Дело №2-3150-2017
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 05 апреля 2017 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Сивцевой А.П.,
с участием представителей истца Коротких И.В., Нестеровой Е.М.
ответчика Сергеичева В.И.
представителя 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства труда и социального развития РС (Я) Николаевой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов им. В.И. Кононова» к Сергеичеву В.И. о понуждении к заключению дополнительных соглашений к договору, взыскании платы за предоставленные социальные услуги, судебных расходов
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов им. В.И. Кононова» обратилось в суд с иском к Сергеичеву В.И. о понуждении к заключению дополнительных соглашений к договору, взыскании платы за предоставленные социальные услуги, судебных расходов.
В обоснование иска указано, что 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Согласно ч.3, 4 ст.32 указанного закона социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, которая не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода учитываются все виды пенсий, пособий, стипендий и иных аналогичных выплат, полученные гражданином. Между тем ответчик отказывается подписать дополнительные соглашения к договору о предоставлении социальных услуг, в которых указан размер ежемесячной оплаты за предоставление социальных услуг. В связи с чем истец просит обязать ответчика подписать дополнительные соглашения к договору о предоставлении социальных услуг, взыскать плату за предоставленные социальные услуги за период с ____ 2017 года в размере ___ руб., судебные расходы в размере ___ руб.
В суде представители истца исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Ответчик с иском не согласился, пояснив, что ежемесячная денежная выплата не относится к доходам, с которых удерживается плата за предоставленные социальные услуги.
Представитель 3 лица с иском согласна, просит удовлетворить.
Суд, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к следующему.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Согласно ч.3, 4 ст.32 указанного Закона социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу ч.4 ст.31 закона порядок определения среднедушевого дохода устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 №1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются следующие доходы, полученные в денежной форме:
а) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
б) страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
в) доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
г) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;
д) доходы от реализации:
недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;
в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
в Российской Федерации акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;
прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации;
иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего гражданину;
е) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
ж) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
з) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации;
и) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;
к) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
л) иные доходы, получаемые гражданином в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации;
м) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
н) денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации;
о) денежное вознаграждение по договору об осуществлении опеки или попечительства, а также денежные выплаты по договорам ренты, пожизненного содержания с иждивением.
Таким образом, плата за предоставление социальных услуг в стационарной форме не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг, в который включаются, в том числе пенсия и ежемесячная денежная выплата инвалидам и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином.
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О дополнительных гарантиях по социальной защите пенсионеров и отдельных категорий лиц, проживающих в Республике Саха (Якутия)» социальное пособие - ежемесячная денежная выплата гражданам, установленная законодательством с целью оказания им материальной помощи.
В силу ст.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации") в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии
Следовательно, законом предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата, региональная социальная доплата к пенсии относятся к доходам, с которых удерживается плата за предоставление социальных услуг.
Судом установлено, что ответчик является получателем социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
____ 2015 года между сторонами заключен договор № о предоставлении социальных услуг.
П. 3.3 договора предусмотрено, что стоимость услуг, предусмотренных настоящим договором, устанавливается на основе тарифов, утвержденных Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия), но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Судом установлено, ответчиком в полном размере не произведена оплата за предоставленные социальные услуги за период с ____ 2017 года.
Ответчик производит плату за предоставленные услуги только от суммы пенсии, без учета ежемесячной денежной выплаты и региональной социальной доплаты к пенсии.
При таких обстоятельствах с ответчика подлежит взысканию задолженность за предоставленные социальные услуги за период с ____ 2017 года в размере ___ руб. Расчет истца проверен судом, сомнений не вызывает.
Согласно пп. 1, 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истец не представил суду доказательства, свидетельствующие о существенном нарушении договора другой стороной либо о наличии иных обстоятельств, предусмотренных законом.
Из обстоятельств дела усматривается, что договор о предоставлении социальных услуг подписан сторонами, которым предусмотрены размер и порядок внесения платы за услуги.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования в части понуждения заключения дополнительных соглашений к договору о предоставлении социальных услуг
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 13 июня 2006 года N 272-О, положения статьи 333.36 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 333.20 данного Кодекса и статьи 89 ГПК РФ позволяют суду общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, освободить его от уплаты государственной пошлины.
Учитывая имущественное положение ответчика, суд на основании указанных норм освобождает его от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов им. В.И. Кононова» к Сергеичеву В.И. о понуждении к заключению дополнительных соглашений к договору о предоставлении социальных услуг, взыскании задолженности, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Сергеичева В.И. в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов им.В.И. Кононова» задолженность за предоставленные социальные услуги в размере ___ руб.
В удовлетворении требования о понуждении заключить дополнительные соглашения к договору о предоставлении социальных услуг отказать.
Освободить Сергеичева В.И. от уплаты государственной пошлины по данному делу.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Г. Смирникова