Дело № 2-394/2022
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
05 мая 2022 года г. Хабаровск
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ким Ю.В.,
при помощнике Довгалевой А.А.,
с участием представителя истца Михайловой Т.Е., представителя ответчика Красинской Ю.Г., Астафьевой Я.А., представителя третьего лица Поляковой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Григорьева Дмитрия Александровича к министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Григорьев Д.А. обратился в суд с иском к министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указав, что в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> истец проживает на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №. В спорном жилье истец проживает один, по месту жительства зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. истец является нанимателем спорного жилья, соблюдает все правила пользования жилым помещением, использует жилое помещение в соответствии с его назначением, поддерживает его в исправном состоянии, делает ремонты, обеспечивает сохранность жилья тем самым выполняет все обязанности нанимателя по договору социального найма. На основании ст. 2, 8 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», просит признать за Григорьевы Д.А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.
Истец Григорьев Д.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца Михайлова Т.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что жилое помещение по адресу <адрес> было предоставлено в 1983 году на основании ордера бабушке истца, на состав семьи три человека, в том числе и Григорьева Д.А. В последующем в отношении данного жилого помещения был заключен договор найма жилого помещения, чем министерство обороны РФ признало право пользование данным помещением по договору социального найма. Спорное жилое помещение служебным не признавалось, в связи с чем полагает, отсутствуют основания для отказа в признании права собственности в порядке приватизации. Истец ранее в приватизации не участвовал, иных жилых помещений не имеет.
Представители ответчика министерства обороны Российской Федерации Астафьева Я.А. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, из которого следует, что согласно доводам иска Григорьев Д.А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, которое было предоставлено его матери ФИО6 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, как служащей Советской Армии, то есть как гражданскому персоналу. При этом в материалах дела отсутствуют сведения о прохождении военной службы истцом, либо сведения о наличии права на получение жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации. Иск не содержит ссылки на заключение договора социального найма на занимаемое жилое помещение, либо решение собственника о предоставлении жилого помещения истцу в собственность. Спорная квартира принадлежит Министерству обороны Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГАУ «Росжилкомплекс», расположена в военном городке, который в период с июня 2000г. по сентябрь 2009г. являлся закрытым военным городком. Таким образом, спорная квартира принадлежит военному ведомству, предоставлена ФИО6 как служащей армии на период трудовых отношений, что свидетельствует о служебном характере жилья и невозможности проживания в указанном жилом помещении на условиях договора социального найма, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных уполномоченным органом не принималось, исключение военного городка, на территории которого расположена спорная квартира, из Перечня закрытых военных городков не свидетельствует о приобретении истцом права на получение этого жилья в собственность в порядке приватизации, поскольку данное жилое помещение не приобрело статус жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, тогда как собственник своего согласия на его приватизацию не дает и, следовательно, его приватизация невозможна в силу прямого запрета, установленного ч. 1 ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Представитель третьего лица ФГАУ «Росжилкомплекс» Красинская Ю.Г. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск, согласно которым, по общему правилу, служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором проживает Григорьев Д.А., было предоставлено ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ Хабаровской КЭЧ, как работнику из числа гражданского персонала на период трудовых отношений с Министерством обороны РФ на состав семьи 3 человека, на основании списка распределения жилой площади по войсковым частям Хабаровской КЭЧ района, утвержденного командующим войсками Дальневосточного военного округа и располагалось на территории закрытого военного городка № «Волочаевский» (<адрес>-30). В 2009 году военный городок № «Волочаевский» был исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 № 752-р. Каких-либо положений, позволяющих, в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, действующее законодательство не содержит. Изменение статуса помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Жилое помещение – <адрес> по <адрес> в <адрес> учтено в составе федерального имущества и на основании приказа Директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)». Решение об исключении <адрес> по <адрес> в <адрес> из числа служебных жилых помещений, уполномоченным органом также не принималось. Данное жилое помещение в муниципальную собственность Министерством обороны РФ не передавалось, и решение о его передаче в муниципальную собственность не принималось. Кроме того, согласно учетным данным, ФИО6 и члены ее семьи, в том числе Григорьев Д.А. на учете нуждающихся в получении жилого помещения не состояли и решение о предоставлении им указанного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке и имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма по линии Министерства обороны не принималось. Предоставленный истцом договор найма жилого помещения (квартиры) заключен между жилищно-эксплуатационным предприятием – домоуправлением № Хабаровской КЭЧ района и ФИО5 на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ. домоуправление № Хабаровской КЭЧ района не являлось собственником жилого фонда, и не было наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений. Не предусматривались такие полномочия для Домоуправления и нормами ЖК РСФСР. Таким образом, представленный в материалы дела договор найма жилого помещения от марта 1997 г. не является аналогичным договору социального найма, на основании которого в настоящее время предоставляются квартиры, и был заключен с целью обслуживания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России Полякова К.П. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которому жилое помещением было предоставлено на период трудовых отношений с Хабаровской КЭЧ района. На момент предоставления жилого помещения военный городок, не был исключен из перечня закрытых. Действовавшие на момент предоставления жилья нормы права предусматривали обеспечение военнослужащих и лиц гражданского персонала в закрытых военных городках только служебными жилыми помещениями. Министерство обороны Российской Федерации несет обязательство по обеспечению жилыми помещениями только перед военнослужащими, в свою очередь Григорьев Д.А. в служебных и трудовых отношениях с Министерством обороны не состоит. Члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением. Их права являются производными от права лица, которое получило служебное жилое помещение, в связи с трудовыми отношениями, более того истец не является членом семьи военнослужащих и право пользование данным жилым помещением у него не возникло. Решение о предоставлении ФИО6, Григорьеву Д.А. спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, довольствующим органом Министерства обороны не принималось. Доказательств того, что Григорьев Д.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в суде не представлено. Просит в удовлетворении требований отказать.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие не явившегося истца.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу, служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, указанный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, устанавливалось, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
По нормам ранее действовавшего законодательства (ст. ст. 28 - 31, 33, 42, 43 ЖК РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований ЖК РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Жилищный фонд военного городка не находился в ведении органа исполнительной власти, предоставление жилья в закрытых военных городках на условиях договора социального найма законом не предусматривалось.
Предоставление жилого помещения лицам из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в закрытом военном городке, вызванное лишь трудовыми отношениями с войсковой частью, определяло назначение такого жилого помещения по правилам статей 101, 104 ЖК РСФСР.
В силу ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно ст. 104 ЖК РСФСР в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Из системного толкования названных норм права с учетом того, что наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации жилыми помещениями для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, следует, что в закрытых военных городках, как рабочие и служащие, так и военнослужащие обеспечивались только служебными жилыми помещениями, находящиеся на территории закрытых военных городков.
Жилые помещения подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. № 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (пункт 7).
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
Судом установлено и следует из материалов дела, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6, как гражданскому персоналу (служащей Советской Армии), на состав семьи три человека, в том числе дочь ФИО5, сына Григорьева Д.А., предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат в <адрес> в <адрес>.
В жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> зарегистрирован и проживает истец Григорьев Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается поквартирной карточкой и справкой из Абонентного отдела № МУП <адрес> «РКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о рождении №, родителями Григорьева Дмитрия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО4 и ФИО5.
Согласно свидетельства о рождении №, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО6.
Таким образом, ФИО6 является матерью ФИО5 и бабушкой истца Григорьева Дмитрия Александровича, включенного в ордер на предоставление спорного жилого помещения как сын.
ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, истец Григорьев Д.А. обратился с заявлением в администрацию <адрес>, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО», министерство обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный.
Согласно ответа администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца, <адрес> муниципальной собственностью не является, находится на территории бывшего военного городка «Волочаевский», исключенного из перечня закрытых военных городков распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 № 1330-р. Жилые помещения в <адрес>, муниципальной собственностью не являются, находятся в государственной (федеральной) собственности.
Из ответа ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное жилое помещение на основании приказа Директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 10.06.2021 № 1781 передано в оперативное управление ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации. Согласно приказу Министра обороны РФ от 29.12.2020 № 744 «Об утверждении положения о Департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерств обороны РФ» к функциям Департамента отнесена организация работы по заключению, изменению и расторжению договоров социального найма, а также организация работы по заключению договоров передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации.
ДД.ММ.ГГГГ ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный, направил в адрес истца копию списка распределения жилой площади по войсковым частям Хабаровской квартирно-эксплуатационной части района, справку о сдаче жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, выданную Домоуправлением №, от ДД.ММ.ГГГГ б/н. Одновременно сообщено, что в переданных документах федеральным государственным учреждением «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации решение жилищной комиссии о предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>, распорядительные документы на увеличение жилой площади, протокол жилищной комиссии, справки из бюро технической инвентаризации, Росреестра, о не получении государственного жилищного сертификата отсутствуют.
