Дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Мороз В.М.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1 городского поселения Красногорск ФИО1 муниципального района <адрес>, ФИО1 муниципального района <адрес>, Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО1 городского поселения Красногорск ФИО1 муниципального района <адрес> о компенсации морального вреда.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ФИО1 муниципального района <адрес> и ОАО «Российские железные дороги».
В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержал, в обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ примерно около 19-00 часов, следуя с рыночной площади платформы «Красногорская» по направлению к дачному участку, он был сбит внезапно упавшим под действием ветра деревом (тополем). Основной ствол дерева диаметром около 80 см упал от него на расстоянии около полуметра, однако упавшая на него крона дерева привела к множественным ушибам грудной клетки, поясничного отдела позвоночника, переломам ребер, что подтверждается выписным эпикризом. Указывает, что с места падения дерева бригадой скорой помощи он был доставлен в МЛПУ «Красногорская городская больница № 1», где находился на излечении в стационаре с 24.05.2013г. по 10.06.2013г., после чего еще 15 дней лечился в домашних условиях. В результате несчастного случая ему был причинен вред его здоровью, он был вынужден нести дополнительные расходы на лекарства и питание. В результате падения на него дерева ему были причинены моральные и нравственные страдания, на срок лечения в период дальнейшей реабилитации он не мог работать, хотя планировал трудоустроиться. Территория, на которой располагалось упавшее дерево, относится к городскому поселению Красногорск. Считает, что падение дерева явилось следствием бездействия ФИО1 городского поселения Красногорск, которая должна осуществлять контроль за благоустройством и озеленением подведомственной ей территории. Место возможного падения дерева не было выделено знаком безопасности, а крона дерева не была опилена. Просил взыскать с ФИО1 городского поселения Красногорск ФИО1 муниципального района <адрес> в его пользу в счет компенсации морального вреда 150000 рублей.
ФИО1 ответчика – ФИО1 муниципального района <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в обоснование указала, что в силу Закона МО «Об обеспечении чистоты и порядка на территории <адрес>» вырубка деревьев и кустарников производится только на основании специального разрешения, выдаваемого в установленном порядке, которое, в свою очередь, выдается органом местного самоуправления. Согласно «Положения об охране зеленых насаждений и выдаче разрешений на вырубку на территории г.<адрес>» вырубка деревьев может быть разрешена только в определенных случаях, в том числе, для проведения санитарных рубок (в том числе удаления аварийных деревьев и кустарников). Работы по вырубке аварийных сухих деревьев, распиловке поваленных деревьев на территории г.<адрес> в 2013 году осуществляла организация ООО «АМА» на основании заключенного с ФИО1 г.<адрес> муниципального контракта. С учетом изложенного считают, что ФИО1 были предприняты все необходимые меры по удалению аварийных насаждений на территории г.<адрес>. Указывают, что падение дерева было вызвано метеорологическими явлениями - сильными порывами ветра, что подтверждается поступившей из ГУ МЧС России по МО информацией о штормовом предупреждении. По представленным в материалы дела фотографиям видно, что упавшее на истца дерево не имело признаков аварийности (не было сухим и трухлявым). Последствия от стихии были незамедлительно устранены, сломанное дерево своевременно распилено и вывезено с площади. Также ФИО1 пояснила, что решением Совета депутатов г.<адрес> № от 17.10.2012г. ФИО1 г.<адрес> передала ФИО1 муниципального района полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
ФИО1 ответчика - ОАО «РЖД» ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала, что на основании договора аренды земельного участка заключенного с ТУ Росимущество, в пользовании ОАО «РЖД» находится земельный участок называемый полосой отвода. Упавшее на истца дерево не входит в территорию, находящуюся в пользовании ОАО «РЖД». Считает, что в данном конкретном случае падение дерева было вызвано обстоятельствами непреодолимой силы. Просила исковые требования оставить без удовлетворения.
ФИО1 муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1 муниципального района.
Выслушав объяснения явившихся сторон, допросив специалиста и свидетеля, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 ГК РФ.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из пояснений истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ примерно около 19-00 часов, на истца ФИО2, следовавшего с рыночной площади платформы «Красногорская» по направлению к дачному участку (<адрес>, возле <адрес>), внезапно под действием сильного порыва ветра упало дерево. Как указывает истец, основной ствол дерева диаметром около 80 см упал от него на расстоянии около полуметра, однако упавшая на него крона дерева привела к множественным ушибам грудной клетки, поясничного отдела позвоночника, переломам ребер.
