Дело № 2-1969/2018
Решение
Именем Российской Федерации02.04.2018 года г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Стоносовой О.В.,
при секретаре Исмаиловой Д.А.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Саратова Сидоровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Балаково Саратовской области в интересах Хижнякова ВЮ к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» о возложении обязанности обеспечить выполнение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
установил:
заместитель прокурора г. Балаково Саратовской области в интересах Хижнякова В.Ю. обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта о возложении обязанности обеспечить выполнение в срок до 01.08.2018 года работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В обосновании иска указано, что прокуратурой г. Балаково Саратовской области во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 14.11.2016 года № 958-Р утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2017 год, в который включены работы по капитальному ремонту крыши указанного многоквартирного дома. Однако, работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома не завершены до настоящего времени, в том числе в связи с нахождением проектно – сметной документации на проверке достоверности определения сметной стоимости работ. Таким образом, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту. Необходимость проведения указанных работ подтверждена обследованием управляющей компании, согласно которому крыша указанного дома нуждается в ремонте. Не проведение капитального ремонта имущества, финансирование которого осуществляется за счет целевых средств граждан, существенно нарушает их жилищные права, гарантированные Конституцией РФ. Хижняков В.Ю. проживает в квартире <адрес>, является пенсионером, а также в связи с состоянием здоровья, отсутствием финансовой возможности привлечения юриста на возмездной основе, отсутствием познаний в юридической сфере, не в состоянии самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных жилищных прав, в связи с чем прокурор и обратился в суд с настоящим иском.
Помощник прокурора Кировского района г. Саратова Сидорова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании дала объяснения, аналогичные описательной части решения, просила исковые требования заместителя прокурора г. Балаково Саратовской области удовлетворить в полном объеме.
Хижняков В.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом, в письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, указывая, что ответчиком подготавливается документация для объявления электронного аукциона по привлечению подрядных организаций на проведение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома №<адрес>. По результатам подведения итогов аукциона будет заключен договор подряда на проведение капитального ремонта. В связи с чем, истец не может утверждать о бездействии ответчика.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Пунктом 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Частью 1 статьи 167 ЖК РФ установлено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (п. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (п. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (п. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (п. 1 ст. 182 Жилищный кодекс РФ).
Законом Саратовской области № 103-ЗСО от 27.06.2013 года «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме Саратовской области - регионального оператора.
Региональный оператор Фонд капитального ремонта создан распоряжением Правительства Саратовской области от 19.06.2013 года №171-ПР.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: 2014 - 2043 годы.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 14.11.2016 года N 958-р «Об утверждении областного краткосрочного плана реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2017 год» утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2017 год, в который включены работы по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме № <адрес>.
Согласно проведенному обследованию многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, крыша в вышеназванном многоквартирном доме находится в неудовлетворительном состоянии – разрушена цементная стяжка, имеется отслоение примыканий к парапету, вздутие наплавляемого материала ковра, трещины по всему ковру кровли, требуется капитальный ремонт кровли (л.д. 8).
Из материалов дела следует, что капитальный ремонт в указанном выше доме не проводился, несмотря на тот факт, что ремонт крыши должен быть уже завершен в 2017 году, в связи с нахождением проектно – сметной документации на проверке достоверности определения сметной стоимости работ.
Ответчик в своем письме в адрес истца подтвердил, что капитальный ремонт в доме № <адрес> не проводился, объясняя это процедурой проверки достоверности определения сметной стоимости (л.д.13).
Закупка работ для обеспечения государственных нужд осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, а также то обстоятельство, что ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих его возражения относительно необоснованности заявленного иска, суд приходит к выводу, что требования заместителя прокурора г. Балаково Саратовской области в интересах Хижнякова В.Ю. подлежат удовлетворению.
Ссылку ответчика на то, что объявление аукционов возможно только после проверки достоверности сметной стоимости и оценке соответствия сметной стоимости по объекту сметным нормативам в соответствии с Техническим заданием, суд во внимание не принимает, так как указанные обстоятельства не освобождают его от обязанности организовать проведение капитального ремонта в установленные сроки.
Таким образом, соблюдая право граждан на благоустроенное помещение, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части понуждения ответчика обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома №<адрес>.
При этом суд считает, что установленный прокурором срок для исполнения указанной обязанности не является правильным, поскольку при выполнении работ предполагается привлечении подрядной организации, интересы которой также не обходимо соблюдать. В связи с чем, суд считает возможным, обязать ответчика исполнить свои обязательства в порядке и сроки, предусмотренные нормами Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░