенных с ними трудовых договоров, по настоящее время являются работниками краевого государственного бюджетного учреждению здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края, в должности фельдшеров по приему вызовов СМП и передаче их выездным бригадам СМП отделения скорой и неотложной медицинской помощи.
15.04.2020 Президентом РФ за № Пр-665 утвержден Перечнем поручений по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в регионах Российской Федерации. В рамках исполнения данных поручения Правительством РФ вынесено ряд нормативных актов:
- постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее также - постановление Правительства РФ №, Правила);
- постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» (далее - постановление Правительства РФ № 484);
В целях исполнения указанных постановлений Правительства РФ Правительством Хабаровского края вынесено постановление от 24.04.2020 № 172-пр «Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее - постановление Правительства Хабаровского края № 172-пр).
Так, согласно п.п.. «в» п. 10 постановления Правительства РФ № 415 средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев ДД.ММ.ГГГГ года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Согласно п.п. 3 п. 1 постановления Правительства Хабаровского края № 172-пр в 2020 году, начиная с 19 марта 2020 г., на территории Хабаровского края установлены ежемесячные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам Учреждений, оказывающим медицинскую помощь пациентам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в процентах от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Хабаровском крае за 9 месяцев ДД.ММ.ГГГГ года по данным Федеральной службы государственной статистики <данные изъяты> рублей) в следующих размерах на одну ставку: фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 20 процентов (<данные изъяты> рублей).
Как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ истцы в полном объеме исполняли свои должностные обязанности в соответствии с условиями трудовых договоров, дополнительных соглашений к ним, должностной инструкцией и графиком работы.
Стороной ответчика не оспаривается право истцов на получение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам Учреждений, оказывающим медицинскую помощь пациентам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а так же, что истцы относятся к лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Так, согласно разъясняющему письму Минздрава России от 21.05.2020 № 16-3/И/1-6965 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 и от 12.04.2020 № 484» стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Выплата стимулирующего характера устанавливается на каждый месяц с даты формирования отделения (бригады скорой медицинской помощи) и осуществляются за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, соответственно они должны включаться в заработную плату, к которой применяются коэффициенты (районные, за работу в пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах), а также процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями в размерах, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, которые продолжают применяться в соответствии со статьей 423 ТК РФ.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами первый случай заболевания в <адрес> выявлен ДД.ММ.ГГГГ
Из представленного ответчиком расчета следует, что выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам Учреждений, оказывающим медицинскую помощь пациентам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, исходя из фактически отработанных истцами времени, в соответствии с табелями учета рабочего времени, произведены в полном объеме.
Однако, примененная истцом методика расчета выплаты стимулирующего характера, судом не принимается, поскольку она не соответствует требованиям постановлений Правительства РФ № 415, № 484, постановления Правительства Хабаровского края № 172-пр.
Ответчик связывает начисление выплат с приемами фельдшерами вызовов и оказанием медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, диагноз которых был подтвержден. Однако, такая методика не подтверждена требованиям постановлений Правительства РФ № 415, № 484, постановления Правительства Хабаровского края № 172-пр. Зафиксированный 09.05.2020 первый случай заболевания в <адрес> новой коронавирусной инфекцией, не исключает возможный дальнейший контакт истцов с носителями данной инфекции, у которых данное заболевание не диагностировано, следовательно, по истечении календарного месяца истцы не перестали находится в группе риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Вместе с тем, согласно расчетным листам истцов с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из фактически отработанных истцами времени, в соответствии с табелями учета рабочего времени, что не оспаривается сторонами, с ДД.ММ.ГГГГ года вместе с заработной платой ответчикам производились начисления соответствующих выплат стимулирующего характера.
С учетом приведенных выше норм, требований положения постановлений Правительства РФ № 415, № 484, а так же разъяснений Минздрава России от 21.05.2020 № 16-3/И/1-6965, расчет и начисление выплат стимулирующего характера истцам за выполнение особо важных работ правомерно производился ответчиком начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Довод истцом о начале течения спорного периода ДД.ММ.ГГГГ основан на неверном толковании норма права и не может быть принят судом.