По результатам рассмотрения обращения истца, министерством обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что в установленном порядке жилое помещение по адресу: <адрес> специализированный жилищный фонд не включено. Департамент решения о предоставлении ФИО6 жилого помещения по указанному адресу не принимал. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № вопрос о признании права собственности в порядке приватизации на жилые помещения, предоставляемые Минобороны России с ДД.ММ.ГГГГ относится к компетенции Департамента. Вместе с тем порядок передачи жилых помещений в собственность (приватизация) в настоящее время не регламентирован, рекомендовано разрешить путем подачи искового заявления в суд.
Судом установлено, что основным нанимателем жилого помещения являлась ФИО6, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Право пользования истца спорным жилым помещением, представленным Министерством обороны СССР ФИО6, производно от прав последней, которой жилое помещение было предоставлено в качестве служебного на период трудовых отношений. Доказательств обратному истец не предоставил, как и доказательств того, что он является или признавался членом семьи ФИО6 являвшейся фактически его бабушкой, а не матерью как это указано в ордере на предоставление жилого помещения.
Спорное жилое помещение было закреплено на праве оперативного управления за Хабаровской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны, которой и был выдан ФИО6 ордер на занятие спорной жилой площади.
Распоряжением Правительства № 752-р от 01.06.2000 «О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России», военный городок № 13 был включен в перечень закрытых военных городков ВС РФ.
Распоряжением Правительства РФ № 1330-р от 15.09.2009 закрытый военный городок № 13 исключен из перечня закрытых военных городков ВС РФ.
Определяя статус спорного жилого помещения, суд приходит к выводу, что жилое помещение, занимаемое истцом, является служебным.
Поскольку правоотношения сторон по пользованию спорной квартирой возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) и продолжаются до настоящего времени, то по смыслу ст. 6 Жилищного кодекса РФ и ст. 5 Федерального закона, «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к рассматриваемым жилищным отношениям сторон подлежат применениюкак нормы Жилищного кодекса РСФСР, так и нормы Жилищного кодекса РФ.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения ФИО6 и членам ее семьи, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Минобороны России не принималось.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Вместе с тем доказательств того, что соответствующее решение о предоставлении жилого помещения ФИО6 и членам ее семьи на условиях социального найма уполномоченным органом принималось, не представлено, как и доказательств того, что ФИО6 и члены ее семьи состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, нахождения спорного жилого помещения в муниципальной собственности, и принятия Министерством обороны РФ решения об исключении жилого помещения из числа служебных.
Таким образом, при рассмотрении настоящего гражданского дела, установлено, что спорное жилое помещение является служебным с момента выдачи ордера и вселения в квартиру ФИО6 и членов ее семьи и до настоящего времени.
Как следует из ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 57 ГПК РФ).
Между тем, истцом в нарушение ст. 56 и ст. 60 ГПК РФ, в судебное заседание не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что решением Министерства обороны РФ спорное жилое помещение исключено из числа служебных, в связи с чем оснований полагать, что спорное жилое помещение утратило статус служебного, у суда не имеется.
Довод иска о том, что спорное жилое помещение не включено в ЕГРН как служебное и может быть передано в собственность истцу отклоняется судом по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основаниирешений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее - Постановление) Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подп. «м» п. 2 названного Постановления, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Таким образом, действующее законодательство изменение статуса жилого помещения относит к исключительной компетенции собственника. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управление жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных сил РФ, является Минобороны России в лице уполномоченных органов.
Тот факт, что в государственном реестре спорное жилое помещение в качестве служебного не зарегистрировано, не может являться основанием для утраты статуса служебного жилого помещения, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Доводы представителя истца о том, что жилое помещение предоставлено по договору социального найма, суд находит несостоятельными на основании следующего.
В марте 1997 года между ФИО5 (мать истца, наниматель) и ДУ № Хабаровской КЭЧ (наймодатель) заключен договор найма жилого помещения, согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи в бессрочное пользование изолированное жилое помещение, по адресу <адрес>.
Заключение указанного договора найма жилого помещения, не изменило статус жилого помещения как служебного, а свидетельствует о праве пользования истца спорным жилым помещением, которое не предполагает приобретение права на приватизацию спорного жилого помещения.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности приватизации служебного жилого помещения, каковым является спорная квартира, требование истца о признании права собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Григорьева Дмитрия Александровича к министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Судья Ю.В. Ким
Мотивированное решение составлено 12.05.2022.