Решение по делу № 33-2459/2024 от 23.04.2024

Судья Тарасенко М.С.                         УИД 39RS0010-01-2023-002191-87

дело №2-168/2024

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33-2459/2024

15 мая 2024 года                                                                г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего судьи    Мариной С.В.

судей                                               Куниной А.Ю., Гарматовской Ю.В.

при секретаре                                 Пчельниковой В.Л.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе АО «Аэропорт «Храброво» на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 05 февраля 2024 года по иску Калининградского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО Аэропорт «Храброво» о возложении обязанности оснастить аэродром оборудованием для проведения радиолокационных системных наблюдений за орнитологической обстановкой.

    Заслушав доклад судьи Мариной С.В., объяснения представителя АО «Аэропорт «Храброво» Малкиной Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Дзик З.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Калининградский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АО «Аэропорт «Храброво» о возложении на ответчика обязанности оснастить аэродром оборудованием для проведения радиолокационных системных наблюдений за орнитологической обстановкой, указав в обоснование заявленных требований, что по результатам проведенной прокуратурой проверки по вопросу соблюдения требований федерального законодательства в части безопасности полетов (орнитологическое обеспечение безопасности полетов) установлено, что на аэродроме Калининград (Храброво) в нарушение установленных авиационных правил не проводятся радиолокационные системные наблюдения для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой ввиду отсутствия необходимого оборудования (систем).

Невыполнение всех мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов на аэродроме Калининград (Храброво) влечет возникновение авиационных инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов с птицами, и влияет на безопасность полетов.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Калининградский транспортный прокурор просил возложить на АО «Аэропорт «Храброво» обязанность оснастить аэродром Калининград «Храброво» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудованием для проведения радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой.

Разрешив эти требования, Гурьевский районный суд Калининградской области 05 февраля 2024 года постановил решение, которым иск Калининградского транспортного прокурора удовлетворен, на АО «Аэропорт «Храброво» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу оснастить аэродром Калининград (Храброво) оборудованием для проведения радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой.

В апелляционной жалобе АО «Аэропорт «Храброво» просит вынесенное по делу судебное постановление отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Выражая несогласие с выводами суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, апеллянт продолжает настаивать на доводах, изложенных при рассмотрении дела в суде первой инстанции, об отсутствии в действующих нормативно-правовых актах понятия «радиолокационные системы наблюдения для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой» и положений, которые бы возлагали на оператора аэродрома обязанность по проведению радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой, а также обязанность иметь оборудование для таких наблюдений, в связи с чем, по мнению апеллянта, требование прокурора по оснащению аэродрома специальным оборудованием не основано на законе.

Полагает необоснованным вывод суда о том, что исключительно на оператора аэродрома возложена обязанность по орнитологическому обеспечению полетов. Анализируя положения действующих в настоящее время Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 №128, и Федеральных авиационных правил «Правила борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 02 октября 2023 года № 331, вступающих в силу с 01 сентября 2024 года, указывает на то, что орнитологическое обеспечение полетов осуществляется лицами, осуществляющими наземное обслуживание полетов, совместно с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Также податель жалобы полагает решение суда неисполнимым, обращая внимание на то, что в настоящее время отсутствуют нормативно установленные требования, предъявляемые к оборудованию для проведения радиолокационных системных наблюдений за орнитологической обстановкой, что не позволяет определить его технические характеристики и результаты использования, а также необходимость его сертификации в соответствии с положениями статьи 8 Воздушного кодекса РФ, а также орган, осуществляющий такую сертификацию.

Кроме того, приводит доводы о том, что в тариф «за взлет-посадку», взимаемый АО «Аэропорт «Храброво», не включены расходы, связанные с проведением радиолокационных наблюдений за орнитологической обстановкой, поскольку данные мероприятия на аэродроме не проводятся.

От Калининградского транспортного прокурора поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых прокурор, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» поступили письменные объяснения, в которых третье лицо указывает на то, что предприятие не осуществляет деятельность по орнитологическому обеспечению полетов, в том числе на территории АО «Аэропорт «Храброво», а также не является уполномоченным органом по контролю за соблюдением орнитологической обстановки. Считает, что в силу положений Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 №128, Приказа Минтранса России от 17 июля 2012 года №241 обязанность по орнитологическому обеспечению полетов возложена на операторов аэродрома, при обеспечении посадки и вылета воздушных судов на аэродроме и/или посадочной полосе.