Суд не принимает расчет истца в данной части, по вышеизложенным основаниям, и считает, что задолженность АЦРБ по выплатам стимулирующего характера за период с ДД.ММ.ГГГГ года, с учётом требований постановлений Правительства РФ № 415, № 484,, постановления Правительства Хабаровского края № 172-пр составляет: перед Еремеевой Е.Г. - <данные изъяты> руб.; перед Величенко Т.В. -<данные изъяты> руб.; перед Лесковой Н,А. – <данные изъяты> руб.; перед Наркевич Л.А. – <данные изъяты> руб.; перед Овчинниковой Е.А. – <данные изъяты> руб.
На основании изложенного исковые требования истцов в данной части подлежат частичному удовлетворению, в определенном судом размере.
Разрешая требование о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего:
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Учитывая, что судом установлено фактическое нарушение трудовых прав истцов, учитывая характер правоотношений сторон и ценность защищаемого истцами прав, имея в виду длительность и характер нарушенных трудовых прав, оценив в совокупности представленные ими документы, имеющие отношения к материальному положению и расходам (расчетные листы, договоры, дополнительные соглашения), суд считает возможным и необходимым требование истцов о компенсации морального вреда удовлетворить частично, а именно, с учетом требований разумности и справедливости, в размере 1000,00 руб., поскольку истцы испытывали переживания, претерпевали негативные чувства и эмоции по поводу нарушение трудовых прав. Таким образом, суд считает обоснованным требование истцов о компенсации морального вреда, и считает необходимым удовлетворить указанное требование частично, с учетом принципа разумности и справедливости, а именно в сумме 1000,00 руб. каждому из истцов В остальной части компенсации морального вреда суд считает необходимым отказать.
Решая вопрос о возмещении судебных расходов, суд исходит из следующего:
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, в случае удовлетворения и (или) частичного удовлетворения иска, судебные расходы присуждаются истцу, в том числе, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Бремя доказывания необходимости несения судебных расходов, их размер, лежит на истце. Обосновывая данное требование истцы. предоставили договоры возмездного оказания юридических услуг от 02.07.2020 (Том № 1 л.д. 173-175, 176-178, 179-181, 182-184, 185-187), расписки от 02.07.2020 (Том № 1 л.д.188, 189, 190, 191, 192), согласно которым каждый из истцов оплатил юридические услуги представителя в сумме 5000,00 руб. каждый. Представитель истца - Сабадаш А.А. свои обязательства исполнил, оказал консультацию, составил исковое заявление, участвовал в рассмотрении дела судом.
Определение пределов разумности судебных издержек, связанных с получением помощи представителя, закрепленное в ст. 100 ГПК РФ, является оценочной категорией.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 17.07.2007 №382-О-О часть 1 статьи 100 ГПК РФ предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Поскольку реализация названного права судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, при том, что, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
Учитывая категорию дела и правовую значимость для сторон, объем фактически выполненной представителем работы (оказание юридической консультации, составление искового заявления с приложенными к нему документами, предоставление доказательств), исходя из принципов разумности и справедливости, в отсутствие доказательств неразумности понесенных истцами расходов на услуги представителя, суд считает понесенные истцами расходы необходимыми, разумными и справедливыми.
В соответствии с вышеизложенными требованиями закона, суд считает необходимым удовлетворить требования каждого из истцов и взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг, услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. в пользу каждого из истцов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 214 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Величенко Т. В., Еремеевой Е. Г., Лесковой Н. А., Наркевич Л. А., Овчинниковой Е. А. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края о взыскании выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией удовлетворить частично.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Величенко Т. В. в качестве выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работника, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, сумму в размере <данные изъяты> руб.; компенсацию причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Еремеевой Е. Г. в качестве выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работника, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно сумму в размере <данные изъяты> руб.; компенсацию причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Лесковой Н. А. в качестве выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работника, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, сумму в размере <данные изъяты> руб.; компенсацию причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Наркевич Л. А. в качестве выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работника, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, сумму в размере <данные изъяты> руб.; компенсацию причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Амурская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Овчинниковой Е. А. в качестве выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работника, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, сумму в размере <данные изъяты> руб.; компенсацию причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края, в течение месяца со дня его составления в мотивированном виде.
Судья Е.С. Парфенов
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).
Судья Е.С. Парфенов