Решение по делу № 2а-517/2021 от 16.02.2021

          Дело № 2а-517/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салехард                                                  23 марта 2021 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего Поздняковой М.И.,

при секретаре Якуповой А.У.,

с участием представителя административного ответчика Скобелина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Квирая В.Ш. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения и пенсионное страхование, пеней,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС № 1 по ЯНАО) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Квирая В.Ш. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 2017 года, пени за период с 01.01.2020 по 21.01.2020 в размере 30 руб. 12 коп., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2019 год в размере 14 500 руб., пени за период с 01.01.2020 по 21.01.2020 в размере 128 руб. 42 коп., в обоснование требований указав, что Квирая В.Ш. является налоговым плательщиком, на которого в порядке ст. 419 НК РФ возложена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения и обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы ответчиком за 2019 год не уплачены в полном объеме, в связи с чем, налоговым органом произведено начисление пени. Направленные в адрес ответчика требования об уплате страховых взносов, пени до настоящего времени не исполнены. МИФНС №1 по ЯНАО обратилась к мировому судье судебного участка № 3 судебного района Салехардского городского суда с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Квирая В.Ш. задолженности по страховым взносам, мировым судьей вынесен судебный приказ от 15.05.2020 о взыскании с Квирая В.Ш. задолженности страховых взносов, 20.07.2020 указанный судебный приказ отменен. В связи с пропуском срока для обращения с административным исковым заявлением в порядке ст. 48 НК РФ, налоговый орган просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления.

Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Квирая В.Ш., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.

В судебном заседании представитель административного ответчика Скобелин В.В. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку налоговым органом пропущен установленный ст. 48 НК РФ срок для обращения в суд с административным иском.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени (п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 28.12.2017, с изм. от 31.10.2019) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Поскольку согласно Положению, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильность о исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а так же взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года.

Выполнение вышеперечисленных функций с 01.01.2017 возложено на налоговые органы.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

С принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ, с 1 января 2017 года на налоговые органы возлагаются, в том числе, функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, а Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 01 января 2017 года утратил силу.

В соответствии с п. 2 ст. 160 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает такими бюджетными полномочиями, как осуществление начисления, учета и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) (п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 430 НК РФ).

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления пеней и направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик Квирая В.Ш. (ИНН ) является адвокатом с 10.03.2010, зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации – Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Салехарду в качестве страхователя с присвоенным регистрационным номером в органе контроля за уплатой страховых взносов. Таким образом, Квирая В.Ш. в указанный период являлся плательщиком страховых взносов в ПФР РФ и взносов в ФОМС.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов налоговым органом в адрес ответчика посредством почтовой связи направлено требование по состоянию на 22.01.2020 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 14 500 руб., пени в размере 128 руб. 42 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 2017 года, в размере 30 руб. 12 коп., установлен срок исполнения требования – 26.02.2020.

Расчет недоимки по страховым взносам проверен судом и признан правильным.

В связи с неисполнением требования в установленный законом срок налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, 15.05.2020 мировым судьей судебного участка № 3 судебного района Салехардского городского суда вынесен судебный приказ о взыскании с Квирая В.Ш. задолженности по страховым взносам, пени.

Определением от 20.07.2020 мировым судьей судебного участка № 3 судебного района Салехардского городского суда судебный приказ от 15.05.2020 отменен в связи с поступлением возражений Кварая В.Ш.

13.02.2021 налоговый орган направил в Салехардский городской суд административный иск о взыскании с Квирая В.Ш. пени, недоимки по страховым взносам.

Вместе с тем, последним днем обращения в городской суд с иском о взыскании задолженности по налогу после отмены судебного приказа является – 20.01.2021, направление административного искового заявления 13.02.2021 свидетельствует о нарушении налоговым органом требований статьи 48 НК РФ о шестимесячном сроке обращения в суд за принудительным взысканием недоимки после отмены судебного приказа.

Как следует из ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока, административный истец просит восстановить пропущенный срок на обращение в суд с заявленными требованиями по причине неуплаты до настоящего времени административным ответчиком недоимки по налогу, недополучении бюджетом Российской Федерации указанной суммы, недостаточности лимитов бюджетных средств на почтовые расходы.

Как следует из ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие истцу своевременно обратиться с иском в суд за защитой своих прав (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Доказательств существования обстоятельств, которые объективно препятствовали контрольному органу своевременно обратиться в суд, административным истцом не представлено.

Обстоятельства организационного характера, имевшиеся у организации, не являются уважительными причинами, объективно препятствующими своевременному обращению с административном иском в суд.

МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу является государственным органом, главной задачей которого является, в том числе, контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный истец утратил право на принудительное взыскание страховых взносов в соответствии со ст. 227 НК РФ в судебном порядке в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения в суд после отмены судебного приказа.

При таких обстоятельствах, рассматриваемые административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Квирая В.Ш. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 14 500 руб., пени в размере 128 руб. 42 коп., пени в размере 30 руб. 12 коп. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 2017 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Председательствующий                                                                                   М.И. Позднякова

Мотивированное решение суда изготовлено 30 марта 2021 года.

2а-517/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу
Ответчики
Квирая Вячеслав Шалвович
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Позднякова Мария Игоревна
Дело на сайте суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
16.02.2021Регистрация административного искового заявления
16.02.2021Передача материалов судье
18.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее