Дело № 2-5027/2024
УИД 51RS0001-01-2024-005643-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 декабря 2024 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Кожухова Д.С.,
при секретаре Бараковской Ю.С.,
с участием истца Непочатова А.Н.,
представителей ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области Бирюковой Н.Н., Тишининой Н.М., Макарова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Непочатова А.Н. к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области о признании результатов служебной проверки незаконными, об отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности
установил:
Непочатов А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее УФНС России по Мурманской области) о признании результатов служебной проверки незаконными, об отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности
В обоснование требований указал, что приказом УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № был назначен на должность главного государственного налогового инспектора правового отдела №.
В отношении него была проведена служебная проверка на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №@ «О проведении служебной проверки».
По итогам проведения вышеуказанной служебной проверки он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение требований информационной безопасности налоговых органов.
К дисциплинарной ответственности в виде замечания привлечен двумя приказами от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № издан и направлен ему работодателем для ознакомления по внутренней почтовой системе работодателя Lotus Notes, когда он находился в ежегодном оплачиваемом отпуске. В материалах служебной проверки отсутствует.
Полагает привлечение его к дисциплинарной ответственности незаконным и необоснованным, поскольку нарушена процедура привлечения к дисциплинарной ответственности, так как его привлекли приказом ДД.ММ.ГГГГ № два раза за одно и тоже нарушение. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении его к дисциплинарной ответственности издан когда он находился в отпуске, то есть в период, когда запрещено применять дисциплинарное взыскание. Материалами служебной проверки установлено, что в правовом отделе № УФНС России по Мурманской области, создан электронный почтовый ящик «pravovoy3.r5100@tax.gov.ru». Данный электронный почтовый ящик создан для целей обмена информации с судами. Служебной проверкой установлено, что истец через данный электронный почтовый ящик направил сведения, составляющие налоговую <данные изъяты> без использования средств крипто защиты направляемой информации. Полагает, данный вывод неправомерным, поскольку через данный электронный почтовый ящик она никакую информацию содержащую налоговую <данные изъяты> не направлял, Указанный электронный почтовый ящик создан отделом информационной безопасности УФНС России по Мурманской области при согласовании с начальником отдела информационной безопасности, которыми в нарушение ст. 22 ТК РФ не соблюдена обязанность в части обеспечения работника оборудованием, необходимым для исполнения его трудовых обязанностей в виде предоставления ему электронного почтового ящика со средствами криптографической защиты информации. Работодателем в ходе проверки не рассмотрены технические составляющие возможности совершения истцом проступка.
Кроме того дисциплинарное взыскание применено к нему с пропуском месячного срока применения данного взыскания с момента обнаружения проступка. Указывает, что работодатель ДД.ММ.ГГГГ выявил нарушения порядка отправки корреспонденции без средств крипто защиты информации, следовательно, срок обнаружения для применения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ.
Просит признать заключение от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам служебной проверки в отношении него незаконными, признать незаконным и отменить приказ УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №, о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде замечания и отменить приказ УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №, о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Истец Непочатов А.Н в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, указав, что оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности у ответчика не имелось. Ответчиком нарушена процедура привлечения его к дисциплинарной ответственности и фактически он на направлял сведений ограниченного доступа содержащими налоговую <данные изъяты>, полагая их общедоступными. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области Бирюкова Н.Н., Тишинина Н.М., Макаров Р.А в ходе судебного заседания возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему. Полагали, что привлечение истца к дисциплинарной ответственности произведено при наличии к тому достаточных оснований, с соблюдением установленной процедуры. Дополнительно пояснили, что приказ № от ДД.ММ.ГГГГ был ошибочно издан в отношении Непочатова А.Н, когда он находился в отпуске. В настоящий момент под номером данного приказа имеется другой приказ, не о привлечении к дисциплинарной ответственности Непочатова А.Н. При этом указали, что приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, который получил Непочатов А.Н. не отменен как ошибочно изданный. Под его номером присвоен иной приказ. Сведения направленные Непочатовым А.Н. были ограниченного доступа и составляли налоговую <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ был обследован электронный почтовый ящик «pravovoy3.r5100@tax.gov.ru» о чем составлен соответствующий акт. Служебной запиской начальника отдела информационной безопасности ДД.ММ.ГГГГ №С3 начальником отдела информационной безопасности доведено до руководителя Управления, что истец допустил пересылку информации ограниченного доступа и распространения, а именно сведения содержащие налоговую <данные изъяты>, без использования программного обеспечения со встроенным средством криптографической защиты информации и именно с данной даты необходимо начинать отчет срока для применения дисциплинарного взыскания. ДД.ММ.ГГГГ издан приказ о проведении служебной проверки по данному факту. Заключение утверждено ДД.ММ.ГГГГ. Срок проведения служебной проверки в силу ч.4 ст.58 Закона № 79-ФЗ как и время нахождения в отпуске истца не учитывалось при расчете срока для применения дисциплинарного взыскания. ДД.ММ.ГГГГ издан приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности Непочатова А.Н. Таким образом период применения дисциплинарного взыскания у рамках месячного срока. Просили в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы (ст. 2 Конституции РФ). Реализация данных норм обеспечивается гарантированностью государственной, в том числе и судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Заключая трудовой договор, работник обязуется добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка организации (ст. 21 ТК РФ). Виновное неисполнение данных требований может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности, что является одним из способов защиты нарушенных прав работодателя.
