РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2022 года Дело № 2 - 850/2022
УИД 43RS0034-01-2022-001158-52
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Мерзляковой Ю.Г., при секретаре Сумароковой Т.В., рассмотрев в городе Слободском Кировской области,
в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница имени академика А.Н.Бакулева» к Богданову Александру Вячеславовичу о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л :
КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница имени академика А.Н.Бакулева» (далее – истец, КОГБУЗ «Слободская ЦРБ») обратилось в суд с иском к Богданову А.В., указывая, что ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком был заключен договор о целевом обучении, пунктом 2.2.5 которого ответчик обязался заключить с истцом трудовой договор не позднее чем через 1 месяц со дня поступления документа об образовании и отработать не менее 5 лет. ДД.ММ.ГГГГ. ответчик был принят на работу на должность анестезиолога-реаниматолога, ДД.ММ.ГГГГ. уволился по собственной инициативе. На основании пунктов 2.2.10, 2.2.8 договора о целевом обучении ответчик обязался возместить затраты, понесенные учреждением на его обучение пропорционально отработанному времени, а также расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки - стипендии в случае неисполнения обязательств. На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ответчика в его пользу затраты на обучение в размере 261735 руб. 78 коп., стоимость мер социальной поддержки -выплаченную стипендию в размере 21948 руб. 49 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 6037 рублей.
Представители истца по доверенности Тимкина И.А. и Бушкова А.А. в судебном заседании на иске настаивали, изложив доводы искового заявления, полагая, что условия договора о целевом обучении содержат обязательное условие по возмещению всех затрат работодателя на обучение в случае увольнения по инициативе работника, при этом пункт 2.2.10 лишь разъясняет порядок такого условия.
Представитель ответчика Богданов А.В. по доверенности Вострецова М.С. в судебном заседании исковые требования не признала, изложив доводы письменных возражений на иск (л.д. <данные изъяты>). Дополнительно суду указала, что положения ст. 249 ТК РФ во взаимосвязи с буквальным толкованием условиями пункта 2.2.10 договора целевом обучении не позволяют работодателя взыскивать с ответчика расходы на обучение в связи с его увольнением по собственной инициативе. При этом оснований для взыскания стипендии также не имеется, поскольку ответчиком выполнены условия договора в полном объеме.
Выслушав явившихся, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) указано, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Как отмечено выше, условием заключенного с ответчиком договора о целевом обучении является обязательство Богданова А.В. после получения соответствующего документа об образовании и квалификации заключить с КОГБУЗ «Слободская ЦРБ» трудовой договор и отработать в данном учреждении не менее пяти лет.
В силу части 2 статьи 1 ТК РФ отношения по трудоустройству у данного работодателя являются непосредственно связанными с трудовыми, предшествуя им.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы 1 и 2 части 1 статьи 5 ТК РФ).
Как указано в статье 9 ТК РФ, в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абзацу восьмому части 1 статьи 21 ТК РФ относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным Кодексом, иными федеральными законами.
В силу частей 1 и 2 статьи 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 198 ТК РФ установлено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение за счет средств работодателя, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 ТК РФ, согласно которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации. Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах (статья 200 ТК РФ).
Последствия невыполнения обучающимся обязательства после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 ТК РФ. В соответствии с частью 2 указанной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Положениями статьи 249 ТК РФ предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба и при условии отсутствия противоречий заключенного договора требованиям действующего трудового законодательства в сфере гарантии трудовых прав работников на повышение квалификации за счет средств работодателя (Определения от 15.07.2010 г. N 1005-О-О, от 24.03.2015 г. N 498-О).
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин.Системное толкование норм трудового права позволяет сделать вывод о том, что потраченные на обучение работника денежные средства, представляют собой прямой действительный ущерб, причиненный работником работодателю, поскольку в этом случае имеет место уменьшение денежных средств работодателя, потраченных на обучение работника.
Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляются им на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки работников для нужд работодателя между работодателем и работником может заключаться в том числе ученический договор, в который должно быть включено условие об обязанности работника в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного этим договором. В случае невыполнения работником без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного ученическим договором срока этот работник должен возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Действующее трудовое законодательство не конкретизирует состав расходов работодателя, которые включаются в стоимость обучения как возмещаемые затраты. Данный вопрос может быть урегулирован в локальном акте организации и в ученическом договоре. При этом факт понесенных затрат на обучение должен быть подтвержден надлежащими документами, и размер этих расходов должен быть с достоверностью установлен.
В судебном заседании судом установлено, и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ между КОГБУЗ «Слободская ЦРБ» и Богдановым А.В., был заключен договор о целевом обучении, в соответствии с которым Богданов А.В. обязался освоить образовательную программу по специальности «анестезиология-реаниматология», реализуемую в ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России, успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с организацией, а организация обязалась оплатить стоимость обучения (л.д. <данные изъяты>).
Пунктом 2.1.1. вышеуказанного договора предусмотрена оплата за обучение в размере 282000 рублей. Кроме того, пунктом 2.1.2. настоящего договора предусмотрено предоставление гражданину в период его обучения мера социальной поддержки в виде выплаты стипендии, порядок и размер которой определен локальным актом учреждения и прописан в соглашении о предоставлении стипендии.
Согласно пункту 2.2.5. вышеуказанного договора ответчик обязался заключить с КОБГУЗ «Слободская ЦРБ им.ак.А.Н.Бакулева» трудовой договор (эффективный контракт) не позднее чем через 1 месяц со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации и отработать в организации не менее 5 лет.
