Производство № 2а-102/2021
УИД 70RS0019-01-2021-000144-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2021 года село Парабель Томской области
Парабельский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Санжаровской Н.Е.,
при секретаре Андреевой М.Н.,
с участием:
представителя административного процессуального истца старшего помощника прокурора Парабельского района Томской области Барсагаевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Парабельского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному учреждению Администрация Парабельского района Томской области о признании незаконным бездействия по оформлению в собственность надземного газопровода низкого давления, возложении обязанности,
установил:
Прокурор Парабельского района Томской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению Администрация Парабельского района Томской области, в котором указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации надземного газопровода низкого давления с кадастровым номером "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", назначение объекта: транспортировка газа, протяженностью 51,00 метров, стоящего на кадастровом учете как бесхозяйный объект недвижимого имущества с 24.07.2014 на основании заявления администрации Парабельского района Томской области.
Ссылаясь на действующее законодательство, в частности на Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектах», в соответствии с которым газопровод низкого давления отнесен к категории опасных производственных объектов; Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы организации газоснабжения, вопросы участия в профилактике терроризма, вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, административный истец полагает, что отсутствие собственника указанного газопровода влечет невозможность исполнения муниципальным органом обязанности по выполнению комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии. Бездействие администрации Парабельского района по оформлению в собственность данного газопровода и реализации необходимых в отношении него мероприятий не отвечает принципам противодействия терроризму, установленных Федеральным законом № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», как приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку не проведение всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопровода и обеспечению его соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, а соответственно, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории района.
Поскольку законодательством предусмотрена обязанность проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, то в соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В реестре государственного имущества Томской области, в реестре федерального имущества указанный объект недвижимости не значится. До настоящего времени каких-либо прав на указанный объект не оформлено. В данном случае, орган местного самоуправления, в соответствии с ГК РФ, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке спорного недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а также по принятию мер по оформлению его в собственность.
Факт отсутствия собственника газопровода создает угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу, создает угрозу возникновения в границах всего района чрезвычайных ситуаций, то есть создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Бездействие ответчика по оформлению в собственность газопровода с целью его дальнейшего обслуживания и эксплуатации представляет опасность для населения, нарушает права неопределенного круга лиц.
Данные нарушения законодательства выявлены прокуратурой Парабельского района 15.03.2021, и в этот же день 15.03.2021 Главе Парабельского района было внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения, однако до настоящего времени каких-либо действенных мер по устранению допущенных нарушений законодательства административным ответчиком не предпринято.
На основании изложенного административный истец просит признать незаконным бездействие муниципального казенного учреждения Администрация Парабельского района Томской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению в собственность надземного газопровода низкого давления, обязать Муниципальное казенное учреждение Администрация Парабельского района Томской области принять меры по оформлению права собственности на указанный объект газоснабжения - надземный газопровод низкого давления с кадастровым номером "номер изъят", расположенный по адресу: "адрес изъят", протяженностью 51,00 метров, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного процессуального истца старший помощник прокурора района Барсагаева Е.Г. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МКУ Администрация Парабельского района Томской области Новомлинская Е.Б., действующая на основании доверенности № 0019 от 11.01.2021, в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте его проведения надлежащим образом, в представленном в суд отзыве на иск указала на отсутствие у административного ответчика возражений относительно заявленных административных исковых требований, просила дело рассмотреть без своего участия (л.д.81-82).
Суд в соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ, с учётом принципа осуществления административного судопроизводства в разумный срок, рассмотрел административное дело в отсутствие представителя ответчика, присутствие которого в судебном заседании не является обязательным в силу закона.
Заслушав представителя прокуратуры, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Статьей 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Статьей 49 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных бюджетов.
Из пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
В статье 51 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.п. «а» п. 1 приложения № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектах», п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, газопровод низкого давления отнесен к категории опасных производственных объектов.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» именно организация – собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения.
Как следует из статьи 62 КАС РФ, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Парабельского района проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации надземного газопровода низкого давления.
В ходе проверки выявлено, что газопровод низкого давления протяженностью 51,00 метров по адресу: "адрес изъят", не имеет собственника, принят на учёт как бесхозяйный объект недвижимости 24.07.2014, что подтверждается копией выписки из ЕГРН от 24.07.2014, копией уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 08.05.2014, выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и кадастровым паспортом объекта от 19.04.2021 (л.д. 15-18, 84-85).
Сообщениями Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 36/24-1507 от 26.05.2014 (л.д. 36-45), Федерального агентства по Управлению государственным имуществом № ТУ-2224 от 28.04.2014 (л.д. 46-56), Комитета по Управлению муниципальным имуществом Администрации Парабельского района Томской области № 889 от 29.05.2014 (л.д. 26-35) подтверждается, что газопровод низкого давления, расположенный по адресу: "адрес изъят", кадастровый номер "номер изъят", в Реестре государственного имущества Томской области не числится, сведения о включении указанного газопровода в реестр федерального имущества в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области отсутствуют, в Реестре муниципальной собственности муниципального образования «Парабельский район» данный объект недвижимости также не значится.
В соответствии с сообщением Парабельского отделения ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» от 16.05.2014 № 52 право собственности на данное сооружение не регистрировалось (л.д.57-66).
Таким образом, суд считает установленным, что надземный газопровод низкого давления с кадастровым номером "номер изъят", расположенный по адресу: "адрес изъят", протяженностью 51,00 метров, находится в границах муниципального образования «Парабельский район» Томской области, состоит на учете как бесхозяйное имущество более одного года, спор о праве на него отсутствует, собственник имущества не установлен.
По мнению суда, отсутствие собственника газопровода повлечёт ненадлежащий контроль за его техническим состоянием и эксплуатацией, приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, что в свою очередь может повлечь нарушение прав граждан (неопределённого круга лиц) на получение жизненно важных благ, таких как газоснабжение, теплоснабжение, на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, создать угрозу жизни и здоровью граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В данном случае защита гражданских прав граждан возможна путем возложения на МКУ Администрация Парабельского района Томской области обязанности принять меры по оформлению права собственности на спорный объект газоснабжения.
Учитывая изложенное, суд находит требования административного искового заявления прокурора Парабельского района Томской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сроки обращения в суд с административным исковым заявлением, установленные ст. 219 КАС РФ, административным процессуальным истцом соблюдены.
В соответствии с ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Решая вопрос об установлении срока исполнения решения суда, суд считает указанный прокурором срок (шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу) достаточным для выполнения административным ответчиком комплекса мероприятий, направленных на исполнение судебного акта в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Парабельского района Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения Администрация Парабельского района Томской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению в собственность надземного газопровода низкого давления с кадастровым номером "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", назначение объекта: транспортировка газа, протяженностью 51,00 метров.
Обязать Муниципальное казенное учреждение Администрация Парабельского района Томской области принять меры по оформлению права собственности на указанный объект газоснабжения - надземный газопровод низкого давления с кадастровым номером "номер изъят", расположенный по адресу: "адрес изъят", назначение объекта: транспортировка газа, протяженностью 51,00 метров, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Томского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Парабельский районный суд Томской области.
Судья (подпись) Н.Е. Санжаровская
Решение суда в окончательной форме составлено 04.05.2021.
Судья (подпись) Н.Е. Санжаровская
Копия верна.
Судья Н.Е. Санжаровская