Дело № 2-143/2024
24RS0029-01-2024-000127-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2024 года пгт. Козулька
Красноярского края
Козульский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего - судьи Тыченко С.В.,
с участием представителя истца прокурора Козульского района Примоленного Д.В.,
представителя ответчика администрации Козульского района Красноярского края Ковалева Е.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2024 года,
при секретаре Салажан Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1», администрации Козульского района Красноярского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1», администрации Козульского района Красноярского края о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Козульского района проведена проверка соблюдения законодательства при ремонте, реконструкции и оснащении МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1». Результаты проведенной провекри свидетельствууют о нарушениии в МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» требований законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательной оргшанизации». В ноябре 2022 в МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1», расположенном по адресу: Красноярский край, Козульский район, п.Козулька, ул.Советская, д.7, проведено техническое обследование здания, по итогам которого было установлено, что техническое состояние здания оценивается как «Ограниченно работоспособное», имеет физический износ 55%, вместе с тем техничес кое состояние несущих стен и отмостков относится к аварийной категории, остаточный ресурс здания для назначения сроков капитального ремонта и безопасной эксплуатации составляет 1 год с даты утверждения заключения № 80.12.СТЭ.2022, даны рекомендации о проведении необходимых работ при планировании проведения капитального ремонта. Выполнение установленных техническим осмотром рекомендаций по ремонту здания образовательной организации МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» на сегодняшний день не обеспечено, до настоящего времени перечень основных работ по ремонту здания не выполнен. 01.12.2023 в адрес МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании. Однако до сегодняшнего дня ремонт здания не произведен. Таким образом, не проведение своевременного ремонта здания образовательного учреждения влечет нарушения в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение прав на безопасные условия обучения детей.
С учётом вышеизложенного, просит суд обязать МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» провести в здании образовательного учреждения капитальный ремонт согласно рекомендациям заключения № 80.12.СТЭ.2022 в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Козульского района Красноярского края профинансировать капитальный ремонт в МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 13.03.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования Красноярского края, Финансовое управление администрации Козульского района (л.д.53).
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по вышеизложенным обстоятельствам, настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика администрации Козульского района Красноярского края Ковалев Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основанияи издлженным в возражениях, указав, что в целях недопущения нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, и устранения угрозы его обветшания и утраты, а также предпосылок возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей мероприятия по капитальному ремонту здания МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» были включены в региональную программу Красноярского края "Модернизация школьных систем образования", утвержденную Распоряжением Правительства Красноярского края от 04.05.2022 №344-р «Об утверждении региональной программы Красноярского края "Модернизация школьных систем образования". Согласно указанной Программы, целью Программы является приведение в нормативное техническое состояние не менее 75 зданий (обособленных помещений) общеобразовательных организаций, в том числе предусмотрено выделение 85 585 230 рублей 00 копеек на проведение в 2026 году капитального ремонта здания МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1». Полагает финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта здания МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» за счет средств бюджета Козульского района нецелесообразным (л.д.54, 58, 48-50).
Представитель ответчика МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1», в суд не явился, извещен своевременно, надлежащим образом. Представителем ответчика представлен отзыв на иск, в котором возражал против предъявленных требований по существу, ссылаясь на обстоятельства аналогичным в представленных возражениях на исковое заявление представителем ответчика администрации Козульского района Красноярского края (л.д.54-55, 46-47).
Представители третьих лиц Министерства образования Красноярского края, Финансового управления администрации Козульского района, в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом (л.д.54, 56, 58).
Выслушав представителя истца, представителя ответчика администрации Козульского района Красноярского края, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона N 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6, частью 7 статьи 55.24, статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Козульского района проведена проверка соблюдения законодательства при ремонте, реконструкции и оснащении МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1», в ходе которого установлено, что в ноябре 2022 в МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1», расположенном по адресу: Красноярский край, Козульский район, п.Козулька, ул.Советская, д.7, проведено техническое обследование здания.
