К делу №12-109/19
РЕШЕНИЕ
22 октября 2019 года ст. Выселки
Судья Выселковского районного суда Краснодарского края Теплухин Р.В.,
при секретаре Саврига Е.С.,
с участием заявителя Мартыненко С.В.,
его представителя Федченко Т.В.,
представителя министерства природных ресурсов Клименкова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мартыненко С.В. на постановление начальника отдела административного производства управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания министерства природных ресурсов Краснодарского края №... от 06 мая 2019 года по делу об административном правонарушении по ст. 8.33 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела административного производства управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания министерства природных ресурсов Краснодарского края №... от 06 мая 2019 года Мартыненко С.В. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
В конце декабря 2018 года на территории охотничьих угодий ................... в 5 км на север от поселка ...кадастровый квартал ...) гражданин Мартыненко С.В. самостоятельно, используя личную сельскохозяйственную технику, допустил нарушение правил охраны среды обитания и путей миграции объектов животного мира, сопровождающееся уничтожением многолетних прибрежно - водных растений в устье реки Гаджировка, значительным изменением и ухудшением среды обитания объектов животного мира путём дискования, вспашки и подготовки к посевным работам на данном земельном участке, что влечет за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции. 19 марта 2019 года в ходе совместного выезда комиссионно составлен акт обследования территории, на которой выявлено уничтожение постоянной среды обитания объектов животного мира путем механического воздействия (дискование, перемешивание, погребение под отвалами почвы) на травянистую и камышовую растительность, из которого установлено, что уничтоженная травянистая и камышовая растительность произрастает в устье реки Гаджировка и является средой обитания объектов животного мира относящихся к беспозвоночным (представители отрядов жесткокрылых (Coleoptera), двукрылых (Dipteral, перепончатокрылых (Hymenoptera), чешуекрылых (Lepidoptera), равнокрылых (Homoptera), типа нематод (Nematoda) и других). На вышеописанной местности в результате работы техники (трактор МТЗ-80) путем перемещения, механического разрушения и перемешивания трансформирована почва и \ыичтожена постоянная среда обитания наземных беспозвоночных из отрядов жесткокрылых (Coleoptera), полужесткокрылых (Heteroptera), перепончатокрылых (Hymenoptera), двукрылых (Diptera), чешуекрылых (Lepidoptera) и иных, уничтожены особи указанных беспозвоночных, в том числе их преимагинальные стадии (яйца, личинки, куколки),уничтожена среда обитания и особи объектов животного мира, относящихся к беспозвоночным (из отрядов двукрылых (Diptera). перепончатокрылых (Hymenoptera), равнокрылых (Homoptera), чешекрылых (Lepidoptera), в том числе их преимагинальные стадии (яйца, личинки, куколки), тина нематод и иных), обитавших на стеблях, в толще тканей стеблей и листовых пластинок растений тростника южного (Phragmites australis (Cav.) Trin. ex Steud.). В результате трансформации обследованный участок утратил свойства среды обитания указанных таксонов, таким образом, среда обитания указанных объектов животного мира на данных участках уничтожена.
В ходе административного расследования из прокуратуры Выселковского района получен ситуационный план (исх.№ 7-09-2019 от 22.03.2019), из которого установлена площадь уничтоженной среды обитания объектов животного мира, которая равна 13,5 га.
Правоустанавливающих документов на данную территорию у гражданина Мартыненко С.В. не имеется.
Данными действиями (бездействием) гражданин Мартыненко С.В. допустил нарушение правил охраны среды обитания и путей миграции объектов животного мира, а именно нарушил требования, содержащиеся в пункте 9 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997, пунктах 1.6, 2.1 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.08.2016 № 642, статьях 22, 28 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» и части 1 статьи 42 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части охраны объектов животного мира и среды их обитания.
