УИД 11RS0001-01-2021-006635-25 2а- 5379/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2021 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Сивергиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Мелещенко Александра Валерьевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий ( бездействия) должностного лица, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
у с т а н о в и л :
Мелещенко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России об оспаривании действий ( бездействия) должностного лица– фельдшера филиала «Медицинская часть №1» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Шангина Е.В., взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 100 000 рублей. В обоснование указал, что 14.04.2021 в связи с наличием ... он по своей личной просьбе в помещениях отряда №...) был осмотрен фельдшером и у него не было обнаружено никаких травм и повреждений, в связи с чем, в медицинскую часть он приглашен не был, в медицинскую карту никакие записи не вносились, таким образом, порядок его осмотра был нарушен, медицинская помощь не предоставлена. В связи с чем, настаивал на взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 100 000 рублей.
Также указал, что полученная им травма представляла собой ..., в области между ..., возникший при падении 02.04.2021, обусловленном, в свою очередь, имеющимися у него заболеваниями ... ....
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, а также должностное лицо- фельдшер филиала «Медицинская часть №1» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Шангин Е.В.
Административный истец в ходе рассмотрения дела настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, а также Шангин Е.В. иск не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Заслушав явившихся лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Исходя из требований положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Согласно ст.4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела, Мелещенко А.В. осужден 31.05.2017 Ухтинским федеральным городским судом РК по ст.... лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии строгого режима, содержится в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. По данным профилактического учета склонен к ...
В филиале «Медицинская часть №1» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России административный истец наблюдается с диагнозами: ... ряда других заболеваний. Согласно медицинской справки «МЧ №1» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 22.06.2021, в связи с имеющимися заболеваниями Мелещенко А.В. рекомендовано освобождение от зарядки и построений, ходьба с тростью.
Как следует из материалов дела, в медицинскую карту пациента какие- либо записи по результатам осмотра Мелещенко А.В. фельдшером 14.04.2021, не вносились.
В соответствии с Федеральным законом N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" каждый гражданин имеет право на охрану здоровья (статья 18) и право на медицинскую помощь (статья 19).
В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Согласно части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях.
Порядок организации оказания осужденным медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, предусмотрено, что в исправительных учреждениях осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124).
Оказание осужденным медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи осужденным в ИУ производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы". Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи осуществляется в установленном порядке по направлению лечащего врача ИУ, а при отсутствии в ИУ врача или в случае нахождения лица, лишенного свободы, на лечении в медицинской организации, с которой у ИУ заключен договор, - лечащего врача этой медицинской организации (пункт 125).
Пунктом 33 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, установлено, что медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи.
В учреждении УИС журнал предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником (приложение N 9) ведет начальник отряда, который перед началом приема (осмотра) передает его в медицинскую часть (здравпункт). Медицинский работник оказывает медицинскую помощь всем осужденным, записавшимся в журнале предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником, с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой. После приема (осмотра) журнал предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником возвращается начальнику отряда.
Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.
Никаких сведений о необходимости оказания административному истцу медицинской помощи 14.04.2021 в неотложной или экстренной форме не имеется.
Как пояснил суду Шангин Е.В., при визуальном осмотре он не обнаружил у Мелещенко А.В. каких- либо признаков состояния угрожающего жизни, т.к. на том участке тела, которое показал ему осужденный, ... отсутствовал, т.е. визуально не определялся. С учетом этого, какие- либо действия им не предпринимались.
Само по себе несогласие с результатом визуального осмотра данным должностным лицом, не свидетельствует о незаконности его действий, а также о нарушении этим прав и законных интересов заявителя.
Как следует из содержания административного иска и пояснений Мелещенко А.В. в судебном заседании, ... на теле он обнаружил у себя 05.04.2021 спустя время после падения. Таким образом, на момент осмотра его медицинским работником, с момента получения данной травмы прошло более недели.
Как подтвердил суду допрошенный в качестве свидетеля осужденный ... А.В., он тоже видел у Мелещенко А.В. ... на теле и посоветовал ему обратиться за медицинской помощью.
Принимая во внимание то, что на прием (осмотр) медицинским работником по предварительной записи административный истец в журнале предварительной записи после получения травмы не отмечался, полученная им 02.04.2021 травма, как следует из обстоятельств дела, не носила характера угрожающей жизни и требующей экстренной помощи, доводы о неоказании ему необходимого медицинского обслуживания 14.04.2021 не находят какого- либо подтверждения в ходе судебного разбирательства.
С учетом изложенного, заявленные требования Мелещенко А.В. о признании незаконными действий (бездействий) административных ответчиков, выразившихся в неоказании медицинской помощи по устному обращению 14.04.2021, удовлетворению не подлежат.
Поскольку требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является производным от требования, связанного с признанием действий должностных лиц исправительного учреждения незаконными, оснований для его удовлетворения также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Мелещенко Александра Валерьевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий ( бездействия) должностного лица при проведении медицинского осмотра 14.04.2021, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца с момента изготовления мотивированной части.
Судья - Ю.А.Дульцева
Мотивированное решение изготовлено судом 25 августа 2021 года.