Согласно заключению № 80.12.СТЭ.2022 от 01.12.2022 г. ООО «НИИЛАБ» степень физического износа Объекта обследования — здания МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1», расположенного по адресу: Красноярский край, Козульский район, поселок городского типа Козулька, ул.Советская, дом 7 составляет 53 %. Техническое состояние Объекта обследования - здания МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1», расположенного по адресу: Красноярский край, Козульский район, поселок городского типа Козулька, ул.Советская, дом 7 соответствует ограниченно работоспособной категории. Остаточный ресурс Объекта обследования - здания МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1», расположенного по адресу: Красноярский край, Козульский район, пгт.Козулька, ул.Советская, дом 7, для назначения сроков капитального ремонта и безопасной эксплуатации составляет - 4 года с даты утверждения настоящего Заключения. При планировании проведения капитального ремонта рекомендовано выполнение следующих работ: ремонт подвального помещения и спуска в подвальное помещение; ремонт поверхности фасадов с перекладкой участков несущих стен на отдельнь участках (в зонах намокания); полная замена внутренних, инженерных сетей, в том числе системы электроснабжения и электроосвещения, водоснабжения, водоотведения, отопления; ремонт отмостки по всему периметру здания; замена кровельного покрытия; замена конструкций полов в помещениях по осям А-Б/1-3, А-Б/5-6 и конструкции, входной группы; заменить полотна входных дверей, обустроить приступы эвакуационных выходов: восстановить водосточную системы кровли. Установить запрет на пользование эвакуационной лестницей по оси В-Г/8-9 (л.д.11-38).
По факту данных нарушений прокуратурой района в адрес МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» 1 декабря 2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательной организации (л.д.7-8).
Из ответа МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» следует, что администрацией школы принимаются меры для выполнения рекомендаций по ремонту здания МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» в срок (в течение й года), установленный заключением от 10.12.2022 № 80.12.СТЭ.2022 (л.д.9).
Решением Министерства образования Красноярского края МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» включена в перечень образовательных организаций Красноярского края, в которых будет произведен капитальный ремонт в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в 2026 году (л.д.10).
МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» в материалы дела представлен государственный контракт от 25.03.2024 № 145-06-24/01192000001240018210001 заключенный с КГКУ «Управление капитального строительства» на выполнение работ по разработке разделов проектной документации и капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1». Срок выполнения работ по капитальному ремонту – со дня, следующего днем подписания документа о приемке выполненных работ по разработке отдельных разделов проектной документации по 31.07.2026 года (л.д.60).
По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены, что подтверждается ответами общеобразовательного учреждения, Министерства образования Красноярского края и материалами дела.
В соответствии с пунктом 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 9 Закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (п. 4 ч. 1); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.
Осуществление органом местного самоуправления финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ.
Исходя из того, что устранение выявленных истцом нарушений невозможно без соответствующего финансирования, суд приходит к выводу, что обязанность по финансированию устранения нарушений в образовательном учреждении должна быть возложена на администрацию, как собственника имущества, органа, обладающего полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.
Доводы представителей ответчиков о том, что финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта здания МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» за счет средств бюджета Козульского района нецелесообразно, поскольку мероприятия по капитальному ремонту здания были включены в региональную программу Красноярского края "Модернизация школьных систем образования", в рамках данной программы предусмотрено выделение денежных средств на проведение в 2026 году капитального ремонта здания МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1», а также бюджет Козульского района является дотационным, не могут быть приняты во внимание, поскольку не освобождает администрацию от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности или отсутствием финансирования.
Таким образом, техническое состояние здания МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» оценивается как «Ограниченно работоспособное», имеет физический износ 53%, вместе с тем техническое состояние несущих стен и отмостков относится к аварийной категории, остаточный ресурс здания для назначения сроков капитального ремонта и безопасной эксплуатации составляет 4 года с даты утверждения заключения № 80.12.СТЭ.2022, его техническое состояние нарушает права обучающихся и работников образовательной организации на условия, обеспечивающие их жизнь и здоровье.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о возложении обязанностей на ответчиков, а именно: на администрацию Козульского района Красноярского края обязанность профинансировать капитальный ремонт в МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а на общеобразовательное учреждение возложить обязанность провести в здании образовательного учреждения капитальный ремонт согласно рекомендациям заключения № 80.12.СТЭ.2022 в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом, срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность суд находит разумным и считает возможным в соответствии со ст. 206 ГПК РФ предоставить администрации Козульского района Красноярского края срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Ответчики в силу ст. 333.36 п. 1 п.п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1», администрации Козульского района Красноярского края о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» провести в здании образовательного учреждения капитальный ремонт согласно рекомендациям заключения № 80.12.СТЭ.2022 в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Козульского района Красноярского края профинансировать капитальный ремонт в МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа № 1» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий С.В. Тыченко
Мотивированное решение изготовлено 26.04.2024