Также отзыв на апелляционную жалобу поступил от Северо-Западного межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, в которых третье лицо, полагая, что на оператора аэродрома не возложена обязанность по оснащению аэродрома оборудованием для проведения радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой, оставляет разрешение апелляционной жалобы АО «Аэропорт «Храброво» на усмотрение суда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и Северо-Западного межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, при том, что третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в судебное заседание своих представителей, не сообщили, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. При таком положении суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 3 статьи 167, частями 1, 2 статьи 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ – исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об оставлении исковых требований Калининградского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Аэропорт «Храброво» о возложении обязанности оснастить аэродром оборудованием для проведения радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой без удовлетворения в силу следующего.

В силу положений статьи 195 ГПК РФ судебное решение должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Согласно пункту 3 вышеназванного Постановления Пленума Верховного суда РФ решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом решение вышеприведенным требованиям закона не соответствует.

Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что АО «Аэропорт «Храброво» является оператором аэродрома Калининград (Храброво).

    Обращаясь в суд с настоящим иском, Калининградский транспортный прокурор ссылался на то, что на аэродроме Калининград (Храброво) в нарушение установленных авиационных правил не проводятся радиолокационные системные наблюдения для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой ввиду отсутствия необходимого оборудования (систем), что влияет на состояние безопасности полетов.

Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку действующим нормативно-правовым регулированием орнитологическое обеспечение безопасности полетов возложено на оператора аэродрома, то и проведение радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой, входящих в комплекс мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов, также возложено на оператора аэродрома. При этом проведение радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой является обязательным для всех аэродромов, независимо от орнитологической обстановки.

С учетом изложенного, установив, что оборудование для радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой на аэродроме Калининград (Храброво) отсутствует, что стороной ответчика не оспаривается, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на АО «Аэропорт «Храброво» обязанности оснастить аэродром Калининград «Храброво» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудованием для проведения радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой.

Между тем, с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69 Воздушного кодекса РФ, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов, включая обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов, в том числе предоставление поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В соответствии с разделом 8 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года № 128, одним из видов обеспечения полетов является орнитологическое обеспечение.

Согласно пункту 8.24 названных Федеральных авиационных правил, орнитологическое обеспечение полетов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов); проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.

Из анализа содержания данной нормы следует, что орнитологическое обеспечение полетов должно осуществляться совместно оператором аэродрома, лицами, осуществляющими наземное обслуживание на аэродроме, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Аналогичные положения предусмотрены и Правилами борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации, утвержденными приказом Минтранса России от 02 октября 2023 года № 331, вступающими в действие с 01 сентября 2024 года, на которые в обоснование своих выводов, в том числе сослался суд первой инстанции, несмотря на то, что данный нормативный акт на момент вынесения оспариваемого решения в действие не вступил.

Так, согласно пункту 7 вышеназванных Правил оператор аэродрома должен осуществлять организацию мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов, направленных на сведение к минимуму вероятности столкновений ВС с птицами и другими объектами животного мира, и контроль за их проведением. К выполнению мероприятий, указанных в настоящем пункте, должны привлекаться: работники служб (подразделений) оператора аэродрома; лица, осуществляющие наземное обслуживание на аэродроме; орган ОВД.

При этом пункт 8.24 действующих Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года №128, раскрывая понятие «орнитологическое обеспечение полетов», и, перечисляя мероприятия, входящие в комплекс мер, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, вместе тем, не содержит указания на то, какие конкретно из перечисленных в нем мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов должны выполняться оператором аэродрома, а какие из них - службой ОВД (управления полетами), и не содержит императивного предписания оператору аэродрома проводить системные радиолокационные наблюдения для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой и, соответственно, иметь для их выполнения соответствующее оборудование.

Не возлагается такая обязанность на оператора аэродрома, вопреки утверждениям прокурора и выводам суда об обратном, и вступающими в действие с 01 сентября 2024 года Правилами борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации, утвержденными приказом Минтранса России от 02 октября 2023 года № 331. При этом, анализируя нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с определением порядка организации и осуществления мероприятий по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что до декабря 2020 года основным нормативным документом, регламентирующим данную сферу обеспечения безопасности полетов, являлось Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденное Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26 декабря 1988 года № 209. В пункте 2.5 данного нормативно-правового акта было дано понятие орнитологического обеспечения полетов, аналогичное тому, которое сформулировано в пункте 8.24 действующих Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года №128, как включающего в себя комплекс мероприятий, основными из которых были указаны следующие: выявление и ликвидация условий, способствующих концентрации птиц на аэродромах и прилегающей территории; визуальный и радиолокационный контроль за скоплением и массовыми перелетами птиц на пути движения воздушных судов, оперативное оповещение экипажей воздушных судов о скоплениях и массовых перелетов птиц, обнаруженных на пути движения воздушных судов, выполнение экипажами воздушных судов в полете специальных действий, направленных на уменьшение вероятности столкновения с птицами, отпугивание птиц, скапливающихся на аэродромах, с помощью специальных технических средств, расследование и анализ происшедших случаев столкновений воздушных судов с птицами, проведение занятий по авиационной-орнитологической тематике с работниками аэропорта, участвующими в орнитологическом обеспечении полетов.

