Номер дела в суде 1 инстанции 2-1899/2023
УИД 37RS0022-01-2023-001196-61
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 марта 2024 г. г.Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего Земсковой Н.В.,
судей Егоровой Е.Г., Чайки М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смирновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Земсковой Н.В.
дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области на решение Фрунзенского районного суда г.Иваново от 3 августа 2023 г. по делу по исковому заявлению прокурора Кинешемской городской прокуратуры, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кинешемской городской прокуратуры, действующий в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (далее – ОСФР по Ивановской области) о возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Иск мотивирован тем, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 являются получателями мер социальной поддержки как участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с применением ОСФР по Ивановской области нового порядка выплаты компенсаций, выплата ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в январе 2023 г. не осуществлялась. Невыплата ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в ранее установленном порядке, нарушила их право на ее ежемесячное получение. В этой связи прокурор Кинешемской городской прокуратуры, действующий в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, просил обязать ОСФР по Ивановской области производить выплату ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ежемесячно за текущий месяц.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 3 августа 2023 г. исковые требования прокурора Кинешемской городской прокуратуры Ивановской области, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области удовлетворены; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области возложена обязанность производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 ежемесячно за текущий месяц.
С решением суда не согласен ответчик ОСФР по Ивановской области, в апелляционной жалобе ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОСФР по Ивановской области по доверенности ФИО7 апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, прокурор ФИО8, действуя в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, на апелляционную жалобу возражала, просила решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) о его времени и месте, об уважительности причин неявки не известили, доказательств невозможности участия в деле не представили, ходатайств об отложении дела не заявляли. Истцы ФИО2, ФИО5 путем телефонограммы просили рассмотреть дело без их участия. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 6.1, ч.ч. 3, 5 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела на основании ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 являются участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем получают меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, что подтверждается решениями <адрес> ОСЗН от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФИО1; УСЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФИО2; УСЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФИО3; УСЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФИО4; УСЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФИО5; УСЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФИО6; вступившими в законную силу решениями Кинешемского городского суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, от ДД.ММ.ГГГГг. по гражданскому делу №, от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, и не оспаривалось сторонами по делу.
Из пояснений стороны истцов усматривается, что вплоть до января 2022 г. ТУСЗН по г.о. Кинешма, а также в январе 2022 г. ГУ – ОПФ РФ по Ивановской области (в настоящее время – ОСФР по Ивановской области) выплачивало ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 компенсацию на приобретение продовольственных товаров ежемесячно, то есть в месяце, соответствующему расчетному (в январе – за январь и т.д.).
С января 2022 г. обязанность по выплате соответствующих компенсаций передана от ТУСЗН по г.о. Кинешма к ГУ – ОПФ РФ по Ивановской области (в настоящее время – ОСФР по Ивановской области).
Начиная с февраля 2022 г. ответчик изменил порядок выплаты компенсаций: выплата стала осуществляться в месяце, следующем за расчетным.
Полагая примененную ответчиком периодичность выплат незаконной, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 обратились в органы прокуратуры, которые, в свою очередь, в целях защиты интересов указанных граждан обратились в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции, с учетом оценки имеющихся по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что новый порядок выплаты предусмотрен исключительно для лиц, у которых право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., ввиду чего нарушены права ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, что явилось основанием для удовлетворения заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Ивановской области, оспаривая принятое по делу решение, указывает на ошибочность вывода суда о нарушении социальных прав истцов, поскольку нормативно-правовой акт, регулирующий порядок выплаты компенсаций в месяце, за который начисляются указанные компенсации, утратил свое действие с 1января2022 г.; в соответствии с изменениями в законодательстве выплата компенсаций за текущий месяц, начиная с 2022 г., производится в следующем месяце, в связи с чем на основании нового правового регулирования выплаты компенсаций начиная с февраля 2022 г. были осуществлены в месяце, следующем за расчетным, иных сроков выплаты действующие нормативно-правовые выплаты не содержат. Кроме того, апеллянт полагает, что один и тот же нормативный правовой акт не может устанавливать разные сроки выплат ежемесячной денежной компенсации для одной категории получателей.
Судебная коллегия согласиться с выводами суда первой инстанции не может, полагая заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы, поскольку решение суда не отвечает в полной мере требованиям ст. 195 ГПК РФ, разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении».
Отношения, связанные с получением гражданами льгот в связи с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1), который направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст. 1 Закона №1244-1).
Перечень категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом № 1244-1, определен в ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1.
Статьями 14 и 15 Закона № 1244-1 для граждан, указанных в п. 1-3 ст. 13 указанного закона гарантируется, в том числе, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГгода рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, получателями страховой пенсии по старости, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧернобыльскойАЭС.
До 1 января 2022 г. ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 выплату ежемесячных денежных компенсаций производило ТУСЗН по г.о. Кинешма, в соответствии с ранее действовавшей редакцией Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров регламентировалась нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а именно Административным регламентом предоставления государственной услуги «Организация предоставления компенсационных выплат (ежемесячных, ежегодных, единовременных) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на п/о Маяк, гражданам из подразделений особого риска, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденным приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 19 февраля 2019 г. № 29 (далее – Административный регламент).
