Дело № 2-58/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Степанцовой Е.В.,
при секретаре Бунаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области
11 января 2019 года
гражданское дело по иску Шашок А.В., Шашок Е.П.. Шашок Н.П. к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ ликвидированного АООТ «Шахта «Судженская», и предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в Анжеро-Судженский городской суд с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении их в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания, в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты. Свои требования мотивировали тем, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит Шашок А.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 20.12.1999г. Дом по <адрес> по заключению Северо-Кавказкого филиала АО «ВНИМИ» от 31.08.2017г. считается подтопленным в результате влияния шахтных вод ликвидированной шахты «Судженская» на грунтовый водоносный горизонт и рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Судженская». Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 утверждены правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан подлежащих переселению утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и утвержденных Минэнерго РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Администрация Анжеро-Судженского городского округа не вносит истцов в список расселения граждан из сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Судженская» не пригодным для проживания по критериям безопасности. В письменном отказе о включении в список расселения граждан из сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Судженская» не пригодным для проживания по критериям безопасности администрацией предложено истцам решать данный вопрос в суде.
Просили суд обязать ответчика включить Шашок А.В., Шашок Е.П., Шашок Н.П. в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и предоставить социальную выплату из расчета 18 кв.м. на человека.
Истец Шашок А.В., Шашок Н.П. в судебном заседании на требованиях настаивали, доводы, изложенные в заявлении, поддержали.
Представитель ответчика – администрации Анжеро-Судженского городского округа, Килина Е.В., действующая на основании доверенности от 17.10.2018, исковые требования не признала, пояснила суду, что заключение Северо-Кавказского филиала АО ВНИМИ от 31.08.2017 и факт проживания истцов в жилом доме с 1992г. не оспаривает.
Истец Шашок Е.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, в письменном заявлении, приобщенном к материалам дела, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель третьего лица – Министерства энергетики РФ, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 10.07.2012, с изм. от 04.03.2013) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 (ред. от 28.09.2016) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики РФ предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики РФ по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.
Судом установлено, что решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 23.08.1999 установлен факт принятия Шашок А.В. наследства в виде дома по <адрес>, после смерти <...> Ф.Е.П., умершей <дата> (л.д.6).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 20.12.1999, Шашок А.В. унаследовала от своей <...> жилой деревянный дом по <адрес>, жилой площадью 20,7 кв.м., полезной площадью 35,3 кв.м. (л.д.5).
Право собственности на указанный дом зарегистрировано за Шашок А.В. в ЕГРП 22.12.2011 на основании постановления администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества и дачных земельных участков от 30.09.2011 № 1019, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.7).
Шашок Е.П. и Шашок Н.П. являются дочерями Шашок А.В., что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.41,42).
Согласно справке МП ЕРКЦ от 16.03.2018 Шашок Е.П., Шашок Н.П., Шашок А.В. с 28.12.1999 зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д.33).
Согласно рекомендации № 54 от 1999 года по оценке степени подработанности жилых домов, расположенных на горном отводе шх. «Судженская» их обследованию и рекомендации по сносу жилья по фактору подработки» дом <адрес> построен на ранее подработанной территории, по влиянию подработки сносу не подлежит (л.д.50-52).
Как следует из заключения Северо-Кавказского филиала АО ВНИМИ от 31.08.2017 по оценке гидрогеологической ситуации и возможного влияния шахтных вод ликвидированной шахты «Судженская» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам проведенных исследований установлено, что участок расположения домовладения по <адрес>, считается подтопленным в результате влияния шахтных вод ликвидированной шахты «Судженская» на грунтовый водоносный горизонт, дом рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Судженская», и не подлежит повторному заселению, после переселения должен быть разобран (л.д.17-25).
Согласно протоколу общего собрания акционеров АООТ «Шахта «Судженская» от 18.11.1997 принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия (л.д.59-60).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.08.2002 АООТ «Шахта Судженская» признано банкротом, открыто конкурсное производство.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ от АООТ «Шахта Судженская» 16.02.2004 прекратило деятельность по решению арбитражного суда.
По данным сведений филиала № 1 БТИ г. Анжеро-Судженска Шашок А.В. принадлежит жилой дом по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 25.05.1989 рег. №, жилой дом по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 20.12.1999 рег. №. Сведениями о наличии недвижимого имущества за Шашок Е.П., Шашок Н.П. филиал не располагает (л.д.66).
Согласно выписке из ЕГРН право Шашок А.В. на жилой дом по адресу: <адрес> прекращено 01.08.2017, а жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности по состоянию на 17.12.2018 Шашок А.В.
В ЕГРН отсутствуют сведения о правах Шашок Н.П., Шашок Е.П. на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости за период с 19.11.1998 по 30.10.2018 (л.д.54,55).
Разрешая требования истцов о включении их в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ АООТ «Шахты Судженская», и предоставлении социальной выплаты из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости 1 кв.м. жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению, поскольку, как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, жилой дом по <адрес>, истцом Шашок А.В. получен в наследство от <...> 20.12.1999, 22.12.2011 право собственности на дом зарегистрировано за истцом Шашок А.В. Согласно заключению СКФ АО ВНИМИ 31.08.2017, выводы которого представитель ответчика не оспаривает, данный жилой дом рекомендуется к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Судженская».
Как установлено решением суда от 23.08.1999г. истец Шашок А.В. проживала в жилом доме по <адрес> с <...>, и продолжала проживать после ее смерти в 1998г., ее дети, истцы по иску, Шашок Е.П., <дата>, и Шашок Н.П., <дата>, проживали с ней, что следует из показаний истцов в судебном заседании и не оспаривается представителем ответчика.
Жилой дом является единственным и постоянным местом проживания истцов, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у истцов нет.
Установленные судом выше обстоятельства в их совокупности дают право истцам на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428.
С учетом обстоятельств, установленных на основании представленных сторонами доказательств, которые суд оценивает как относимые и допустимые по делу, а также норм законодательства, подлежащих применению к данному делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов о включении его в список граждан, подлежащих переселению из непригодного для дальнейшего проживания жилья, и предоставлении социальной выплаты из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости 1 кв.м. жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шашок А.В., Шашок Е.П.. Шашок Н.П. к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ ликвидированного АООТ «Шахта «Судженская», и предоставлении социальной выплаты удовлетворить:
Обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа:
– включить
Шашок А.В., <дата> года рождения, уроженку <...>,
Шашок Е.П., <дата> года рождения, уроженку г<...>,
Шашок Н.П., <дата> года рождения, уроженку <...>, зарегистрированных по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной АООТ «Шахта «Судженская.
– предоставить Шашок А.В., Шашок Е.П.. Шашок Н.П. социальную выплату из расчета 18 кв. метров – на одного члена семьи, состоящей из трех человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: 16.01.2019г.