При этом, согласно положениям разделов 3 и 4 названного нормативно-правового акта, обязанность по осуществлению радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой возлагалась на диспетчеров службы Организации воздушного движения (ОВД).

В настоящее время данный нормативно-правовой акт не действует, поскольку отменен приказом Минтранса России от 04 декабря 2020 года № 541.

    Как следует из проекта Правил борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации, в пункте 40 этого проекта его разработчиками было предложено возложить обязанность по осуществлению радиолокационного наблюдения за орнитологической обстановкой на орган ОВД (при наличии посадочного локатора) и на оператора аэродрома (при наличии у него соответствующего оборудования). Однако, в утвержденных приказом Минтранса России от 02 октября 2023 года № 331 Правилах борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации, отсутствуют какие-либо нормы, регламентирующие вопросы о том, кто и каким образом осуществляет радиолокационное системное наблюдение за орнитологической обстановкой, и данными Правилами, как указано в определении выше, на оператора аэродрома не возлагается обязанность по осуществлению радиолокационного контроля такой обстановкой, а также обязанность иметь соответствующее радиолокационное оборудование.

    Данные Правила лишь предусматривают, что оператор аэродрома должен осуществлять организацию мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов, направленных на сведение к минимуму вероятности столкновений воздушных судов с птицами и другими объектами животного мира, и контроль за их проведением. К выполнению же таких мероприятий, должны привлекаться работники служб (подразделений) оператора аэродрома, лица, осуществляющие наземное обслуживание на аэродроме, а также орган ОВД.

    Таким образом, из анализа положений законодательства, регламентирующего правила организации и осуществления орнитологического обеспечения полетов, в его развитии и сопоставлении, однозначно следует, что действующее на день рассмотрения дела правовое регулирование не возлагает напрямую на оператора аэродрома обязанность по осуществлению системного радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой и у оператора аэродрома отсутствует нормативно установленная обязанность оснастить аэродром необходимым для этого оборудованием.

Вопреки, утверждениям прокурора и выводам суда в оспариваемом решении об обратном, не является таким нормативно-правовым актом, возлагающим на оператора аэродрома обязанность по осуществлению радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой и Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27 января 2022 года №ВБ-51фс, которым утверждена форма проверочного листа (список контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации за деятельностью операторов аэродромов, вертодромов и владельцев посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

При этом, как следует из письма Федерального агентства воздушного транспорта от 07 июня 2022 года № Исх-20994/02 «Информация о безопасности полетов № 5», Федеральное агентство воздушного транспорта ссылается в нем на то, что с наступлением летнего периода эксплуатации воздушных судов отмечается резкое увеличение количества авиационных событий, связанных со столкновением воздушных судов с птицами и указывает, что непредсказуемость последствий столкновения ВС с птицами и другими животными влечет за собой необходимость принятия максимального комплекса мер для снижения фактора опасности, связанного со столкновением ВС с птицами и другими животными.

В рамках имеющихся полномочий Росавиация обращает внимание, что в соответствии с пунктом 8.24 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года № 128, орнитологическое обеспечение полетов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, в том числе проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.

В соответствии с разделом 4.12 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25 сентября 2015 года № 286, организация и обеспечение работ в связи с опасностью, создаваемой животными, возложена на оператора аэродрома гражданской авиации, включая вопросы регистрации сведений присутствия птиц на летном поле аэродрома, во время взлетов и заходов на посадку ВС (в светлое время суток, в пределах визуальной видимости) и хранения соответствующей документации.