Пунктом 2.4 Административного регламента установлены сроки предоставления указанной услуги, согласно которым денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров подлежала выплате ежемесячно за текущий месяц.
Приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 9марта2022 г. № 13 «О признании утратившими силу некоторых приказов Департамента социальной защиты населения Ивановской области» приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 19 февраля 2019 г. № 29 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления компенсационных выплат (ежемесячных, ежегодных, единовременных) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на п/о «Маяк», гражданам из подразделений особого риска, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» признан утратившим силу.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 декабря 2021 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» ст. 5.1. Закона № 1244-1 изложена в новой редакции: «Предоставление, в том числе выплата и доставка, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением предоставления компенсаций и других выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка), 13 и 15 части первой, частями второй и четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4-6 и 13 статьи 17, пунктами 1-3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5, 7-10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1-3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона), осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом» (абзац I). «Компенсации и другие выплаты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, назначенные гражданину органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2022 г., предоставляются и выплачиваются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, переданных указанными органами субъектов Российской Федерации в установленном порядке. Статья 1 указанного Федерального закона ч. 3 ст. 14 Закона № 1244-1 изложена в новой редакции: «Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 настоящей статьи, производится государственными органами, Фондом пенсионного и социального страхования в Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».
В соответствии с Законом № 1244-1 Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 21 августа 2001 г. № 607 «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым утвердило Порядок выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации (далее – Правила от № 607).
Постановлением от 31 декабря 2004 г. №. 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утверждены Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Правила № 907).
С 1 января 2022 г. в указанные нормативно-правовые акты Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. № 24 «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» внесены изменения, касающиеся, в том числе, сроков выплаты компенсаций.
Согласно п. 2(4) Правил № 907 выплата компенсации осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Пенсионного фонда в редакции, действующей с 5 февраля 2022 г.) с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается компенсация.
В силу п. 4(2) Порядка № 607 выплата денежной компенсации осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается денежная компенсация.
Таким образом, нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выплаты компенсаций в месяце, за который начисляются указанные компенсации, утратили свое действие с 1 января 2022 г.
В соответствии с изменениями в законодательстве выплата компенсаций за текущий месяц, начиная с 2022 г. производится в следующем месяце, при этом организация таких выплат выведена законодателем из ведения субъектов Российской Федерации.
На основании нового правового регулирования выплаты компенсаций ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 за январь 2022 г. были осуществлены в феврале 2022 г., то есть в месяце, следующем за месяцем, за который выплачивается соответствующая денежная компенсация.
Иных сроков выплаты компенсаций действующие нормативно-правовые акты не содержат, финансирование расходных обязательств Российской Федерации производится в соответствии с установленным порядком. Все положенные меры социальной поддержки ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 ежемесячно перечисляются, оснований считать их права нарушенными у суда первой инстанции не имелось.
Пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. №24 «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» действительно содержит указание на распространение действия настоящего постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.
Вместе с тем вывод районного суда о том, что порядок, при котором выплаты производятся с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается компенсация, предусмотрен исключительно для лиц, у которых право на неё впервые возникло после 1 января 2022 г., сделан на основании неверного толкования и применения норм материального права.
Ссылаясь на то, что для лиц, у которых право возникло на получение указанной компенсации до 1 января 2022 г., каких-либо новых сроков их выплаты не установлено, в связи с чем порядок их выплаты производится по правилам п. 7 Порядка № 607, суд первой инстанции, фактически, изменяет установленный нормативно-правовыми актами порядок выплат, при этом только в части сроков, в то время как изменился и орган, осуществляющий сбор, направление документов, а также производящий непосредственно выплату. Законных оснований и фактической возможности получать выплаты в соответствии с ранее действовавшим порядком, утвержденным субъектом Российской Федерации, у истцов в настоящее время не имеется.
Ответчик ОСФР по Ивановской области уполномочен производить выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2022 г. №2417 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907», заменившего слова «Пенсионный Фонд Российской Федерации» на «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации». До 1января2022 г. Пенсионный Фонд Российской Федерации в правоотношениях с истцами по поводу выплат компенсаций, связанных с ЧАЭС, не находился, ранее действовавший порядок, реализуемый ТУСЗН по г.о. Кинешма, не действует и на ОСФР по Ивановской области не распространяется. В связи с изложенным является обоснованным довод апелляционной жалобы, что указание на распространение п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. № 24 «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г., содержит такую формулировку в связи с тем, что оно было принято позже (21 января 2022 г.), чем возникли правоотношения (были переданы полномочия по выплате Пенсионному фонду Российской Федерации).
Оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Кинешемской городской прокуратуры, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, к ОСФР по Ивановской области о возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров не имеется, поскольку права указанных граждан на получение в установленном законом порядке мер социальной поддержки ответчиком не нарушены.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя апелляционной жалобы (ответчика), что в силу п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 3 августа 2023 г. отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Кинешемской городской прокуратуры, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