Кроме того, ответчик обязался возместить организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором в течение 30 дней с момента истечения срока, указанного в п.2.2.5. настоящего договора (пункт 2.2.8. договора).
В соответствии с пунктом 2.2.10. договора ответчик обязался возместить затраты, понесенные организацией на его обучение. Размер затрат, подлежащий возмещению, рассчитывается пропорционально отработанному времени от суммы указанной в п. 2.1.1. настоящего договора в том числе в случае увольнения из организации в течение пяти лет после окончания обучения по инициативе администрации в случаях, предусмотренных пунктами 3,5,6,7,11 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ (далее - ТК РФ).
Так, ДД.ММ.ГГГГ. между ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России, работодателем и работником заключен договор № об оказании платных образовательных услуг по основной образовательной программе высшего образования программе подготовки кадров высшей квалификации, программе ординатуры, очной формы обучения анастезиология-реаниматология. Стоимость образовательных услуг составила 141000 руб. за ДД.ММ.ГГГГ учебный год, 145200 руб. за ДД.ММ.ГГГГ. (с учетом дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ.) (л.д. <данные изъяты>).
Обучение работника оплачено истцом в размере 286200 руб., выплачена стипендия 24000 руб., что подтверждается платежными поручениями (л.д. <данные изъяты>).
Материалами установлено, что Богданов А.В. прошел обучение, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. был принят на работу в стационар отделения анестезиологии-реанимации КОГБУЗ «Слободская ЦРБ им.ак.А.Н.Бакулева», приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. на основании пункта 3 ч.1 ст. 77 ТК РФ трудовой договор был расторгнут по инициативе работника (л.д. <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ КОГБУЗ «Слободская ЦРБ» направило Богданову А.В. претензию с предложением возместить учреждению: стоимость обучения в размере 261735 руб. 78 коп., сумму мер социальной поддержки в размере 21948 руб. 49 коп., штраф по пункту 2.2.8. договора в размере 43896 руб. 99 коп., штраф по п.2.2.11. в размере 182904 руб. 11 коп..
Требования претензии Богдановым А.В. не исполнены.
Как установлено в судебном заседании, Богданов А.В. обязательство по освоению образовательной программы выполнил, также выполнил обязательство по заключению с организаций трудового договора, однако не выполнил обязанность по отработке в организации не менее 5 лет, в связи с чем истец полагает, что имеются основания для возмещения работодателю расходов на его обучение.
Данные доводы истца отклоняются судом как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и условиям договора, поскольку по условиям договора о целевом обучении, заключенного между истцом и ответчиком, возмещение затрат на обучение согласовано лишь в случае увольнения работника по инициативе работодателя по пунктам 3,5,6,7,11 части 1 статьи 81 ТК РФ, что четко прослеживается из буквального толкования пункта 2.2.10 договора (л.д. <данные изъяты> оборот).
В данном случае увольнение работника произведено по пункту 1 части 1 статьи 77 ТК РФ - по инициативе работника, которое не предусмотрено условиями соглашения в качестве основания для выплаты работником расходов, понесенных работодателем на его обучение. При этом статья 249 ТК РФ прямо предусматривает такую возможность изменения условий возмещения по соглашению сторон договора, так как содержит оговорку «если иное не предусмотрено соглашением об обучении». В данном случае как раз и предусмотрено это «иное» условие.
Правовых оснований для расширительного толкования условий указанного пункта соглашения сторон не имеется, в связи с чем доводы работодателя подлежат отклонению.
Вместе с тем, указанная норма – статья 249 ТК РФ и пункт 2.2.10 договора касаются лишь вопроса возмещения затрат, понесенных работодателем на обучение работника. Вопрос о возмещении полученной за время ученичества стипендии урегулирован законодателем лишь в статье 207 ТК РФ, не предусматривающий возможности иного урегулирования вопроса возмещения соглашением сторон.
Данная норма однозначно возлагает на ученика по окончании ученичества, если он без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, по требованию работодателя возвратить последнему полученную за время ученичества стипендию.
В данном случае ответчик не выполнил без уважительной причины обязанность, предусмотренную пунктом 2.2.5 договора, – он не отработал в организации 5 лет, а потому в этой части исковые требования о взыскании выплаченной ему стипендии в сумме 21948 рублей 49 копеек подлежат удовлетворению в рамках объема заявленных истцом имущественных требований, за пределы которых суд выйти не вправе.
При этом суд отклоняет как несостоятельные в этой части доводы представителя ответчика о двойном характере санкций, поскольку в данном случае работодатель просит возместить ему стипендию, что прямо предусмотрено трудовым законодательством, и не за одно и то же нарушение, поскольку обязательства заключить договор и отработать 5 лет - не идентичны.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований КОГБУЗ «Слободская ЦРБ» о взыскании с Богданова А.В. лишь стипендии в сумме 21948 рублей 49 копеек.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 6037 руб.
В связи с тем, что исковые требования КОГБУЗ «Слободская ЦРБ» удовлетворены частично в размере 8% (21948,49 : 283684,27), то в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 483 рубля (6037 х 8% = 483).
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница имени академика А.Н.Бакулева» удовлетворить частично.
Взыскать с Богданова Александра Вячеславовича в пользу КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница имени академика А.Н.Бакулева» выплаченную ему стипендию в сумме 21948 рублей 49 копеек и расходы по оплате госпошлины в сумме 483 руб., а всего 22431 (двадцать две тысячи четыреста тридцать один) руб. 49 коп.
Отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании затрат, понесенных работодателем на обучение в сумме 261735 руб. 78 коп.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.
Судья подпись Ю.Г. Мерзлякова
Мотивированное решение принято 10 июня 2022