С целью обеспечения безопасности полетов данным Письмом Росавиацией руководителям территориальных органов предложено довести настоящую информацию по безопасности полетов до руководителей операторов аэродромов и рекомендовать руководителям операторов аэродромов, осуществляющих свою деятельность на территории, подконтрольной территориальному органу, с участием всех заинтересованных организаций:

-проанализировать положения Руководства по аэропортовым службам, часть 3 «Создаваемая дикой природой опасность и методы ее уменьшения» (Doc 9137, издание пятое - 2020 год) с целью принятия решений о практической реализации в аэропорту содержащихся в нем рекомендаций, а также рассмотреть необходимость внесения соответствующих изменений в руководящие документы оператора аэродрома;

-уточнить порядок осуществления визуального наблюдения за птицами на аэродроме, исходя из того, что его осуществляют сотрудники подразделения (службы) оператора аэродрома, ответственного за орнитологическое обеспечение полетов, орган ОВД - во время взлетов и заходов на посадку ВС (в светлое время суток, в пределах визуальной видимости), сотрудники аэродромной службы - при подготовке элементов аэродрома к полетам и их осмотрах в пределах секторов плети и захода ВС на посадку. Сотрудники подразделений (служб), ответственных за орнитологическое обеспечение полетов, во время плановых и внеплановых осмотров должны осматривать взлетно-посадочную полосу и прилегающую к ней территорию летного поля;

-проанализировать эффективность применяемых средств для отпугивания птиц, при отсутствии эффекта принять дополнительные меры по обеспечению их работы (изменение месторасположения, звука, направления и пр.) с учетом особенностей ВЛП-2022;

-проанализировать организацию информирования экипажей воздушных судов о текущих изменениях орнитологической обстановки при осуществлении взлета и захода на посадку, а также вопросы хранения указанной информации в средствах объективного контроля органов ОВД;

-при отсутствии эффективности других видов борьбы с птицами и другими животными рассмотреть вопрос применения летальных способов.

Таким образом, из содержания вышеназванного Письма «Информация о безопасности полетов № 5» следует, что в части обязанностей операторов аэродромов по орнитологической безопасности полетов речь идет об осуществлении только визуального наблюдения за птицами на аэродроме, что предусмотрено руководящими документами оператора аэродрома.

Также материалами дела подтверждается, что в АО «Аэропорт «Храброво» по вопросам орнитологического обеспечения безопасности полетов разработаны и действуют: Инструкция по орнитологическому обеспечению безопасности полетов на аэродроме Калининград (Храброво)      , утвержденная и введенная в действие приказом Генерального директора Общества от 20 июля 2021 года, и Инструкция по деятельности внештатной группы орнитологического обеспечения безопасности полетов в аэропорту Калининград (Храброво) , утвержденная и введенная в действие приказом от 13 февраля 2019 года (с изменениями и дополнениями).

Вышеназванная Инструкция по орнитологическому обеспечению безопасности полетов на аэродроме Калининград (Храброво) согласована с Калининградским центром обслуживания воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо-Запада» и иными органами и организациями, осуществляющими совместное базирование в аэропорту Калининград (Храброво).

Инструкция по орнитологическому обеспечению безопасности полетов определяет порядок организации и проведения мероприятий по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, регламентирует функции и действия по орнитологическому обеспечению безопасности полетов работников Общества, работников службы движения КЦ ОВД, внештатной группы и общие функции работников Общества и организаций, базирующихся на территории аэродрома Калининград (Храброво).

Согласно пункту 4.2 Инструкции, орнитологическое обеспечение полетов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами в районе аэродрома Калининград (Храброво), и включает: орнитологическое обследование района аэродрома; проведение визуальных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; выявление и ликвидация условий, способствующих скоплению птиц на аэродроме; проведение мероприятий с целью отпугивания птиц с территории аэродрома; сбор и оценка сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродроме, в районе аэродрома); расследование и анализ происшедших случаев столкновений воздушных судов с птицами; проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.

Согласно пункту 1.3 Инструкции выполнение ее требований является обязательным для служб аэропорта и организаций, базирующихся на территории аэродрома Калининград (Храброво).

В силу пункта 6.4.5 Инструкции по орнитологическому обеспечению безопасности полетов данные о скоплении птиц/животных на аэродроме ежедневно заносятся сотрудниками внештатной группы в Журнал о скоплении птиц/животных на аэродроме.

Согласно пунктам 5.2.1, 6.5 Инструкции диспетчер службы движения КЦ ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Запад» диспетчерского пункта «Вышка» осуществляет визуальный контроль в секторе взлета и посадки воздушных судов и сообщает экипажам воздушных судов о скоплениях и перелетах птиц в случае их обнаружения.

    В аэропорту создана рабочая группа по вопросам авиационной орнитологии и регулирования дикой природы с привлечением специалистов АО «Аэропорт Храброво», КЦ ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Запад», авиационного поста аэродрома Храброво авиации Балтийского Флота и первой авиационной группы отдельного базирования ФСБ.

