Дело №
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
г.Лыткарино Московской области ДД.ММ.ГГГГ г. Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Лыткаринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Протасова Д.В.,
при секретаре Н.В. Каратун,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Лыткарино Московской области к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Московской области «Лыткаринская городская больница» о признании незаконным бездействия, выраженным в не обеспечении гражданина медицинским препаратом, возмещении стоимости медицинского препарата, взыскании компенсации морального вреда,
с участием помощника прокурора Тихоновой Т.В.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Лыткарино Московской области обратился в суд в интересах ФИО1 к ГБУЗ МО «Лыткаринская городская больница» (далее - ГБУЗ МО «ЛГБ») с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
ФИО1 является инвалидом 1 группы с диагнозом: рак сигмавидной кишки и метастазы печени. В связи с переездом из <адрес> для проживания в <адрес> ФИО1 обратилась в поликлинику № 2 ГБУЗ МО «ЛГБ» о прикреплении к поликлинике и постановке на онкологический учет. На основании предоставленных документов (паспорта и справки о регистрации по месту пребывания) регистратурой поликлиники была заведена медицинская карта амбулаторного больного (далее – карта).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была на приеме у врача-онколога Новохацкой В.В., которая внесла в карту запись о постановке на онкологический учет на основании представленных документов: паспорта гражданина РФ; справки о регистрации по месту пребывания; справки об установлении инвалидности (1-я группа инвалидности); полиса обязательного медицинского страхования; страхового свидетельства государственного пенсионного страхования с номером СНИЛС; выписки из медицинской карты стационарного больного ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» РАМН с рекомендацией о наблюдении онколога по месту жительства и химиотерапия по схеме кселода или Мейо (6 месяцев); справки из Пенсионного фонда РФ.
Для окончательного назначения схемы химиотерапии ФИО1 была направлена врачом-онкологом Новохацкой В.В. для консультации в ГБУЗ МО «Московский областной онкологический диспансер», где ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была выдана справка о проведении 3 курсов химиотерапии капецитабином, в связи с чем врачом-онкологом Новохацкой В.В. в карте была сделана соответствующая запись.
ДД.ММ.ГГГГ, обратившись к врачу-онкологу Новохацкой В.В. о выписке рецепта на получение назначенного ФИО1 лекарственного препарата, последняя получила отказ в предоставлении необходимого лекарства, в связи с его отсутствием в аптеке.
ДД.ММ.ГГГГ препарат <данные изъяты> поступил в аптечное учреждение г.Лыткарино. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указанные лекарства не получила, в связи с тем, что последняя является иногородней и в базе для выписки рецептов в электронном виде ее нет в перечне.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разъяснено о необходимости предоставления из лечебно-профилактического учреждения по месту постоянного жительства справки о том, что последняя откреплена и не получает медицинскую помощь, а также снова предоставить копии документов, подтверждающих право ФИО1 на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами.
С учетом изложенного просит суд признать незаконным бездействие ГБУЗ МО «ЛГБ», выраженное в не обеспечении ФИО1 медицинским препаратом <данные изъяты> <данные изъяты> возместить стоимость приобретенного ФИО1 медицинского препарата в размере 27 950 руб., взыскать компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Тихонова Т.В. заявление поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ГБУЗ МО «Лыткаринской городской больницы» по доверенности Острейковская Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Через канцелярию суда представила возражения на заявление, в предыдущем судебном заседании просила суд оставить заявление без удовлетворения.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена. Ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. В предыдущем судебном заседании пояснила, что в выдаче лекарственных препаратов ГБУЗ МО «ЛГБ» ей было отказано на том основании, что ею не представлена справка об откреплении из лечебно-профилактического учреждения по месту постоянного жительства, просила заявление прокурора удовлетворить.
В соответствии с определением суда дело слушается в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения явившегося лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Основными принципами охраны граждан в соответствии с п.п. 1,5 ст. 4 Закона является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения, связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Согласно ст. 16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся полномочия по организации обеспечения граждан включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственно социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно п. 8 ст. 6.1 Закона № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальной услуги имеют, в частности, инвалиды.
В соответствие с п.п. 2.1,2.2 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, при обращении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ к врачу-онкологу Новохацкой В.В. были предоставлены следующие документы: документ, удостоверяющий личность – паспорт гражданина РФ; документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг - справка № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении инвалидности (1-я группа инвалидности); справка Пенсионного фонда РФ - справка № от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ (ГУ) <адрес>; страховой полис обязательного медицинского страхования - полис обязательного медицинского страхования №.