С места падения дерева бригадой скорой помощи истец был доставлен в МЛПУ «Красногорская городская больница № 1», где находился на излечении в стационаре с 24.05.2013г. по 10.06.2013г.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела справкой о вызове скорой помощи (л.д. 126), картой вызова скорой помощи (л.д. 129), а также выпиской из эпикриза (л.д. 6).
Из представленного эпикриза (выписки) следует, что 24.05.2013г. ФИО2 был доставлен в МЛПУ «Красногорская городская больница № 1» бригадой скорой помощи, в результате осмотра у последнего были выявлены множественные неосложненные переломы ребер слева, множественные ушибы грудной клетки, поясничного отдела позвоночника, левой поясничной области с обширной гематомой.
В период с 24.05.2013г. по 30.05.2013г. истец находился на стационарном лечении в травматологическом отделении, а с 31.05.2013г. по 10.06.2013г. – в хирургическом отделении МЛПУ КГБ № с диагнозом: закрытый перелом 9 ребра слева, осложненный пневмотораксом, ушиб поясничного отдела позвоночника, ушиб левой поясничной области, обширные подкожные гематомы левой половины туловища.
ФИО2 обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что в результате падения на него дерева ему были причинены моральные и нравственные страдания, на срок лечения и в период дальнейшей реабилитации он не мог работать, хотя планировал трудоустроиться. Просил взыскать в его пользу в счет компенсации морального вреда 150000 рублей.
ФИО1 ответчиков – ФИО1 городского поселения Красногорк ФИО1 муниципального района МО и ОАО «РЖД» исковые требования не признали по указанным выше основаниям.
В силу п. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Из представленных в материалы дела документов следует, что территория, на которой произошло происшествие, в том числе и все насаждения на ней, относится к территории городского поселения Красногорск ФИО1 муниципального района <адрес>.
Согласно Положения о санитарном содержании территорий и обеспечении чистоты и порядка в городском поселении Красногорск, утвержденном решением Совета депутатов городского поселения Красногорск ФИО1 муниципального района МО от 20.08.2008г. за № и действующим на момент случившегося с истцом происшествия, обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются, по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и/или пользование третьим лицам, - на органы государственной власти, ФИО1, эксплуатационные организации (п. 3.2.2. Положения).
В соответствии со ст. 14 вышеназванного Положения вырубка деревьев и кустарников производится только на основании специального разрешения, выдаваемого в установленном порядке. Разрешение на производство вырубки деревьев и кустарников в городском поселении выдается ФИО1.
Иные вопросы содержания зеленых насаждений регулируются Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГг. за № 153.
Аналогичные положения по вырубке деревьев закреплены в Положении об охране зеленых насаждений и выдаче разрешений на вырубку на территории городского поселения Красногорск, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения Красногорск ФИО1 муниципального района МО от 18.08.2011г. за № 277/22.
Согласно п.п. 3.2., 3.3. указанного Положения вырубка деревьев и кустарников производится только на основании специального разрешения, выдаваемого в установленном настоящим Положением порядке. Разрешение на производство вырубки на территории городского поселения Красногорск выдается ФИО1 городского поселения Красногорск.
Пункт 3.4. Положения указывает, что вырубка деревьев и кустарников при выполнении требований данного Положения может быть разрешена в случаях … проведения санитарных рубок (в том числе удаления аварийных деревьев и кустарников).
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об охране окружающей среды» Законом МО «Об обеспечении чистоты и порядка на территории <адрес>», на основании указанного выше решения Совета депутатов городского поселения Красногорск ФИО1 муниципального района от 18.08.2011г. за № «Об утверждении Положения об охране зеленых насаждений и выдаче разрешений на вырубку на территории городского поселения Красногорск», в целях организации работ по вырубке зеленых насаждений на территории городского поселения Красногорск постановлением Главы городского поселения Красногорск от 22.09.2011г. за № утвержден состав комиссии по сохранности зеленых насаждений на территории г.<адрес> и утверждено Положение об указанной комиссии.
Согласно ст. 2 Положения о комиссии по сохранности зеленых насаждений на территории городского поселения Красногорск основными функциями комиссии является: проведение обследования территорий, на которых расположены зеленые насаждения, планируемые к вырубке; отбор и пометка краской деревьев и кустарников, предполагаемых к вырубке; составление акта обследования зеленых насаждений; составление ведомости учета зеленых насаждений.
