Дело № 2-1231/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2016 года
Центральный районный суд г. Читы в составе
Председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,
При секретаре Бронниковой А.В.,
прокурора Непианиди А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Ячменевой В.А. Министерству финансов Забайкальского края, ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края о взыскании денежных средств
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Ингодинского района г.Читы обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Ячменевой В.А., Литвинцевой Т.Ф., ссылаясь на следующее.
Прокуратурой района проведена проверка по обращению Ячменевой В.А., Литвинцевой Т.Ф о невыплате ежемесячной денежной выплаты за звание «ветеран труда» с февраля 2015г.. В результате проведения проверки установлено, что Ячменева В.А., Литвинцева Т.Ф являются ветеранами труда, состоят на учете в филиале ГКУ «Краевой центра социальной защиты населения» Забайкальского края и имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Ячменева В.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на получение ежемесячной денежной выплаты в размере <данные изъяты> и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата составила <данные изъяты> и ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг <данные изъяты>.
Литвинцева Т.Ф. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на получение ежемесячной денежной выплаты в размере <данные изъяты> и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки начислены в сумме <данные изъяты>.
Меры социальной поддержки не предоставляются: Ячменевой В.А. с ДД.ММ.ГГГГ и в связи с отсутствием сведений, подтверждающих доход получателя; Литвинцевой Т.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ в связи с непредоставлением получателем ежемесячной денежной выплаты сведений, подтверждающих среднедушевой доход.
Ячменева В.А. и Литвинцева Т.Ф. отнесенные федеральным законодательством к льготной категории «ветеран труда» имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Положения Закона Забайкальского края от 17.01.2009 № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» (далее Закона № 129-ЗЗК) ст.6, устанавливающие с 01.01.2015 дополнительные условия предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в регионе, в том числе ветеранам труда, в зависимости от их среднедушевого дохода, нарушает гарантированное государством право ветеранов труда на получение социальных выплат.
Решением Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанная норма Закона №-ЗЗК в части, устанавливающей условие предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда РФ в зависимости от величины среднедушевого дохода в Забайкальском крае, признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № решение суда в этой части оставлено без изменения.
На основании изложенного прокурор просит взыскать с казны Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края денежные средства на выплату мер социальной поддержки ветеранам труда Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
в пользу Ячменевой В.А. ежемесячную денежную выплату в размере <данные изъяты> и ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и труда Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
в пользу Ячменевой В.А. ежемесячную денежную выплату в размере <данные изъяты> и ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>;
в пользу Литвинцевой Т.Ф. денежную выплату в размере <данные изъяты> и ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.
В судебном заседании помощник прокурора и материальные истцы доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края Ветрова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что решение Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску заместителя прокурора Забайкальского края и гражданки ФИО8 об оспаривании отдельных положений Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ Закона №-ЗЗК вступило в законную силу 29.07.2015г. и с этого времени сделан перерасчет всем ветеранам, выплата Ячменевой В.А. и Литвинцевой Т.Ф. исчисляемый с ДД.ММ.ГГГГ произведены.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края Живаева Т.А. исковые требования не признала.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представив отзыв в котором просила в удовлетворении иска отказать.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Принимая во внимание установленные в суде обстоятельства в части выплаты материальным истцам выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заместитель прокурора отказался от иска в этой части.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ частичный отказ от иска принят.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
В силу подпунктов 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг.
Закон Забайкальского края от 17.02.2009 №129-ЗЗК устанавливает меры социальной поддержки категориям граждан, проживающих на территории Забайкальского края, в том числе ветеранам труда.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.03.2009 №120 утвержден Порядок предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Забайкальском крае».
Законом Забайкальского края от 18.12.2014г. №1103-ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» с 01 января 2015 года установлено, что меры социальной поддержки гражданам, не достигшим возраста 80 лет, предоставляются при условии, что доход получателя мер социальной поддержки не превышает среднедушевого дохода в Забайкальском крае по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю.
Судом установлено, что материальные истцы являются ветеранами труда и состоят на учете в реорганизованном в настоящее время ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края», являются получателями ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В связи с Распоряжением руководителя Филиала «ЕСРЦ» приостановлена и в последствии прекращена: ежемесячная денежная выплата и ежемесячная денежная выплата на оплату жилищных и коммунальных услуг Ячменевой В.А. и Литвинцевой Т.Ф..
Данные распоряжения изданы на основании ст. 6 Закона Забайкальского края от 17.02.2009 № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае».
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился с иском об оспаривании отдельных положений Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае».
Решением Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворено заявление заместителя прокурора Забайкальского края и частично удовлетворено заявление гр.ФИО8 об оспаривании отдельных положений Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК.