Таким образом, действующей в АО «Аэропорт «Храброво» Инструкцией по орнитологическому обеспечению безопасности полетов предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами в районе аэродрома Калининград (Храброво), включающий в себя, в том числе осуществление визуального контроля за орнитологической обстановкой.

Как следует из Отчета комиссии по расследованию авиационного инцидента с самолетом от 09 сентября 2022 года, назначенной приказом Центрального МТУ Росавиации от 27 июля 2022 года , орнитологическое обеспечение полетов в АО «Аэропорт «Храброво» в целом производится со стандартами и рекомендуемой практикой руководящих нормативных документов, замечаний к действующей в АО «Аэропорт «Храброво» Инструкции по орнитологическому обеспечению безопасности полетов данный отчет не содержит. В качестве недостатков комиссия, действительно, отметила, что повсеместно на аэродромах Российской Федерации не проводятся радиолокационные системные наблюдения для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой, чем не выполняются требования п.8.24 ФАП-128, вместе с тем, в разделе рекомендации комиссией УИБП Росавиации рекомендовано организовать решение вопроса по разработке и внесению дополнений в нормативные документы по определению ответственности службы ОрВД или аэропорта за орнитологическое обеспечение безопасности полетов в части радиолокационного контроля в случае неработающих посадочных радиолокаторов (в аэропорту Калининград (Храброво) посадочные радиолокаторы не работают).

На момент вынесения оспариваемого решения, также, как и на день рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, такой документ, которым была бы определена ответственности службы ОрВД или аэропорта за орнитологическое обеспечение безопасности полетов в части системного радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой в случае неработающих посадочных радиолокаторов, принят не был.

В своих отзывах на иск и на апелляционную жалобу Северо-Западное межрегиональное территориальное Управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта также обращает внимание на отсутствие в действующем правовом регулировании нормативно-правового акта, возлагающего на оператора аэропорта обязанности по осуществлению радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой.

То обстоятельство, что в соответствии с приказом Минтранса России от 17 июля 2012 года № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» в состав сбора за взлет-посадку включены расходы по орнитологическому обеспечению полетов в районе аэродрома, и они являются частью аэропортовых сборов, на что также сослался в обоснование своих выводов суд первой инстанции, также на нормативное установление обязанности ответчика по обеспечению радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой не указывает.

Действительно, согласно пункту 3.1.1 Приказа Минтранса России от 17 июля 2012 года № 241 сбор за взлет-посадку включает орнитологическое обеспечение полетов в районе аэродрома, однако согласно пункту 1.8 Приказа Минтранса России от 05 декабря 2011 года № 303 для целей ведения раздельного учета расходов субъектом регулирования определяется состав производственных процессов (операций, функций), осуществляемых при оказании конкретных услуг. При ведении раздельного учета расходов по оказанию соответствующих видов услуг данные формируются по каждому определенному производственному процессу.

При этом в состав тарифа за взлет-посадку ответчиком расходы, связанные именно с проведением радиолокационных наблюдений, не включены.

Более того, возлагая на АО «Аэропорт «Храброво» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу оснастить аэродром Калининград (Храброво) оборудованием для проведения радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой, суд первой инстанции необоснованно не учел, что в настоящее время отсутствуют нормативные документы, определяющие как само понятие «радиолокационные системные наблюдения за орнитологической обстановкой», так и нормативно установленные требования к оборудованию, при помощи которого оно должно осуществляться, вследствие чего не представляется возможным определить технические характеристики и результат использования (передача информации экипажу, диспетчерам ОВД или другие функции) такого оборудования. Отсутствие четкого определения целей использования оборудования не позволяет определить необходимость его сертификации в соответствии с требованиями статьи 8 Воздушного кодекса РФ и орган, осуществляющий сертификацию.

При таком положении решение суда по сути является неисполнимым, на что обоснованно обращено внимание в апелляционной жалобе АО «Аэропорт «Храброво».

С учетом изложенного, решение Гурьевского районного суда Калининградской области нельзя признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об оставлении исковых требований Калининградского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Аэропорт «Храброво» о возложении обязанности оснастить аэродром оборудованием для проведения радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой, без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьями 330, 330.1 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 05 февраля 2024 года отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования Калининградского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Аэропорт «Храброво» о возложении обязанности оснастить аэродром оборудованием для проведения радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 мая 2024 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-2459/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОКУРОР
Ответчики
АО Аэропорт "Храброво"
Другие
Филиал «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
Северо-Западное межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация)
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Марина Светлана Васильевна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
25.04.2024Передача дела судье
15.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2024Передано в экспедицию
15.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее