РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2015 года город Москва
Кунцевский районный суд города Москвы в составе:
председательствующего Соколова В.О.,
при секретаре Чупраковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-404/2015 по исковому заявлению Онищенко Е. М. к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №2 по городу Москве и Московской области о признании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Онищенко Е.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №2 по городу Москве и Московской области (ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области) о признании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в обоснование указав, что решением Комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан ГУ-Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № №, ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Решением ГУ ПФР № 2 не внесены в специальный стаж периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации. Она не согласна с этим по следующим основаниям.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение».
В стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости не засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 6 месяцев 12 дней) в должности воспитателя, учителя истории Учебно-воспитательного комплекса № в связи с тем, что учебно-воспитательные комплексы не предусмотрены Списком, определенным Постановлением Правительства РФ № 781, от 29.10.2002 г., в соответствии с которым предоставляется досрочное пенсионное обеспечение, а структурных подразделений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение в данном УВК не имелось.
Считала вышеуказанное решение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Так, учебно-воспитательный комплекс «Детский сад-школа" № был открыт на основании Приказа Московского Департамента образования № от ДД.ММ.ГГГГ г., для отработки модели учебного заведения нового типа. Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад-школа» № является правопреемником детского сада № и школы № №. Учебно-воспитательный комплекс № является государственным образовательным учреждением. Предметом деятельности УВК является реализация программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.
Таким образом, УВК № по своей структуре состоит из детского сада и школы, и каждое из этих подразделений указано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Кроме того, решением Комиссии в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости не засчитаны: период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 8 месяцев) в должности учителя истории в Государственном образовательном учреждении Центр образования № №; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (2 года 3 месяца) в должности учителя истории в Государственном бюджетном образовательном учреждении Центр образования № №, в связи с тем, что не представляется возможным установить тип учреждения.
Согласно подпункту 19 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утвержденным постановлением Правительством РФ от 29 октября 2002 года № 781) «Центр образования» включен в Список учреждений, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
ДД.ММ.ГГГГ она была награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (№).
На основании изложенного просила суд:
- признать решение Комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан ГУ-Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) незаконным;
- обязать ГУ-Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области включить в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет период ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца);
- обязать ГУ-Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области включить в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет период работы с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 6 месяцев 12 дней) в должности воспитателя, учителя истории Учебно-воспитательного комплекса № №;
- обязать ГУ-Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области включить в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 8 месяцев) в должности учителя истории в Государственном образовательном учреждении Центр образования № №
- обязать ГУ-Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области включить в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет период работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности учителя истории в Государственном бюджетном образовательном учреждении Центр образования № №;
- обязать ГУ-Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области назначить ей пенсию с момента подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ г.
В судебном заседании истец Онищенко Е.М. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области – Чадаев С.Е., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Полагал, что отказ ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области во включении в специальный трудовой стаж истца спорных периодов работы, а также в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, является законным и обоснованным. Просил в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица ГБОУ г. Москвы центр образования № - Буримская О.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представитель третьего лица Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, уведомленный в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке, против чего не возражали участники процесса.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
На основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Данный Закон вступил в силу с 01.01.2002 года.
Действовавшим ранее ФЗ "О государственных пенсиях в РФ", также предусматривалось, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет (ст. 80 ФЗ).
Частью 2 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании", педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.
Из вышеуказанных нормативных актов, регулирующих пенсионные правоотношения, следует, что они не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.
Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Согласно вышеназванному Списку должностей и учреждений, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются учителя, воспитатели, в общеобразовательных учреждениях, в том числе: в школах всех наименований и др.; в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста; в дошкольных образовательных учреждениях; специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и т.д. Такое детское образовательное учреждение как «учебно-воспитательный комплекс» не предусмотрено.
Кроме того, ранее действовавшими Списками профессий, должностей специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, лицам осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правилами исчислений периодов такой работы, утверждёнными постановлениями Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 и Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1067, также не предусмотрено такое детское образовательное учреждение как «учебно-воспитательный комплекс».
В соответствии с п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" №173-ФЗ утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что согласно трудовой книжки Онищенко (до заключения брака Шалыто) Е.М., последняя, ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность воспитателя УВК №№ Западного округа г. Москвы; ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность учителя истории УВК №<адрес>; ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность учителя истории в структурное подразделение «Старшая и средняя школа» ГБОУ г. Москвы центр образования №№, где продолжает работать в указанной должности по настоящее время (л.д. 18-24).
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ Онищенко Е.М. обратилась в клиентскую службу «Можайский» ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.
Согласно протоколу заседания комиссии ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Онищенко Е.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием на момент обращения специального трудового стажа, предусмотренного пп. 19 п. 1. ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" №173-ФЗ.
Так, ответчиком исключены из специального стажа истца следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя, учителя математики в Учебно-воспитательном комплексе № №, так как данное учреждение не предусмотрено Списками № 463, № 1067, №781. Согласно Уставам, зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г., самостоятельные структурные подразделения в Учебно-воспитательном комплексе № не прописаны;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя истории Государственного бюджетного образовательного учреждения Центра образования № №, так как тип учреждения не соответствует типу учреждения предусмотренного в пункте 1.1. «Наименований учреждений» Списка № 781. В соответствии с п 1.1. Списка № 781 в разделе «Наименования учреждений» в рамках типа общеобразовательных учреждений предусмотрены видовые наименования общеобразовательных учреждений для детей, а именно: школы, центры образования и т.д. Согласно Уставу от ДД.ММ.ГГГГ г., Государственное образовательное учреждение Центр образования № №, является образовательным учреждением, а не общеобразовательным, как это предусмотрено п. 1.1 списка № 781, которое имеет в своей структуре детский сад, среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением английского языка. Согласно Уставу (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ г.), ГБОУ Центр образования № является общеобразовательным учреждением и осуществляет свою деятельность в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении. При реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительных общеобразовательных программ, Центр образования № руководствуется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении не регулирует деятельность центров образования. Деятельность центров образования регулируется Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1237). В Уставе ГБОУ Центр образования № данное положение не указано.
Соответственно, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № не может быть отнесен к типу общеобразовательных учреждений.
Согласно акту документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № в представленных тарификационных списках и штатных расписаниях Центра образования № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют структурно выделенные подразделения, предусмотренные п. 13 Правил №781.
- периоды отпусков без сохранения содержания: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., так как не предусмотрены Правилами № 516.
Истцом оспаривается решение Комиссии в части исключения из специального стажа периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Анализируя доводы ответчика об исключении из специального стажа Онищенко Е.М. спорных периодов работы, суд полагает, что они исключены необоснованно по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад-школа" № с углубленным изучением английского языка в Западном окружном управлении был организован на основании Приказа Московского Департамента образования № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79-80).
Согласно данному приказу, Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад-школа» № является правопреемником детского сада № и школы №.
Пунктом 1.1. Устава Учебно-воспитательного комплекса № установлено, что Учебно-воспитательный комплекс № является государственным некоммерческим общеобразовательным учреждением. Учредителем УВК является Московский Д. образования.
Согласно п. 2.3 Устава, предметом деятельности УВК является реализация программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.
Из представленных документов следует, что УВК № по своей структуре состоит из детского сада и школы, и каждое из этих подразделений указано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Как следует из представленной лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной Департаментом образования г. Москвы, свидетельства о государственной аккредитации, штатных расписаний, Учебно-воспитательный комплекс № был в установленном порядке аккредитован на реализацию программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, осуществлял образовательный процесс по основным общеобразовательным программам, имел в своем штате должности, предусмотренные Списками, в том числе воспитателя, преподавателя.
Суд полагает, что объединение детских образовательных учреждений в Учебно-воспитательные комплексы не может служить основанием для отказа в назначении пенсии. Более того, п. 8 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» (в редакции от 10.07.1992 г.) было предусмотрено право образовательных учреждений образовывать комплексы.
Частью 1 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" закреплено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Пунктом 17 указанного постановления закреплено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
При таких обстоятельствах, поскольку Учебно-воспитательный комплекс являлся государственным образовательным учреждением в системе образования г. Москвы для детей дошкольного и школьного возраста, осуществлял свою деятельность в соответствии с Законом РФ "Об образовании", действующего законодательства, типовым положением об общеобразовательных учреждениях, нормативных документов Министерства образования РФ, Московского департамента образования и не ставил своей целью извлечение прибыли, учитывая, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществляла педагогическую деятельность, работала полный рабочий день, на полную ставку, в предусмотренной Списком должности, а также имела необходимую педагогическую нагрузку, указанный период подлежит включению в специальный трудовой стаж (за исключением нахождения в отпуске без сохранения содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.).
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., а также периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., суд руководствуется следующим.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются учителя в общеобразовательных учреждениях, в том числе в центре образования.
Как установлено судом, приказом Западного окружного управления Московского комитета образования от ДД.ММ.ГГГГ, № создано Государственное образовательное учреждение Центр образования № путем реорганизации Учебно-воспитательного комплекса № с углубленным изучением английского языка.
Редакция № 3 Устава Государственного образовательного учреждения Центра образования № зарегистрирована Московской регистрационной палатой ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №
Управлением МНС России по г. Москве ДД.ММ.ГГГГ Государственное образовательное учреждение Центр образования № внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №.
Редакция № 4 Устава Государственного образовательного учреждения Центра образования № внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №.
Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № по Западному административному округу г. Москвы ДД.ММ.ГГГГ Государственное образовательное учреждение Центр образования № поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.
Государственное образовательное учреждение Центр образования № прошло государственную аккредитацию ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по г. Москве ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица за государственным регистрационным номером №.
Государственное образовательное учреждение Центр образования № получило лицензию на право ведения образовательной деятельности ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №.
Приказом Департамента образования города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № Государственное образовательное учреждение Центр образования № переименовано в Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования №№.
Конференцией принята Редакция № Устава Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центр образования № №, протокол от ДД.ММ.ГГГГ № №
Таким образом, судебным разбирательством достоверно установлено, что ГБОУ г. Москвы Центр образования № является государственным образовательным учреждением, учредителем которого является Департамент образования города Москвы, организован на базе Учебно-воспитательного комплекса №№.
Согласно Уставу, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № является государственным бюджетным общеобразовательным учреждением города Москвы. Учреждение является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности (п. 1.1).
Как следует из п. 1.6. Устава, Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих управление в сфере образования, а также настоящим Уставом.
Согласно п. 1.7. Устава, при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительных общеобразовательных программ, Учреждение руководствуется в своей деятельности Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
В силу п. 1.8. Устава, Учреждение проходит лицензирование и государственную аккредитацию в порядке, установленном федеральным законодательством.
Пунктом 2.1. Устава установлено, что Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правительства Москвы. полномочий города Москвы в сфере образования.
Пунктом 2.3. Устава предусмотрено, что для достижения целей деятельности, указанных в п. 2.2, Учреждение осуществляет основные виды деятельности:
- реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования и т.д.
Оценивая фактические обстоятельства дела, суд полагает, что поскольку в вышеуказанные спорные периоды истец Онищенко Е.М. фактически осуществляла трудовые функции и обязанности учителя истории, то есть, в должности, непосредственно связанной с педагогической деятельностью, предусмотренной Списком, работала полный рабочий день, на полную ставку, фактически в одном и том же образовательном учреждении для детей, которое неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось, последним наименованием которого является Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования №№, следовательно, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением отпусков без сохранения содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.) в должности учителя истории в ГОУ г. Москвы Центр образования, ГБОУ г. Москвы Центр образования №№, подлежат включению в специальный стаж.
Доводы ответчика о том, что вышеуказанные учреждения не могут быть отнесены к типу общеобразовательных учреждений и не представляется возможным установить тип учреждения, суд находит несостоятельными, поскольку судебным разбирательством установлено, что учреждения, где работала истец, являлись и являются государственными бюджетными учреждениями, реализовывающими общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, что фактически соответствует целям деятельности и характеру осуществляемой работы средней общеобразовательной школы, центра образования, предусмотренных Списками.
В обоснование заявленных требований о включении в специальный трудовой стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, истец ссылается на то обстоятельство, что в период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы за ней сохранялось рабочее место, средняя заработная плата, отчисления в Пенсионный фонд.
Суд соглашается с указанной позицией истца и полагает, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации исключен ответчиком из специального трудового стажа Онищенко Е.М. незаконно по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об образовании", дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
Кроме того, для отдельных категорий работников (в том числе и для работников осуществляющих педагогическую деятельность) повышение квалификации – обязательное условие выполнение работы.
Факт прохождения Онищенко Е.М. курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается архивной справкой, выданной Центральным объединенным архивом Департамента здравоохранения г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №№ согласно которой, Онищенко (Шалыто) Е.М. направлялась на факультет повышения квалификации при институте народного хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с отрывом от работы, с сохранением заработной платы (приказ ГУЗМ №№ от ДД.ММ.ГГГГ г.) – приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.112).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации истцу выплачивалась заработная плата.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, введенным в действие с 01.01.1960 г., утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».
Согласно п.п. ж п. 1 данного Положения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы по специальности засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
Согласно ст. 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства от 11.07.02 № 516, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии, уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В силу ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами при условии что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно исключен ответчиком из стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку истец проходила обучение и направлялась на курсы повышения квалификации на основании приказа руководителя, что является обязательной частью трудовой деятельности истца, при этом за истцом сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" №173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Согласно протоколу комиссии ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, специальный стаж истца Онищенко Е.М. на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, составлял 6 лет 01 месяц 20 дней.
По состоянию на вышеуказанную дату, с учётом включенных ответчиком периодов работы истца, а также включенных судом спорных периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. (за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.) (7 лет 6 месяцев 7 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г.) (9 лет 7 месяцев 5 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 4 месяца 5 дней), а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 1 день), стаж работы Онищенко Е.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г., на момент обращения к ответчику составлял 25 лет 11 месяцев 08 дней, что составляет более необходимых 25 лет и свидетельствует о наличии у нее права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
При таких обстоятельствах принятое Комиссией ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ б/н решение в части отказа во включении спорных периодов работы истца, а также отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным. С учетом изложенного, на ответчика надлежит возложить обязанность включить спорные периоды работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, а также назначить Онищенко Е.М. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения – с ДД.ММ.ГГГГ г.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №2 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░/░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░), ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░), ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №2 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░: ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №№ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №№, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №№, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №2 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░