Гражданин Мартыненко С.В. сознавал противоправный характер своего действия (бездействия), осуществлял изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции на земельном участке общего пользования ПТЗ 1101, а также водном объекте А 1000, не имея правоустанавливающих документов на данную территорию, предвидел его вредные последствия и желал наступления таких последствий и сознательно их допускал либо относился к ним безразлично.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Мартыненко С.В. подал в суд жалобу, в которой указывает, что постановление по делу об административном правонарушении № ... от 06 мая 2019 года подлежит отмене с последующим прекращением производства по делу по следующим основаниям. Объектом правонарушения инкриминируемой статьи являются общественные отношения, связанные с охраной среды обитания или путей миграции животных и водных биологических ресурсов. Объективная сторона данного правонарушения может состоять как в действиях, так и в бездействии, выразившихся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении данных правил. В материалах дела отсутствуют данные о том, что именно Мартыненко С.В. осуществлял дисковацию, вспашку и подготовку земельного участка к посевным работам с использованием сельскохозяйственной техники. Однако, как указано в письме прокурора Выселковского района, земельный участок принадлежит .............». Доказательств исключающих причастность ............» к действиям перечисленным выше не представлено. В материалы дела представлен Акт от 19.03.2019г об обследовании территории, на которой выявлено уничтожение средств обитания объектов живой природы. С данным Актом Мартыненко С.В. ознакомлен не был, а также не присутствовал на выездной осмотр. В ходе административного расследования получен ситуационный план № 7-09-2019г от 22 марта 2019 года, однако не понятен порядок и способ установления границ и площади земельного участка - 13,5 га уничтоженной живой среды. В рассматриваемом деле доказательств, которые могли бы объективно свидетельствовать о причастности Мартыненко С.В. к нарушению правил охраны живой среды, об уничтожении среды обитания объектов животного мира на земельном участке площадью 13,5 га, принадлежащем ...........» в материалах дела не имеется. Не установлено вид сельскохозяйственной техники используемой для обработки земельного участка. В связи с вышеизложенным следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела должностным лицом не приняты. В совершении правонарушении Мартыненко С.В. себя не признал. Представленное в материалы дела заявление в конце 2018 Мартыненко С.В. не писал, в Администрацию Бейсугскогосельского поселения в указанный период не обращался. Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования статей 26.2, 26.11 названного Кодекса о непосредственности исследования доказательств должны быть соблюдены. Данное правонарушение было выявлено 26 февраля 2019 года, постановление вынесено 06 мая 2019 года. При таких обстоятельствах постановление начальника отдела административного производства Управления по охране, федерального государственного надзора и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства природных ресурсов КК по делу об административном правонарушении № ... от 06 мая 2019 года вынесенное в отношении Мартыненко С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 КоАП РФ подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании ст.24.5 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановления по настоящему делу и истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании заявитель Мартыненко С.В., его представитель Федченко М.В. просили об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу на основании ст.24.5 КоАП РФ.
Представитель заинтересованного лица Клименков А.М. в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы Мартыненко С.В. об отмене постановления об административном правонарушении от 06 мая 2019 года №... и прекращения дела отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.04,1995 № 52 — ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52 - ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 24.04.1995 № 52 - ФЗ «О животном мире» юридические лида и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Согласно пункта 9 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, которые вызывают массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания.
Согласно пункта 1.6 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.08.2016 № 642 при проектировании объектов капитального строительства и иных сооружений любого типа, планировании иной хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на объекты животного мира и среду их обитания, необходимо производить оценку их воздействия на окружающую среду в части объектов животного мира и среды их обитания, предусматривать мероприятия по охране объектов животного мира и среды их обитания (в том числе компенсационные природоохранные мероприятия), а при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов - реализовывать упомянутые мероприятия.
Не допускается осуществление хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на объекты животного мира и среду их обитания (за исключением мероприятий по охране, затттите и воспроизводству лесов) без планирования и реализации мероприятий по охране объектов животного мира и среды их обитания, согласованных с органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания.
Настоящее требование не распространяется на согласование проектов освоения лесов, проходящих государственную или муниципальную экспертизу в установленном порядке.
Согласно пункта 2.1 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.08.2016 № 642 при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, которые вызывают массовую гибель объектов животного мира или изменение естественной среды их обитания.
Таким образом, в действиях Мартыненко С.В. присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.33 КоАП РФ - нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Ст. 8.33 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной среды обитания или путей миграции животных и водных биологических ресурсов.
Предметом правонарушения является среда обитания и пути миграции животных, которые представляют собой соответственно природную среду, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы (ст. 1 Федерального закона "О животном мире"), включающей условия их размножения, нагула, отдыха, выращивания молодняка и иных элементов жизненного цикла, пути миграции, места их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, выражается в совершении действий (бездействия), выразившихся в несоблюдении данных правил.
Совершение административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении №... от 19 апреля 2019 года, определением №... от 29 апреля 2019 года о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 19 марта 2019 года, актом ... от 19 марта 2019 года натурного обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований, фототаблицей от 19 марта 2019 года, план- схемой от 22 марта 2019 года, итоговой ведомостью по учету численности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий, ситуационным планом отображающий наличие, оцененными в совокупности с другими собранными по делу доказательствами в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом обстоятельств, установленных по делу.
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
Согласно сообщения .............» от 29 марта 2019 года, на участке, расположенном в кадастровом квадрате №..., по данным поступивших учетов обитают следующие виды объектов животного мира: заяц-русак, фазан, утка-кряква.
Как следует из сообщения администрации Бейсугского сельского поселения от 08 апреля 2019 года, обращений от Мартыненко С.В. о выделении земельного участка площадью 15 га, расположенного в кадастровом квартале ... не поступало.
В границах Бейсугского сельского поселения Выселковского района имеется КФХ «Ирина» (Мартыненко С.В.), земельный участок площадью 15 га с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., расположенный за пределами участка. Ориентир .... Участок находится примерно в 5-ти км от ориентира по направлению на север.
В 2016 году при обследовании земельных участков в границах Бейсугского сельского поселения вышеуказанному крестьянско-фермерскому хозяйству было сделано замечание о ненадлежащем содержании данного земельного участка, а именно принять меры по устранению сорной растительности (амброзии) и очистки прибрежной зоны.
В 2018 году гражданин Мартыненко С.В. обратился в администрацию Бейсугского сельского поселения за консультацией по оформлению земельного участка площадью 15 га, расположенного в кадастровом квартале ... Специалистом администрации Бейсугского сельского поселения Выселковского района было рекомендовано Мартыненко С.В. обратится в администрацию муниципального образования Выселковский район (архитектура МО Выселковский район, отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным вопросам администрации муниципального образования Выселковский район), так как с 2016 года полномочия по распоряжению земельными участками находятся в администрации муниципального образования Выселковский район.
Из сообщения администрации МО Выселковский район от 26 февраля 2019 года, следует, что в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: ... участок примерно в 5 км от ориентира по направлению на север, площадью 68438 кв.м., образуемого в границах кадастрового квартала ... Мартыненко С.В. отказано по причине того, что при подготовке схемы расположения земельного участка им не учтены материалы и сведения, содержащиеся в утвержденных документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки Бейсугского сельского поселения Выселковского района, а именно земельный участок попадает в две зоны: земельные участки (территории) общего пользования ПТЗ 1101, водные объекты А 1000.
Однако после этого Мартыненко С.В. не имея разрешения на производство работ, провел работы по скосу камыша, распашке балки и ее дальнейшего культивирования,
К позиции правонарушителя о том, что он привлечен к ответственности по истечении двух месячного срока предусмотренного КоАП РФ суд относится критически, правонарушение совершенное Матыненко С.В. является длящимся, так как он проводил работы постепенно, что он также подтвердил в ходе судебного разбирательства, а органу уполномоченному проводить проверку о данных действиях стало известно только после сообщения поступившего из прокуратуры Выселковского района.
Таким образом, нарушений порядка привлечения Мартыненко С.В. к административной ответственности не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
При таких обстоятельствах действия Мартыненко С.В. правильно квалифицированы по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поэтому при наличии события, состава и вины правонарушителя привлечение его к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ в данном случае является правомерным.
Жалоба на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах, не имеется оснований для отмены или изменения постановления об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.ст. 30.6.-30.9. КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Мартыненко С.В. на постановление начальника отдела административного производства управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания министерства природных ресурсов Краснодарского края №... от 06 мая 2019 года по делу об административном правонарушении по ст. 8.33 КоАП РФ - оставить без удовлетворения, постановление начальника отдела административного производства управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания министерства природных ресурсов Краснодарского края №... от 06 мая 2019 года – оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст. 30.9 КоАП РФ.
Судья Выселковского районного суда Теплухин Р.В.