Дело № 2а-4744/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 15 октября 2018 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Нечаевой Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Богомоловой Л.В.,
с участием прокурора Сушковой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МВД по Республике Марий Эл о помещении ФИО7, подлежащего депортации, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан,
УСТАНОВИЛ:
МВД по Республике Марий Эл обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении Самандарова С.Т., подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Марий Эл, сроком на два месяца, до 10 декабря 2018 года, для исполнения решения о депортации.
В обоснование иска указано, что гражданин Республики Узбекистан Самандаров С.Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения, 29.08.2016 года осужден Симоновским районным судом г.Москвы по <данные изъяты> УК РФ к 2 годам 8 месяцам лишения свободы. 17 ноября 2017 года заместителем Министра юстиции РФ вынесено распоряжение № <данные изъяты> о нежелательности пребывания (проживания) Самандарова С.Т. в Российской Федерации. 10 октября 2018 года МВД по Республике Марий Эл вынесено решение о депортации за пределы РФ гражданина Республики Узбекистан Самандарова С.Т. 10 октября 2018 года по отбытии наказания Самандаров С.Т., освободился из мест лишения свободы и решением МВД по Республике Марий Эл временно помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан МВД по РМЭ.
В судебном заседании представитель административного истца МВД по Республике Марий Эл Рядов П.С., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Административный ответчик Самандаров С.Т., владеющий русским языком, в судебном заседании согласился с исковыми требованиями.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора Сушковой Г.А., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 11, 12 ст. 31 Закона в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В силу ч.ч. 4, 9 ст.31 Закона депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
В соответствии с ч. 9.3 ст.31 Закона помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя.
За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда (п. 9.4 ст. 31 Закона).
Судом установлено, что приговором Симоновского районного суда г.Москвы 29.08.2016 года Самандаров С.Т. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п<данные изъяты> УК РФ к 2 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Распоряжением Министерства юстиции РФ от 17 ноября 2017 года №<данные изъяты> признано нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации Самандарова Сардора Тохтабаевича, гражданина Республики Узбекистан.
10 октября 2018 года и.о. начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл принято решение о депортации из Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан Самандарова Сардора Тохтабаевича, <данные изъяты> рождения.
Решением МВД по Республике Марий Эл от 10 октября 2018 г. Самандаров С.Т. после освобождения из мест лишения свободы 10 октября 2018 года в 13 час. 10 мин. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Марий Эл на срок до 48 часов, то есть до 13 час. 10 мин. 12 октября 2018 года.
Определением судьи от 11 октября 2018 года срок пребывания Самандарова С.Т. в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Марий Эл, продлен по 15 октября 2018 года включительно.
Учитывая то, что в отношении Самандарова С.Т. федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции принято решение о депортации, а материалами дела подтверждается необходимость обеспечения исполнения данного решения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска о помещении указанного лица в специальное учреждение до исполнения решения о депортации с территории Российской Федерации.
Исходя из содержания статей 3, 9, 8 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, пункта «а» части 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря 1985 года, статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, право человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 февраля 1998 года № 6-П, из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права, в том числе тогда, когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.
Проанализировав нормы пункта 9 статьи 31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями главы 26.1 ГПК РФ, Конституционный Суд РФ в Определении от 25 сентября 2014 года № 1830-О указал, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
Таким образом, при разрешении административного иска о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение суд с учетом доводов стороны административного истца определяет срок содержания Самандарова С.Т. в указанном учреждении до 10 декабря 2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 269, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск МВД по Республике Марий Эл о помещении ФИО8, подлежащего депортации, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан удовлетворить.
Поместить гражданина Республики Узбекистан Самандарова Сардора Тохтабаевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Марий Эл, расположенный по адресу: <данные изъяты>, для исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации от 10 октября 2018 года на срок два месяца, до 10 декабря 2018 года.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Т.Ю. Нечаева
В окончательной форме решение принято 15 октября 2018 года в 14 час. 50 мин.