Пункт 3.3. вышеназванного Положения указывает, что для рассмотрения обращений о вырубке комиссия выезжает на место предполагаемой вырубки зеленых насаждений, проводит их осмотр, решает вопрос целесообразности проведения вырубки зеленых насаждений, составляет акт обследования зеленых насаждений, проводит отбор и пометку краской подлежащие вырубке зеленые насаждения.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО7 пояснила, что она занимает должность начальника отдела землепользования и контроля, является председателем комиссии по сохранности зеленых насаждений на территории городского поселения Красногорск. Пояснила, что в соответствии с действующим законодательством вырубке подлежат аварийные деревья, сухие деревья, которые представляют угрозу, ограничивают видимость. Если имеются основания для вырубки деревьев, заинтересованное лицо обращается с заявлением, в котором указывает основаниям для вырубки, природный состав. В дальнейшем формируется комиссия, в которую входят начальник Росприроднадзора, сотрудники ФИО1. Комиссия выезжает на место, осматривает деревья, выясняет, соответствует ли заявленная причина вырубки действительности, осматривает количественный и качественный состав насаждений. Упавшее на истца дерево к вырубке не заявлялось.
Как указывалось выше, согласно «Положения об охране зеленых насаждений и выдаче разрешений на вырубку на территории городского поселения Красногорск» вырубка деревьев может быть разрешена только в определенных случаях, в том числе, для проведения санитарных рубок (в том числе удаления аварийных деревьев и кустарников). Работы по вырубке аварийных сухих деревьев, распиловке поваленных деревьев на территории городского поселения Красногорск в 2013 году осуществляла организация ООО «АМА» на основании заключенного с ФИО1 городского поселения Красногорск муниципального контракта, в котором помимо работ по валке сухих, аварийных деревьев, распиловке поваленных деревьев, предусмотрены такие работы как кронирование деревьев.
Согласно представленного ФИО1 городского поселения Красногорск плана по вырубке аварийных, сухих деревьев (л.д. 54), упавшее на истца дерево, расположенное возле <адрес>, в задании ни на его вырубку, ни на кронирование не значилось.
Учитывая, что упавшее на истца дерево находилось на территории городского поселения Красногорск, ответственность за вред, причиненный падением данного дерева, по общему правилу возлагается именно на ФИО1 городского поселения Красногорск, однако последняя данный факт оспаривает по указанным выше основаниям.
Как указывалось выше, согласно ст. 1064 ГК РФ, вина причинителя вреда презюмируется, а отсутствие вины доказывается причинителем вреда.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что доказательств отсутствия вины в причинении вреда, ФИО1 городского поселения Красногорск не представлено. Достоверных доказательств наличия каких-либо иных причин падения дерева, свидетельствующих об отсутствии вины ответчика, в том числе наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, суду не представлено.
В частности, ФИО1 городского поселения Красногорск не представлено суду доказательств, что ею проводились какие-либо мероприятия по осуществлению контроля за состоянием деревьев на вышеуказанной территории. Комиссионное обследование состояния данного дерева ни при его росте, ни после падения ветви не проводилось, акт осмотра поврежденного дерева не составлялся, что свидетельствует о том, что ФИО1 ненадлежащим образом выполняет свои обязанности по содержанию элементов озеленения на земельном участке, где произошло падение дерева на истца.
Тот факт, что упавшее на истца дерево не было включено в задание по вырубке аварийных, сухих деревьев не подтверждает, а опровергает позицию ФИО1 о надлежащем контроле за состоянием зеленых насаждений.
Следует отметить, что содержание и охрана зеленых насаждений, в частности, включает в себя: уборку упавших зеленых насаждений, формирование и прореживание крон, санитарная и омолаживающая обрезка деревьев.
Ежегодная (плановая) оценка озелененных территорий осуществляется два раза в год. Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке (Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15.12.1999г. за № (п. 3.1.4.) одним из основных мероприятий по правильному содержанию городских зеленых насаждений является обрезка кроны. Различают следующие виды обрезки: санитарная, омолаживающая, формовочная.
Санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Обязательному удалению подлежат также побеги, отходящие от центрального ствола вверх под острым углом или вертикально (исключая пирамидальные формы), во избежание их обламывания и образования ран на стволе.
Омолаживающая обрезка - это глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону. Ее следует проводить у таких деревьев и кустарников, которые с возрастом, несмотря на хороший уход, теряют декоративные качества, перестают давать ежегодный прирост, образуют суховершинность.
Формовочная обрезка проводится с целью придания кроне заданной формы и сохранения ее, выравнивания высоты растений, достижения равномерного расположения скелетных ветвей. При формовочной обрезке деревьев в аллейной или рядовой посадке необходим постоянный контроль за высотой, размером и формой кроны.
