Решение по делу № 33а-4562/2016 от 29.03.2016

Судья Бех О.В. Дело № 33а-4562/2016 А-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 апреля 2016 года судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Малякина А.В.,

    судей Андриишина Д.В. и Тихоновой Т.В.,

при секретаре Коврижных Е.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Инспекции ФНС России по Советскому району г. Красноярска к Трофимовой Л.В. о взыскании обязательных платежей

    по апелляционной жалобе представителя Трофимовой Л.В. Жданова О.С. на решение Советского районного суда города Красноярска от 16 декабря 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Малякина А.В., судебная коллегия

установила:

Инспекция ФНС России по Советскому району г. Красноярска обратилась в суд с исковым заявлением к Трофимовой Л.В. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2010г. в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что Трофимова Л.В., являясь плательщиком налога на имущество физических лиц, требование об уплате недоимки по данному налогу и пени не исполнила.

Решением Советского районного суда города Красноярска от 16 декабря 2015 года исковые требования полностью удовлетворены.

Представитель Трофимовой Л.В. Жданов О.С. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное.

Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Красноярска поданы возражения на апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные Трофимовой Л.В. и её представителем Ждановым О.С., выслушав объяснения представителей Инспекции ФНС России по Советскому району г. Красноярска Зайцевой Е.В. и Туляевой А.П., согласившихся с решением суда, судебная коллегия пришла к следующему.

Из материалов дела видно, что Трофимова Л.В. с 2006 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Основным видом её предпринимательской деятельности является сдача внаем недвижимого имущества, в том числе принадлежащего ей на праве собственности нежилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>

При этом Трофимова Л.В. применяет упрощённую систему налогообложения, о чём представляет в налоговый орган ежегодные налоговые декларации.

Применение такой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности (абзац первый пункта 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений). Однако Инспекция ФНС Росси по Советскому району г. Красноярска исчислила налог на имущество физических лиц за 2010, 2011, 2012 годы в отношении нежилого помещения по <данные изъяты> направив Трофимовой Л.В. 30 августа 2013 г. налоговое уведомление <данные изъяты> с предложением уплатить данный налог в срок до 1 ноября 2013 г, а 26 ноября 2013 г. – направила ей требование <данные изъяты> об уплате недоимки и пени в срок до 31 декабря 2013 г.

Из переписки в личном кабинете налогоплательщика, усматривается, что 7 ноября 2013 г. Трофимова Л.В. обращалась в налоговый орган с просьбой разъяснить ей порядок освобождения от уплаты начисленного ей налога в отношении вышеназванного нежилого помещения, используемого в предпринимательских целях, и получила на своё обращение устную консультацию (л.д. 37, 55-58).

22 января 2014 г. она обратилась в Инспекцию ФНС Росси по Советскому району г. Красноярска с письменным заявлением о предоставлении ей льготы по налогу на имущество за 2010 – 2012 годы в связи с использованием нежилого здания по <данные изъяты> в предпринимательских целях (л.д. 40).

Документальных сведений о результатах рассмотрения данного заявления Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Красноярска не представлено и, судя по повторному обращению Трофимовой Л.В. в налоговый орган 11 июля 2014 г., заявителю какой-либо ответ на это заявление не направлялся (л.д. 47-48).

Из объяснений в суде представителя Инспекции ФНС Росси по Советскому району г. Красноярска следует, что налоговый орган освободил Трофимову Л.В. от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении вышеуказанного нежилого помещения за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г., а за налоговый период 2010 г. такое освобождение предоставлено не было в связи с несвоевременным обращением налогоплательщика с заявлением о предоставлении налоговой льготы (л.д. 46).

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из выводов о том, что Трофимова Л.В., использующая имущество в предпринимательских целях, имеет льготу по уплате налога, однако за её предоставлением обратилась несвоевременно, поэтому льгота по налогу за 2010 г. ей предоставлена быть не может. При этом суд руководствовался пунктом 7 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (утратил силу с 1 января 2015 г.), согласно которому в случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» не содержит норм о сроках обращения за предоставлением льгот по уплате налогов и указаний на то, за какие три года может производиться пересчёт суммы налогов при обращении заинтересованного лица за предоставлением льгот. В то же время, установленные названным Законом налоги подлежат исчислению налоговым органом, а лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога (пункты 1, 10 статьи 5 Закона). При этом в силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Из приведённых законоположений следует, что перерасчёт суммы налога на имущество физических лиц по письменному заявлению налогоплательщика может производиться не более чем за три года, предшествующих календарному году направления последнего налогового уведомления.

Судом установлено, что Трофимова Л.В. не была своевременно привлечена к уплате налога на доходы физических лиц за 2010 и 2011 годы. Налог был исчислен ей налоговым органом за три года в налоговом уведомлении № 922082, отправленном 30 августа 2013 года. Следовательно, Трофимова Л.В. не могла обратиться в налоговый орган с заявлением об освобождении от уплаты налога за 2010 г. ранее сентября 2013 г., когда у неё возникла обязанность по уплате налога. В своём заявлении от 22 января 2014 г. она просила освободить её от уплаты налога (предоставить льготу) за три года (2010, 2011 и 2012 годы), за которые ей и был исчислен налог в налоговом уведомлении. На момент подачи этого заявления налог за 2013 г. ей рассчитан не был, поскольку срок его уплаты наступал лишь в следующем году. С заявлением об освобождении от уплаты налога (предоставлении льгот) за 2013 год Трофимова Л.В. не обращалась, поэтому доводы представителя Инспекции ФНС Росси по Советскому району г. Красноярска о том, что налоговый орган предоставил Трофимовой Л.В. льготу по налогу на имущество физических лиц и произвёл пересчёт налога за три года, включая 2013 г., являются несостоятельными. Помимо того, что эти доводы ничем не подтверждены они не соответствуют приведённым выше нормам налогового законодательства.

Более того, положения пункта 7 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», на которые суд сослался в решении, следует толковать во взаимосвязи со статьёй 4 этого Закона, в которой поименованы категории льготников по налогам (инвалиды 1-й и 2-й групп, участники Великой Отечественной войны и пр.) и указано, что органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом.

Лица, использующие имущество для предпринимательской деятельности, в числе льготников по налогам на имущество физических лиц, в статье 4 Закона не указаны. Положением о местных налогах на территории города Красноярска (утверждено решением Красноярского городского Совета депутатов от 1 июля 1997г. N 5-32) также не установлены льготы по налогу на имущество, используемое физическими лицами для предпринимательской деятельности.

Данные о том, что Трофимова Л.В. имеет льготы по налогу на имущество физических лиц, отсутствуют. Применяемая же ею упрощённая система налогообложения представляет собой специальный налоговый режим, предусматривающий особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов (в том числе налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Освобождение от такой обязанности не является налоговой льготой, а потому положения пункта 7 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», регулирующие порядок получения льготы по уплате налога, к спорным правоотношениям вообще не применимы.

Индивидуальный предприниматель Трофимова Л.В., применяющая упрощённую систему налогообложения, освобождена в силу закона от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого ею в предпринимательской деятельности, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Красноярска требований не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда города Красноярска от 16 декабря 2015 года отменить. Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Инспекции ФНС России по Советскому району г. Красноярска к Трофимовой Л.В. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2010 г. и пени.

    

Председательствующий:

Судьи:

33а-4562/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
ИФНС СОВ. Р-НА
Ответчики
Трофимова Лариса Васильевна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Малякин Андрей Викторович
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
03.08.2020Судебное заседание
03.08.2020Судебное заседание
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2020Передано в экспедицию
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2020Передано в экспедицию
25.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее