№2-1711/2020 19RS0001-02-2020-001120-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан, РХ 2 июля 2020 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Кисуркина С.А.,
при секретаре Фокиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» к Малахову Н.Н. о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии,
с участием представителей истца: Будакова Е.А. и Дорохина И.П.,
представителя ответчика Борисевич А.В.,
представителя ООО «УЖК Доверие» Рогачевой Л.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» обратилось в суд с иском к Малахову Н.Н. о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии поставленной в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (с учетом неоднократных уточнений, а также с учетом соединения дела с однородным делом), за период с декабря 2017 года по март 2019 года в размере 187 432 руб. 30 коп., пени в размере 17 651 руб. 12 коп., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 432 руб. 74 коп., расходов на изготовление копий доказательств в размере 2000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечена управляющая компания многоквартирного жилого дома ООО « УЖК Доверие».
Представители истца Будакова Е.А. и Дорохина И.П., поддержали требование о взыскании задолженности, ссылаясь на акт осмотра нежилого помещения, как на доказательство потребления ответчиком тепловой энергии, согласно которому, в период осмотра, при отключенных альтернативных источников тепла, температура в нежилом помещении соответствовала нормативной, просили требования удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Малахов Н.Н. не явился, направил своих представителей Чеботарева В.А. и Борисевич А.В., которые возражали относительно предъявленных требований о взыскании задолженности, ссылались на демонтаж отопительных приборов в нежилом помещении, установку альтернативного источника отопления, работающего за счет электрической энергии, отсутствие в подвальном помещении, где находится спорное помещение, системы отопления, поскольку дом имеет верхний разлив, проходящие в помещении трубы отопления были не изолированы только частично, при замерах труб не были произведены замеры диаметров и длины неизолированных труб и не рассчитаны тепловые потери на данных участках, замеры производились без приточной вентиляции только в помещениях 1,2, в остальных помещениях замер произведен с подогревом воздуха за счет приточной вентиляции, температура в помещении не соответствовала СанПиН 2.2.4.548-96, то есть 20-21 С.
Представитель ООО «УЖК Доверие» Рогачева Л.Ю. полагала, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку нежилое помещение, входящее в состав многоквартирного жилого дома (Далее - МКД) по адресу: <адрес>, отапливается за счет отопительной системы дома, а потому расходы на отопление в случае отказа в удовлетворении требований, будут нести жильцы указанного дама.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явки, поскольку все участники извещены надлежащим образом.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. ч. 1, 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно по десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Исходя из ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
На основании п. 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев в следующих случаях и за указанные расчетные периоды. В случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в пп. "б" п. 59 Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с п. 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса (п. 60 Правил).
Согласно положениям ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая, что в данном случае нежилое помещение находится в многоквартирном жилом доме, и законом для таких помещений особый порядок оплаты не предусмотрен, суд приходит к выводу о том, что в силу статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации возможно применение аналогии закона.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи ответчику Малахову Н.Н. на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное в подвале дома по адресу: <адрес> Ответчик, указанное обстоятельство не оспаривал, а также подтверждается выпиской из реестра.
Также материалами дела подтверждено, что Постановлением Администрации города Абакана от 30.09.2014 г. № 1934, утверждена схема централизованного теплоснабжения, согласно которой, в МКД по адресу: <адрес>, тепловая энергия поставляется централизованно.
Поставка тепловой энергии в МКД по адресу: <адрес> в котором в подвальном помещении расположено спорное нежилое помещение осуществляется на основании заключенного договора теплоснабжения и поставки горячей воды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности тепловых сетей в указанном МКД имеется один ввод, по которому поступает тепловая энергия, МКД оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе техническим паспортом нежилого помещения.
На основании Постановлений главы города Абакана отопительные сезоны в рассматриваемые периоды проходили с 22.09.2017 по 21.05.2018 г., с 19.09.2018 по 6.05.2019 г., с 13.05.2019 по 16.05.2019 г.
Таким образом, суд находит доказанным, что истцом в спорные периоды поставлена тепловая энергия в МКД расположенный по адресу: <адрес>, в котором размещено нежилое помещение -3Н.
Размер задолженности собственника нежилого помещения – 3 Н Малахова Н.Н., согласно представленным истцом расчетам, за период с декабря 2017 года по март 2019 года составляет 187 432 руб. 30 коп.
Расчет задолженности проверен судом, не опровергнут иным расчетом со стороны ответчика, является арифметически правильным, доказательств погашения долга (полностью или частично) суду не представлено.
В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Расчет задолженности истцом обоснован и подтвержден представленными документами, произведен при правильном применении положений жилищного законодательства и действующих тарифов в силу п. 2 ст. 157 и п. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, является ясным и подробным, соответствует данным о начислениях, отраженных в квитанциях за спорные периоды, которые также представлены в дело.
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относятся к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Законом о теплоснабжении государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, услуги по передаче тепловой энергии наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункты 4 и 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Таким образом, истцом правомерно применены тарифы на поставляемую тепловую энергию.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по оплате тепловой энергии поставленной в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за период с декабря 2017 года по март 2019 года в размере 187 432 руб. 30 коп.
Кроме того, истцом при рассмотрении дела также было заявлено о взыскании суммы пени в размере 17 651 руб. 12 коп.
В соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Представленный истцом расчет ответчиком не оспорен, признается судом верным, в связи с чем, в пользу ответчика подлежит взысканию пеня в размере 17 651 руб. 12 коп.
О необходимости применения положений ст. 333 Гражданского кодекса РФ при взыскании с ответчика пени ответчиком ходатайств не заявлялось.
Согласно ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Суд полагает, что по данному делу не имеются основания для уменьшения размера пени, начисленной на сумму основного долга.
Пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" установлено, что пеня, установленная ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд РФ в п. 2 Определения от 21.12.2000 N 263-О, указал, что положения п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, оценка указанного критерия отнесена к компетенции суда и производится судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из своего внутреннего убеждения, основанного на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех обстоятельств дела.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о не возможности применения при определении суммы пени, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, положений п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса РФ, поскольку указанная сумма пени соразмерна нарушенному обязательству, не является явно завышенной, либо несоответствующей ущербу.
Доводы представителя ответчика Чеботарева В.А. о том, что у ответчика установлено автономное отопление и демонтированы отопительные приборы, поэтому на него не может быть возложена обязанность оплачивать тепловую энергию, суд находит несостоятельными.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, Малаховым Н.Н. не представила суду каких-либо доказательств того, что его помещение было отключено от центрального отопления.
В соответствии с положениями статей 539, 544 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Ответчиком не представлены в материалы дела доказательства согласованного демонтажа системы отопления в его помещении с переходом на иной вид теплоснабжения с надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов системы отопления, ответчиком не представлена соответствующая проектная документация по отопительно-вентиляционной системе согласованная в установленном порядке.
Наличие у ответчика собственной системы автономного отопления не исключает использование внутридомовой системы отопления.
В материалах дела отсутствуют документы, составленные с участием теплоснабжающей организации, управляющей компании, согласно которым, ответчиком не используется внутридомовая система отопления; также не представлены доказательства, подтверждающие, что общедомовые элементы системы отопления надлежащим образом изолированы; отсутствуют в деле согласование демонтажа системы отопления с теплоснабжающей организацией, повлекшие соответствующее изменение тепловой нагрузки, приходящейся на многоквартирный дом (приказ Минрегиона России от 28.12.2009 N 610 "Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок"), и технические документы, основанные на факте переустройства, произведенного в установленном законодательством порядке.
Ответчик не оспаривал, что через спорное нежилое помещение проходят магистральные внутридомовые трубопроводы центрального отопления, ГВС.
Из акта осмотра б/н от 17.03.2020 г. следует, что осмотр нежилого помещения произведен представителем истца в присутствии представителей собственника, в утреннее время, при выключенной электроотопительной вентиляции. Осмотром установлено, что в нежилом помещении – 3 Н поддерживается нормативная температура воздуха выше 10 °C.
Факт поддержания нормативной температуры в помещении – 3 Н подтверждается также фотоснимками, сделанными в момент производства замеров температуры специальным измерительным прибором, который согласно свидетельству о проверке № является пригодным и исправным для измерения температуры окружающего воздуха, на которых зафиксированы показания прибора в момент измерения температуры.
Также в акте и на фотоснимках зафиксировано, частичное отсутствие изоляции на трубах ГВС и отопления, и выделение тепла на указанных участках больше нормативной температуры.
Таким образом, демонтаж приборов отопления в отсутствие разрешительных документов, фактическое использование для обогрева собственного помещения иных элементов внутридомовой системы отопления (стояков, трубопроводов и т.п.), теплоотдача которых достаточна для поддержания в помещении нормативной температуры воздуха, позволяют собственнику (владельцу) не применять автономную систему отопления. В результате такой собственник (владелец) ставится в более выгодное положение по сравнению с теми собственниками, которые исполняют свои обязательства надлежащим образом и не создают угрозы возникновения в системе отопления дома негативных последствий (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891 по делу N А53-39337/2017).
Демонтаж приборов отопления (радиаторов) при сохранении разлива труб внутридомовой системы отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиком не потребляется, соответственно, не свидетельствует о переходе на индивидуальное отопление.
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома.
Доводы о том, что при замерах труб не были произведены замеры диаметров и длины неизолированных труб и не рассчитаны тепловые потери на данных участках, не имеют решающего значения, поскольку суд находит доказанным, что фактически отопление осуществляется способом, предусмотренным проектной документацией, и, что в помещении поддерживается нормативная температура воздуха (10 °C - "СНиП II-11-77* Часть II. Нормы проектирования. Глава 11. Защитные сооружения гражданской обороны"). Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Доводы о том, замеры производились без приточной вентиляции только в помещениях 1,2, в остальных помещениях замер произведен с подогревом воздуха за счет приточной вентиляции, ничем не подтверждены, а потому признаются судом необоснованными.
При таких обстоятельствах, когда отопление помещения осуществляется способом, предусмотренным проектной документацией, отказ собственника спорного нежилого помещения, входящего в тепловой контур многоквартирного дома, от оплаты услуги по отоплению не допускается. В противном случае освобождение собственника спорного помещения от оплаты услуги отопления увеличивает бремя расходов на отопление остальных собственников помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П).
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры (помещения) в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Следовательно, предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и не противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей.
Таким образом, поскольку помещение ответчика находится в составе многоквартирного дома, требования истца подлежат удовлетворению, так как вопреки доводам ответчика, он фактически пользуется отоплением, как общим имуществом многоквартирного дома, что не освобождает собственника жилого помещения от обязанности внесения платы за отопление.
В соответствии со ст. 98, 103 с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 6 432 руб. 74 коп.
Поскольку истец для доказывания доводов иска был вынужден заказать копию технического паспорта, заплатив за ее изготовление 2000 руб., что подтверждается кассовым и товарным чеками, то суд находит понесенные судебные расходы необходимыми и подлежащими взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», удовлетворить.
Взыскать с Малахова Н.Н. в пользу АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» задолженность по оплате за поставленную тепловую энергию за период с декабря 2017 по март 2019 г. в размере 187 432 руб. 30 коп., пеню в размере 17 651 руб. 12 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 432 руб. 74 коп., расходы на получение копии документа 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Абаканский городской суд.
СУДЬЯ С.А. КИСУРКИН
Мотивированное решение изготовлено 9 июля 2020 года