Судья Николаева Л.В.
Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-11710/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 сентября 2016 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
Председательствующего Александровой М.А.,
судей Малиновской А.Л. и Жилкиной Е.В.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панковец Н.Ф. к администрации Шелеховского муниципального района о признании права на пенсию за выслугу лет,
по апелляционной жалобе ответчика администрации Шелеховского муниципального района на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 5 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Панковец Н.Ф. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации Шелеховского муниципального района, просила признать за ней право на пенсию за выслугу лет с <дата изъята> с момента обращения с заявлением к ответчику на назначение пенсии за выслугу лет.
В обоснование исковых требований указала, что она имеет необходимый стаж замещения на профессиональной основе муниципальных должностей 16 лет 09 месяцев 12 дней, уволена с муниципальной службы по сокращению штата, в связи с чем <дата изъята> обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
<дата изъята> в ее адрес было направлено письменное решение об отказе в назначении пенсии по выслуге лет в связи с тем, что на момент увольнения с муниципальной службы у нее не возникло права на назначение государственной (трудовой) пенсии. Данным решением нарушаются ее права и законные интересы, считает отказ в назначении пенсии незаконным как не основанный на нормах действующего законодательства.
В судебном заседании истец Панковец Н.Ф. поддержала исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика администрации Шелеховского муниципального района Любочко И.С. исковые требования не признала. Третье лицо УПФ РФ (ГУ) в Иркутском районе Иркутской области, извещенное надлежащим образом о судебном заседании, не явилось.
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 05.05.2016 исковые требования Панковец Н.Ф. удовлетворены. Признано право Панковец Н.Ф. на пенсию за выслугу лет с <дата изъята> .
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, вынесенным с учетом применения закона, не подлежащего применению. Обращает внимание, что суд в своем решении ссылается на Закон Иркутской области от 15.05.1998 «О муниципальной службе в Иркутской области», который утратил силу в связи с принятием Закона Иркутской области от 15.10.2007 «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».
Указывает, что на момент увольнения Панковец Н.Ф. не достигла общеустановленного пенсионного возраста, в связи с чем она не имела права на назначение ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счет средств местного бюджета. Кроме того, право на назначение пенсии за выслугу лет возникает у муниципальных служащих при наличии в совокупности условий, указанных в законе, в том числе условия о замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Трудовая пенсия Панковец Н.Ф. назначена по истечении 12 лет со дня увольнения с муниципальной службы, а право на пенсию за выслугу лет могло возникнуть лишь при условии выхода на пенсию по старости именно с муниципальной службы. Однако до назначения трудовой пенсии по старости Панковец Н.Ф. осуществляла трудовую деятельность в иных организациях.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Панковец Н.Ф. выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Панковец Н.Ф., <дата изъята> года рождения, работала в период с <дата изъята> по <дата изъята> в должности (данные изъяты), с <дата изъята> по <дата изъята> в должности (данные изъяты), с <дата изъята> по <дата изъята> в Шелеховской администрации в должности (данные изъяты), уволена с Шелеховской администрации по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по сокращению штатов, имеет стаж работы на указанных должностях более 16 лет.
Являясь получателем пенсии по старости, <дата изъята> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему.
В назначении пенсии за выслугу лет Панковец Н.Ф. было отказано со ссылкой на то, что на момент увольнения с муниципальной службы в 2003 году пенсионного возраста она не достигла, трудовая пенсия или иной вид пенсии, к которому возможно установление муниципальной пенсии за выслугу лет, после увольнении с муниципальной службы ей не назначалась.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Панковец Н.Ф., суд первой инстанции исходил из того, что лицам, имевшим право на ежемесячную доплату к пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области от 15.05.1998 № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области», но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определенном частями 2 - 7 статьи 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы», без проверки наличия условий, предусмотренных частью 1 статьи 11 этого же Закона. Право на пенсионное обеспечение возникает у гражданина с того момента, когда в соответствии с пенсионным законодательством складывается совокупность юридически значимых обстоятельств таких как достижение пенсионного возраста, наличие стажа работы по специальности или стажа за выслугу лет. Установив, что на момент обращения Панковец Н.Ф. к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, имелась совокупность юридически значимых обстоятельств (достижение истцом пенсионного возраста, наличие необходимого стажа муниципальной службы), суд пришел к выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для отказа Панковец Н.Ф. в назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В силу п. 5 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Частью 3 этой же статьи определено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Пунктом 1 статьи 24 Закона Иркутской области от 15.05.1998 № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области», действовавшем на момент увольнения Панковец Н.Ф. с муниципальной службы 29.05.2003, предусматривалось, что пенсионное обеспечение муниципальных служащих производится в порядке, определенном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Муниципальные служащие в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным и областным законодательством имели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета (абзац второй п. 2 ст. 24 Закона Иркутской области от 15.05.1998 № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области»).
Ежемесячная доплата устанавливается при наличии стажа замещения муниципальных должностей 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин в размере 15 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего (абзац третий п. 2 ст. 24 Закона Иркутской области от 15.05.1998 № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области»).
Исходя из приведенных нормативных положений, право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета возникает у муниципального служащего при наличии определенного стажа замещения муниципальных должностей и назначения муниципальному служащему пенсии по старости или инвалидности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, пенсия по старости или по инвалидности Панковец Н.Ф. на момент увольнения с должности муниципальной службы не назначалась. В связи с этим в соответствии с положениями Закона Иркутской области от 15.05.1998 № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области» на момент увольнения с должности муниципальной службы Панковец Н.Ф. не имела права на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета.
Закон Иркутской области от 15.05.1998 № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области» утратил силу в связи с вступлением в силу Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы».
Согласно пункту 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы», действующего на момент назначения Панковец Н.Ф. пенсии по старости, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, уволившимся с муниципальной службы в период со дня вступления в силу Закона Иркутской области от 15.05.1998 № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области» и до дня вступления в силу данного Закона и имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии Законом Иркутской области от 15.05.1998 № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области», но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определенном частями 2 - 7 статьи 11 этого Закона.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».
Из приведенных положений Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы» следует, что право на пенсию за выслугу лет имеют муниципальные служащие, которые уволились с муниципальной службы в период действия Закона Иркутской области от 15.05.1998 № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области», и имевшие право на ежемесячную доплату к пенсии за счет средств местного бюджета на основании Закона Иркутской области от 15.05.1998 № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области».
Судом первой инстанции не было принято во внимание, что на момент увольнения с муниципальной службы Панковец Н.Ф. пенсию по старости или инвалидности не получала, право на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счет средств местного бюджета по нормам Закона Иркутской области от 15.05.1998 № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области» не имела. Следовательно, у суда отсутствовали правовые основания для признания за Панковец Н.Ф. права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы».
С учетом изложенного решение суда по данному делу нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 5 мая 2016 года по данному делу отменить.
Принять новое решение. Исковые требования Панковец Н.Ф. к администрации Шелеховского муниципального района о признании права на пенсию за выслугу лет с 10 декабря 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Александрова
Судьи А.Л. Малиновская
Е.В. Жилкина