ДД.ММ.ГГГГ, обратившись к врачу-онкологу Новохацкой В.В. о выписке рецепта на получение назначенного ФИО1 лекарственного препарата, последняя получила отказ в предоставлении необходимого лекарства, в связи с его отсутствием в аптеке.
ДД.ММ.ГГГГ препарат <данные изъяты> поступил в аптечное учреждение г.Лыткарино.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указанные лекарства не получила, в связи с тем, что последняя является иногородней и в базе для выписки рецептов в электронном виде ее нет в перечне.
Как следует из объяснения ФИО1, чтобы не прерывать лечение она была вынуждена за свой счет приобрести препарат <данные изъяты> уплатив ДД.ММ.ГГГГ. из собственных денежных средств сумму в 14 450 руб. и ДД.ММ.ГГГГ. сумму в 13 500 руб. Факт приобретения ФИО1 препарата <данные изъяты> и уплаты денежных средств в сумме 27 950 руб. подтвержден заказами, товарными чеками, кассовыми чеками (л.д.25-33).
Между тем, в соответствии с п. 2.8 Приказа от 29.12.2004 № 328 при нахождении гражданина на территории другого субъекта Российской Федерации он может обратиться в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение и при предъявлении документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, а также выписки из Медицинской карты амбулаторного больного или Истории развития ребенка с указанием СНИЛС ему должен быть выписан рецепт на необходимые лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов с отметкой «иногородний» в правом верхнем углу при наличии медицинских показаний.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было разъяснено о необходимости предоставления из лечебно-профилактического учреждения по месту постоянного жительства справки о том, что последняя откреплена и не получает медицинскую помощь, а также снова предоставить копии документов, подтверждающих право ФИО1 на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами.
Аналогичные разъяснения содержаться в ответе на жалобу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. №, подписанном главным врачом ГБУЗ МО «ЛГБ», согласно которому причиной отказа в прикреплении к лекарственному обеспечению по месту временной регистрации послужило не предоставление ФИО1документа об откреплении от лекарственного обеспечения по месту жительства (или выписки из амбулаторной карты) (л.д. 37).
Однако согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» проверку об откреплении от предыдущей медицинской организации, где гражданин получал медицинскую помощь, должна осуществлять медицинская организация, принявшая заявление от гражданин о прикреплении к ней.
Таким образом, ФИО1 ввиду отказа ГБУЗ МО «Лыткаринская городская больница» в прикреплении к лекарственному обеспечению по месту временной регистрации не смогла реализовать свое право на бесплатное лекарственное обеспечение, предусмотренное законом.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства во взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что бездействие ГБУЗ МО «Лыткаринская городская больница», выразившееся в не обеспечении ФИО1 препаратом <данные изъяты>, является незаконным.
Поскольку задержка в начале курса химиотерапии для ФИО1 недопустима, прерывать начатый курс лечения противопоказано, последняя была вынуждена приобрести назначенный препарат <данные изъяты> за счет собственных средств, при том, что пациенты данным препаратом обеспечиваются на безвозмездной основе.
Стоимость приобретенного препарата составила 27 950 рублей, что подтверждено материалами дела и представляет значительную сумму расходов для последней, поскольку единственным источником дохода заявителя является пенсия (л.д. 20).
С учетом изложенных обстоятельств, учитывая, что приобрести лекарственный препарат <данные изъяты> ФИО1 была вынуждена в связи с отказом ГБУЗ МО «Лыткаринская городская больница» обеспечить ее препаратом, то с ответчика в пользу ФИО1 подлежит взысканию уплаченная стоимость за лекарственный препарат в сумме 27 950 руб.
В соответствии с п.1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку ввиду бездействия ответчика ФИО1 была лишена возможности начать курс лечения (диагноз: рак сигмавидной кишки и метастазы печени), испытывала физические и нравственные страдания, то с ГБУЗ МО в пользу «ЛГБ» ФИО1 подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 1500 руб.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой освобожден заявитель, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ).
Государственная пошлина в силу абз. 5 п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ является доходной частью местного бюджета и в данном случае подлежит зачислению в бюджет городского округа Лыткарино Московской области.
Исходя из размера удовлетворенных судом требований истца с ответчика в доход бюджета городского округа Лыткарино Московской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 338 руб. 50 коп. (300 руб. + 1 038 руб. 50 коп.).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ 27 950 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1500 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 1 338 ░░░. 50 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░