Определением Верховного суда РФ от 29.07.2015г., постановившим решение Забайкальского краевого суда от 27 февраля 2015 года в части признания недействующими абзаца 1 части 1.1 статьи 5.1, части 1 статьи 6 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ззк «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» в части слов "пунктами 1 - 4 части 1 статьи 2", устанавливающей условие предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Читинской области, ветеранам труда, звание которым присвоено в соответствии с Законом Агинского Бурятского автономного округа «О присвоении звания "Ветеран труда», ветеранам труда Забайкальского края в зависимости от величины среднедушевого дохода в Забайкальском крае, отменено и принято новое решение, которым заместителю прокурора Забайкальского края в удовлетворении требований в указанной части отказано.
В остальной части это же решение оставлено без изменения, а апелляционные жалобы губернатора Забайкальского края и гр.ФИО8 - без удовлетворения.
Таким образом, решение Забайкальского краевого суда вступило в законную силу 29.07.2015г..
Как указывалось выше, вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, оспариваемый Закон Забайкальского края издан по вопросам совместного ведения и может быть проверен Конституционным Судом Российской Федерации в порядке конституционного судопроизводства.
Такие законы (его части) могут быть признаны недействующими и лишены юридической силы только со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда, поскольку нормативное положение части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о возможности их признания противоречащими федеральному закону со дня принятия или иного указанного судом времени признано Конституционным Судом Российской Федерации не имеющим юридической силы с момента принятия и не подлежащим применению (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П).».
Между тем, обращаясь в суд с данным иском в части периода до вынесения Определения ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор вследствие принятия Закона №-ЗЗК изменившим порядок и условия предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, просит взыскать в пользу материальных истцов неполученные денежные средства на основании статей 1069, 13, 1102, 1071 ГК РФ.
Оценивая обоснованность заявленных требований, суд обращается к Определению ВС РФ от 29.07.2015 г. № 72-АПГ 15-2 в котором указано на неоднократность обращения внимания в своих решениях Конституционного Суда Российской Федерации, что изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).
Устанавливая механизм правового регулирования вопросов предоставления мер социальной поддержки, в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других значимых обстоятельств.
Закрепляя положение о недопустимости снижения объема ранее установленных мер социальной поддержки, федеральный законодатель в положениях статьи 153 приведенного Закона предусмотрел условие, которое в данном случае выступает основным правовым критерием соответствия регионального правового регулирования требованиям федерального законодательства.
Данной нормой закона установлено, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно абз.2 ст.13 ГК РФ в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты прав граждан определено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, гражданин, полагающий, что в результате действия нормативного правового акта, утратившего впоследствии силу, его гражданские права оказались нарушенными, не лишен возможности добиваться их восстановления путем обращения в суд за защитой в соответствии с абзацем 2 ст. 12 ГК РФ.
Как установлено судом, Закон №-ззк утратил силу ДД.ММ.ГГГГ в части устанавливающей условие предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда РФ в зависимости от величины среднедушевого дохода в Забайкальском крае.
В период с января 2015 г. до ДД.ММ.ГГГГ Закон №-ззк действовал, нарушая охраняемые законом права и свободы материальных истцов в виде недополученных выплат.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст.1069 ГК РФ).
При таком положении, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку нарушенное право материальных истцов в виде неполученных выплат подлежит восстановлению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Ячменевой В.А., Литвинцевой Т.Ф. к Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с казны Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края денежные средства на выплату мер социальной поддержки ветеранам труда Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
в пользу Ячменевой В.А. ежемесячную денежную выплату в размере <данные изъяты> и ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>;
в пользу Литвинцевой Т.Ф. денежную выплату в размере <данные изъяты> и ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 4 марта 2016 г.
Судья Аксаненко Р.Т.
Дело № 2-1231/2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
25 февраля 2016 года г.Чита
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,
при секретаре Бронниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Ячменевой В.А., Литвинцевой Т.Ф. к Министерству финансов Забайкальского края, ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края о взыскании денежных средств
установил:
Заместитель прокурора Ингодинского района г.Читы обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Ячменевой В.А., Литвинцевой Т.Ф. о взыскании денежных средств.
В судебном заседании прокурор Непианиди А.А. просила принять отказ от иска в части требований о взыскании денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу Ячменевой В.А. и Литвинцевой Т.Ф..
Принимая во внимание установленные в суде обстоятельства в части выплаты материальным истцам выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд, изучив материалы дела, полагает возможным принять частичный отказ от иска и прекратить производство по делу.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец может изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Суд принимает отказ от иска, если, согласно п.2 ст.39 ГПК РФ, это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Отказ истца от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Последствия принятия отказа требований и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 173, 220, 221 ГПК РФ, истцу разъяснены и понятны.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173,220,221,224,225 ГПК РФ, суд,
определил:
Принять отказ от иска заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы обратившегося в суд в интересах Ячменевой В.А.. ФИО3 Т.Ф. Министерству финансов Забайкальского края, ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края о взыскании денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Производство по гражданскому делу № в части взыскания денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 15 дней через Центральный районный суд г.Читы.
Судья Р.Т.Аксаненко