№ 2-476/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Богучар 29 июля 2024 г.
Судья Богучарского районного суда Воронежской области Жуковская Н.Е.
при секретаре Беляевой А.С.,
с участием и.о. прокурора Петропавловского района Воронежской области Гончаровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Петропавловского района Воронежской области к МКОУ «Новобогородицкая ООШ» и администрации Петропавловского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петропавловского района Воронежской области обратился в суд с иском области к МКОУ «Новобогородицкая ООШ» и администрации Петропавловского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий, в котором просит обязать МКОУ «Новобогородицкая основная общеобразовательная школа» устранить нарушения закона в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечив осуществление пропускного и внутриобъектового режимов работниками и организаций, специально учреждаемых для их выполнения и имеющих лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; при недостаточности у МКОУ «Новобогородицкая ООШ» денежных средств для исполнения данного судебного решения возложить на Петропавловский муниципальный район субсидиарную ответственность, обязав обеспечить финансирование работ, направленных на устранение вышеуказанных нарушений материально-технического обеспечения и оснащения образовательного учреждения, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Петропавловского района во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности несовершеннолетних в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Новобогородицкая основная общеобразовательная школа», расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно ч.ч. 3, 6, 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение обязано оборудовать помещения и территорию в соответствии с государственными нормами и требованиями, создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся, безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации и несет ответственность за исполнение этой обязанности.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся, среди прочих, организационно-технические, включающие разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму (п. 21), а также обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. 11).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» государством обеспечивается приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ст. 3 Закона под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Закона физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Согласно п.п. 17, 18, 24 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта. Эти цели достигаются организацией и обеспечением пропускного и внутриобъектового режимов и осуществлением контроля за их функционированием.
В соответствии со ст. 1.1 Федерального закона от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 2487-1) внутриобъектовый и пропускной режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности;
Согласно ч. 3 ст. 3, ст. 11 Федерального закона № 2487-1 обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Вместе с тем, в МКОУ «Новобогородицкая ООШ» внутриобъектовый режим специализированными организациями не осуществляется, чем нарушаются требования закона.
Вышеуказанные нарушения законодательства выявлялись при проведении проверки МКОУ «Новобогородицкая ООШ» в феврале 2024 года, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ прокурором района вносилось представление об их устранении, однако принятые меры реагирования не привели к устранению выявленных нарушений закона.
Таким образом, МКОУ «Новобогородицкая ООШ» добровольно не исполняются требования законодательства в части обеспечения безопасных условий образования.
Нарушение требований законодательства о безопасных условиях образования, охране здоровья обучающихся угрожает здоровью несовершеннолетних обучающихся, учителей, состав которых меняется в течение года.
Согласно ч. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.
Учредителем МКОУ «Новобогородицкая ООШ» и собственником его имущества является Петропавловский муниципальный район. Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на исполнение обязательств по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, расходы по устранению указанных нарушений следует также возложить на муниципальный район.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ закреплено, что для защиты гражданских прав, возможно, использование одного из перечисленных в статье способов, либо нескольких из них. Однако если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд защитой своего права, вправе применять лишь этот способ.
Предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу.
В силу ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании и.о. прокурора Петропавловского района Воронежской области Гончарова А.С. поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям и просит обязать МКОУ «Новобогородицкая основная общеобразовательная школа» устранить нарушения закона в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечив осуществление пропускного и внутриобъектового режимов работниками и организаций, специально учреждаемых для их выполнения и имеющих лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, в течение 7 (семи) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; при недостаточности у МКОУ «Новобогородицкая ООШ» денежных средств для исполнения данного судебного решения возложить на Петропавловский муниципальный район субсидиарную ответственность, обязав обеспечить финансирование работ, направленных на устранение вышеуказанных нарушений материально-технического обеспечения и оснащения образовательного учреждения.
Представители ответчиков – МКОУ «Новобогородицкая ООШ» и администрации Петропавловского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, от них поступили заявления о рассмотрении дела без их участия и отсутствии возражений относительно заявленных требований.
Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора Петропавловского района Воронежской области к МКОУ «Новобогородицкая ООШ» и администрации Петропавловского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Петропавловского района во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности несовершеннолетних в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Новобогородицкая основная общеобразовательная школа», расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно ч.ч. 3, 6, 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение обязано оборудовать помещения и территорию в соответствии с государственными нормами и требованиями, создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся, безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации и несет ответственность за исполнение этой обязанности.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся, среди прочих, организационно-технические, включающие разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму (п. 21), а также обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. 11).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» государством обеспечивается приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ст. 3 Закона под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Закона физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Согласно п.п. 17, 18, 24 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта. Эти цели достигаются организацией и обеспечением пропускного и внутриобъектового режимов и осуществлением контроля за их функционированием.
В соответствии со ст. 1.1 Федерального закона от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 2487-1) внутриобъектовый и пропускной режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности;
Согласно ч. 3 ст. 3, ст. 11 Федерального закона № 2487-1 обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Вместе с тем, в МКОУ «Новобогородицкая ООШ» внутриобъектовый режим специализированными организациями не осуществляется, чем нарушаются требования закона.
Вышеуказанные нарушения законодательства выявлялись при проведении проверки МКОУ «Новобогородицкая ООШ» в феврале 2024 года, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ прокурором района вносилось представление об их устранении, однако принятые меры реагирования не привели к устранению выявленных нарушений закона.
Таким образом, МКОУ «Новобогородицкая ООШ» добровольно не исполняются требования законодательства в части обеспечения безопасных условий образования.
Нарушение требований законодательства о безопасных условиях образования, охране здоровья обучающихся угрожает здоровью несовершеннолетних обучающихся, учителей, состав которых меняется в течение года.
Согласно ч. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.
Учредителем МКОУ «Новобогородицкая ООШ» и собственником его имущества является Петропавловский муниципальный район. Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на исполнение обязательств по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, расходы по устранению указанных нарушений следует также возложить на муниципальный район.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ закреплено, что для защиты гражданских прав, возможно, использование одного из перечисленных в статье способов, либо нескольких из них. Однако если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд защитой своего права, вправе применять лишь этот способ.
Предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу.
В силу ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного, исходя из требований ч. 3 ст. 67 ГПК РФ об относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи доказательств, суд полагает исковые требования прокурора Петропавловского района Воронежской области к МКОУ «Новобогородицкая ООШ» и администрации Петропавловского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Петропавловского района Воронежской области к МКОУ «Новобогородицкая ООШ» и администрации Петропавловского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий удовлетворить в полном объеме.
Обязать МКОУ «Новобогородицкая основная общеобразовательная школа» устранить нарушения закона в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечив осуществление пропускного и внутриобъектового режимов работниками и организаций, специально учреждаемых для их выполнения и имеющих лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, в течение 7 (семи) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При недостаточности у МКОУ «Новобогородицкая ООШ» денежных средств для исполнения данного судебного решения возложить на Петропавловский муниципальный район субсидиарную ответственность, обязав обеспечить финансирование работ, направленных на устранение вышеуказанных нарушений материально-технического обеспечения и оснащения образовательного учреждения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья Н.Е.Жуковская
Мотивированное решение составлено 29 июля 2024 года в 18.00 часов