У деревьев с плакучей, пирамидальной или шаровидной кроной необходимо своевременно удалять побеги, развивающиеся на подвоях ниже места прививок, а также регулировать рост, направление и густоту ветвей.
У деревьев с пирамидальной формой кроны удаляют все ветви, выходящие за пределы естественной формы. Укорачивая побеги, делают срез над почкой, обращенной внутрь кроны. Побеги, растущие внутрь кроны и густо переплетенные, срезают над почкой, обращенной наружу.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО8 показал, что ДД.ММ.ГГГГ он находился недалеко от места падения дерева, а рынке. В этот день шел дождь, дул сильный ветер. Чтобы укрыться от дождя, он, свидетель, остановился возле билетных касс. Потом он услышал сильный треск и крик, и, выйдя посмотреть что случилось, увидел, как два человека вытаскивают из под дерева мужчину, позже он узнал, что это был истец по делу. К пострадавшему истцу была вызвана скорая помощь, которая увезла его в больницу. Также показал, что крона у упавшего дерева была необрезанная, ветки упавшие на истца огромными.
Оценивая показания свидетеля, суд считает их достоверными в той степени, в которой они согласуются с представленными в материалы дела доказательствами.
Между тем, доказательств в подтверждение того, что в юридически значимый период времени ФИО1 городского поселения Красногорск контролировала состояние озелененных насаждений на участке, где упало дерево, в материалы дела не представлено.
Также следует отметить, что каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих тот факт, что на момент падения дерево было жизнеспособным, не имеющим дефектов, а также имело допустимый размер кроны, суду не представлено.
Доводы ФИО1 городского поселения Красногорск о том, что на представленных в материалы дела фотографиях видно, что упавшее на истца дерево было жизнеспособным, не могут служить достоверным доказательством, подтверждающим указанный факт.
Возражая против удовлетворения требования, ФИО1 городского поселения Красногорск ссылалась также на тот факт, что падения дерева произошло из-за сильного порыва ветра (непреодолимой силы).
Однако суд не может согласиться с указанным выше доводом по следующим основаниям.
Непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, в том числе, стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, ураганы, снежные заносы, оползни и т.п. (ст. 401 ГК РФ).
Согласно сообщениям ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по <адрес>» (л.д. 25-26, 27-28) ДД.ММ.ГГГГ в период с 16-30 часов до 20 часов было объявлено штормовое предупреждение, как указано к предупреждении ожидаются: дождь, местами сильный, сильный ветер с порывами 15 м/с и выше, местами гроза и град.
Как пояснил в судебном заседании истец, ДД.ММ.ГГГГ, в период случившегося с истцом происшествия (падения дерева) на улице шел ливень, который сопровождался сильными порывами ветра.
Неблагоприятным явлением погоды считается ветер со скоростью про порывах 12 м/с и более, опасным природным явлением считается ветер со скоростью при порывах 25 м/с и более.
Каких-либо доказательств, подтверждающих тот факт, что около 19-00 часов ДД.ММ.ГГГГ порывы ветра составляли 25 м/с и более, суду не представлено.
Наличие в день причинения вреда сильных порывов ветра лишь обусловили падение дерева, однако, чрезвычайными и непредотвратимыми эти обстоятельства не являлись.
Таким образом, ФИО1 городского поселения Красногорск, будучи обязанной в силу закона осуществлять уход и контроль за элементами озеленения на вышеуказанной территории, за состоянием деревьев не следила, обрезку кроны дерева своевременно не осуществила, что повлекло падение дерева на истца и причинение истцу вреда здоровью и морального вреда.
С учетом изложенного, принимая во внимание тот факт, что упавшее на истца дерево было расположено территории городского поселения Красногорск, доказательств обратного суду не представлено, как и не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для освобождения от ответственности по возмещению вреда, суд считает, что подлежащая взысканию в пользу истца денежная компенсация в счет причиненного морального вреда подлежит взысканию с ФИО1 городского поселения Красногорск ФИО1 муниципального района, а требования к ФИО1 муниципального района <адрес> в ОАО «Российские железные дороги», соответственно, - оставлению без удовлетворения, поскольку законных оснований для удовлетворения требований в указанной части не имеется.
Учитывая, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность заявленного к взысканию размера компенсации, суд считает возможным определить компенсацию в счет возмещения морального вреда в размере 25000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25000 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░1
░░░░░░░░░░ ░░░░
<░░░░░> ░.░. ░░░░░