В силу статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ст. 7 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст.57 Федерального закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Закон № 79-ФЗ) за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
В соответствии с ч.2 статьи 57 Закона № 79-ФЗ, предусмотрено, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Закон № 79-ФЗ гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
Статьей 58 Закона № 79-ФЗ установлен порядок применения дисциплинарного взыскания. Так до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Порядок проведения служебной проверки регламентирован статьей 59 Закона № 79-ФЗ и предусматривает, что служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.
Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
Служебная проверка должна быть завершена в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок служебной проверки может быть продлен до 90 календарных дней лицами, принявшими решение о ее проведении. После окончания служебной проверки ее результаты сообщаются представителю нанимателя, назначившему данную служебную проверку, в форме письменного заключения.
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: 1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; 3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом <данные изъяты>. 9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; 2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
Порядок проведения служебных проверок может утверждаться нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в отношении федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации соответственно с учетом положений настоящей статьи.
В силу положений ст. 189 ТК РФ дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.
Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.
Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.
При этом право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю, который должен учитывать степень тяжести проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника.
Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является факт совершения дисциплинарного правонарушения, который в трудовом законодательстве называется дисциплинарным проступком и под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ).
Под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя). Необходимость установления вины работника в совершении конкретного дисциплинарного проступка при привлечении его к дисциплинарной ответственности является обязательным условием наступления таковой. В свою очередь вина характеризуется умыслом либо неосторожностью.
При этом, в силу действующего законодательства на ответчике лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом привлечения к дисциплинарной ответственности, в действительности имело место.
Порядок применения дисциплинарно взыскания определен статьей 193 Трудового кодекса РФ, и в соответствии с ним до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Из разъяснений, изложенных в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", следует, что при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
Должностная инструкция является инструментом, который позволяет устранить неопределенность в наполнении функциональных обязанностей работника, т.е. позволяет установить, что конкретно должен делать работник.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
Обстоятельствами, имеющими значение для дела по иску о признании наложения дисциплинарного взыскания не соответствующим требованиям законодательства, обязанность доказывания которых возлагается на работодателя, являются: наличие законных оснований для применения взыскания, учет работодателем тяжести проступка и обстоятельств, при которых он допущен, соблюдение работодателем требований закона о порядке и сроках применения дисциплинарного взыскания.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бремя доказывания обстоятельств и обоснованности привлечения работника к дисциплинарной ответственности лежит на работодателе.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, приказом УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № Непочатов А.Н. был назначен на должность главного государственного налогового инспектора правового отдела №истица была назначена на должность главного государственного налогового инспектора правового отдела №.
Приказом УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №@, на основании служебной записки начальника отдела информационной безопасности ДД.ММ.ГГГГ №С3 проведена проверка электронного почтового ящика коллективного доступа Единой унифицированной почтовой системы ФНС России «<данные изъяты>», используемого правовым отделом №.
В ходе проведения проверки данного электронного ящика установлено, что Непочатов А.Н. направлял сведения, составляющие в соответствии со ст.102 Налогового кодекса РФ налоговую <данные изъяты>, а именно на электронный адрес:
<данные изъяты>» - ДД.ММ.ГГГГ – направление пояснений с приложением документов по делу № № ООО «Форпост» на электронную почту ФИО6 содержащие сведения о доначисленных суммах по результатам выездной налоговой проверки,
Согласно ч.1 ст.102 Налогового кодекса РФ налоговую ФИО14 составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений: 1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе сумме задолженности при ее наличии) и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией; 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности; 6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; 7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков; 8) предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органам публичной власти федеральной территории "Сириус") в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах задолженности плательщиков местных сборов; 9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи; 10) перечисленных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, в качестве единого налогового платежа суммах денежных средств с указанием их принадлежности, определенной в соответствии с пунктами 7 - 9 статьи 45 настоящего Кодекса; 11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи; 12) о постановке на учет в налоговых органах иностранных лиц (за исключением сведений о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств); 13) о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 настоящего Кодекса; 14) о принятых налоговым органом обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных настоящим Кодексом; 15) предоставляемых по запросам Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральной территории "Сириус" сведений о принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, определенной в соответствии с пунктами 7 - 9 статьи 45 настоящего Кодекса, к налогам, сборам, страховым взносам, являющимся источниками формирования доходов соответствующего бюджета; 16) о номере записи федерального регистра сведений о населении.
На основании ч.2 ст.102 Налогового кодекса РФ налоговая <данные изъяты> не подлежит разглашению налоговыми органами.
Пунктом 9 ст.84 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой <данные изъяты>, если иное не предусмотрено статьей 102 настоящего Кодекса.
В силу п.8 ч.1 ст.32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны соблюдать налоговую <данные изъяты> и обеспечивать ее сохранение.
На основании ч.2 ст. 5 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и актами Президента Российской Федерации.
На основании п.3 ч.4 ст. 6 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обладатель информации при осуществлении своих прав обязан: 1) соблюдать права и законные интересы иных лиц; 2) принимать меры по защите информации; 3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Порядок работы с электронными почтовыми ящиками единой унифицированной почтовой системы определен «Временным регламентом использования Единой унифицированной почтовой системы», утвержденным распоряжением ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №@ (далее Временный регламент ЕУПС) и «Инструкцией по информационной безопасности сотрудника УФНС России по Мурманской области», утвержденной Приказом УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №@ «Об утверждении инструкции по информационной безопасности» (далее – Инструкция ИБ).
Согласно листу ознакомления Непочатов А.Н ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен с Инструкция по ИБ и соответственно, был уведомлен работодателем о правилах работы с электронными почтовыми ящиками. Указанное обстоятельство в ходе судебного заседания истицом не оспаривалось.
Пунктом 9.1 Инструкция по ИБ предусмотрено, что запрещается осуществлять пересылку через электронный почтовый ящик корреспонденции, содержащей сведения ограниченного распространения и/или персональные данные, без применения средств криптографической защиты информации (далее СКЗИ).
Так же п.9.3 Инструкция по ИБ установлено, что при пересылке через ЕУПС информации ограниченного доступа и распространения необходимо использовать программное обеспечение со встроенным средством криптографической защиты информации.
Таким образом, Непочатов А.Н был надлежащим образом осведомлена о том, что для пересылки информации ограниченного доступа и распространения необходимо использовать специализированное программное обеспечение.
Анализируя доводы Непочатова А.Н, в обоснование своей позиции суд приходит к следующему.
Согласно приказа УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №@ Непочатову А.Н предоставлен отпуск в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № Непочатов А.Н привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за несоблюдения требований информационной безопасности, Кроме того приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Непочатов А.Н привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за несоблюдения требований информационной безопасности. Из данных приказов следует, что Непочатов А.Н, привлечен к дисциплинарной ответственности за одно и то же деяние. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № издан и направлен ему ДД.ММ.ГГГГ работодателем для ознакомления по внутренней почтовой системе работодателя Lotus Notes, когда он находился в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Ссылки представителя ответчика о том, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ № подготовлен ввиду технической ошибки, не могут быть судом приняты во внимание, так как, представителями не указано в чем выразились технические ошибки. Вместе с тем указанный приказ в установленном порядке не отменен, а заменен ответчиком под данным номером с другим содержанием. При этом содержание данного приказа является очевидным и не может свидетельствовать о технической ошибке. С указанным приказом ознакомлен истец.
Таким образом, поскольку данный приказ издан в период нахождения в отпуске, в установленном порядке не отменен, то в соответствии с положениями статьи 193 Трудового кодекса РФ подлежит исключению из срока, в течение которого на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание. Следовательно, и применение дисциплинарного взыскания к работнику в период его нахождения в отпуске не допускается.
Кроме того сведения в отношении дела № А42-11510/2023 на момент направления их истцом, уже были опубликованы на официальном сайте Арбитражного суда Мурманской области и анализируя направленные сведения, суд приходит к выводу о том, что данные сведения по своей сути содержат данные о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе сумме задолженности при ее наличии) и мерах ответственности за эти нарушения, а следовательно в совокупности по изложенным признакам не являются налоговой <данные изъяты>, в том числе в силу их общедоступности.
В связи с чем выводы изложенные в заключении от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам служебной проверки в отношении главного государственного налогового инспектора правового отдела № УФНС России по Мурманской области Непочатова А.Н. не могут быть судом признаны обоснованными, а приказы о привлечении Непочатова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № законными, в том числе по процедуре привлечения к дисциплинарной ответственности.
При этом, поскольку фактически в приказ Управления от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения, и он имеет иное содержание, то оснований для его признания незаконным на момент рассмотрения дела у суда не имеется, ввиду его отсутствия как такового.
Иные доводы истца по мнению суда, учитывая вышеизложенные обстоятельства не имеют правового значения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Непочатова А.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р (<данные изъяты>) к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области (ИНН 5190132315) о признании результатов служебной проверки незаконными, об отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам служебной проверки в отношении главного государственного налогового инспектора правового отдела № УФНС России по Мурманской области Непочатова А.Н..
Признать незаконным и отменить приказ УФНС России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Непочатова А.Н. к дисциплинарной ответственности.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Д.С. Кожухов