Дело № 2-553/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Исянгулово 20 июня 2022 года.
Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ишдавлетовой Г.Р.,
при секретаре Бикбулатовой А.А.,
с участием помощника прокурора Зианчуринского района Хамитова А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокуратуры Зианчуринского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа д.Идельбаково муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения законодательства в сфере образования,
установил:
Прокуратура Зианчуринского района Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа д.Идельбаково муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан (далее МОБУ СОШ д.Идельбаково МР Зианчуринский район РБ) об устранении нарушений законодательства в сфере образования, мотивируя тем, что прокуратурой Зианчуринского района во исполнение поручения прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ .... «О проведении проверки обеспечения образовательными организациями безопасных условий пребывания обучающихся в них», проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в образовательных учреждениях района.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования. Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
В соответствии со ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательного учреждения относится создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Также одной из обязанностью образовательного учреждения, согласно Уставу МОБУ СОШ д.Идельбаково является создание безопасных условий обучения.
В соответствии с п. 6.3.1 «ГОСТ 23166-2021. Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», введенного в действие Приказом Росстандарта
от 19.05.2021 № 398-ст, для обеспечения безопасности детей, находящихся
в помещении без присмотра взрослых, необходимо применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении.
В Российской Федерации общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», введенного в действие Приказом Минстроя России от 17.08.2016 № 572/пр, согласно которому оконные блоки в зданиях общеобразовательной организации для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися.
В ходе проверки, установлено, что в нарушение установленных требований оконные блоки в здании МОБУ СОШ д.Идельбаково для предотвращения выпадения обучающихся из окон не оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися.
С целью устранения нарушений, прокуратурой района 19.01.2022
в адрес руководителя образовательного учреждения внесено представление, по результатам рассмотрения которого, конкретные меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства не приняты.
Таким образом, со стороны руководства школы нарушаются установленные законом правила и нормы, ненадлежащим образом исполняются обязанности по оборудованию здания оконными блоками замками безопасности в соответствии с требованиями законодательства, что не обеспечивает безопасности детей в образовательной организации и создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения, что нарушает их права и законные интересы на защиту жизни и здоровья.
Просит обязать МОБУ СОШ д.Идельбаково оборудовать в здании общеобразовательного учреждения оконные блоки замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-2021. Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», введенного в действие приказом Росстандарта от 19.05.2021 № 398-ст в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.
Помощник прокурора Зианчуринского района РБ Хамитов А.Р. в судебном заседании иск поддержал и просил удовлетворить его по указанным в нем основаниям.
Ответчик - представитель МОБУ СОШ д.Идельбаково муниципального района Зианчуринский район РБ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя, суду представил копию договора от 19 апреля 2022 года, предусматривающий поставку блокирующих замков в здании школы.
Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, исследовав доказательства, приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Данное исковое заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной
и ее цели закреплены ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ), одной из которых является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Одним из принципов политики является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Частью 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на образование.
Согласно ч.2 ст. 7 Конституции России в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования. Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Частью 1 ст. 4 Закона № 124-ФЗ предусмотрено, что целями государственной политики в интересах детей, в том числе является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ч.2 ст. 4 Закона № 124-ФЗ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципах ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательного учреждения относится создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Прокуратурой Зианчуринского района во исполнение поручения прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ .... «О проведении проверки обеспечения образовательными организациями безопасных условий пребывания обучающихся в них», проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в МОБУ СОШ д.Идельбаково МР Зианчуринский район РБ.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана жизни и здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Также одной из обязанностью образовательного учреждения, согласно Уставу является создание безопасных условий обучения.
В соответствии с п. 6.3.1 «ГОСТ 23166-2021. Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», введенного в действие Приказом Росстандарта
от 19.05.2021 № 398-ст, для обеспечения безопасности детей, находящихся
в помещении без присмотра взрослых, необходимо применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении.
В Российской Федерации общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», введенного в действие Приказом Минстроя России от 17.08.2016 № 572/пр, согласно которому оконные блоки в зданиях общеобразовательной организации для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися.
В ходе проверки, установлено, что в нарушение установленных требований оконные блоки в здании МОБУ СОШ д.Идельбаково для предотвращения выпадения обучающихся из окон не оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися.
С целью устранения нарушений, прокуратурой района 19.01.2022
в адрес директора МОБУ СОШ д.Идельбаково внесено представление, по результатам рассмотрения которого, ответчиком заключен договор на поставку блокирующих замков.
Таким образом, со стороны МОБУ СОШ д.Идельбаково нарушаются установленные законом правила и нормы, ненадлежащим образом исполняются обязанности по оборудованию здания оконными блоками замками безопасности в соответствии с требованиями законодательства, что не обеспечивает безопасности детей в образовательной организации и создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения, что нарушает их права и законные интересы на защиту жизни и здоровья.
Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Исковое заявление в соответствии со ст. 45 ГПК РФ подано прокурором
в защиту интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, которые могут получить образование в образовательных учреждениях не представляется возможным, поскольку ежегодно количество лиц, обучающихся в данной образовательной организации изменяется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены.
Руководствуясь ст. 45, 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ 23166-2021. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 19.05.2021 № 398-░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░