УИД 38RS0003-01-2021-004116-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2021 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,
при секретаре Короткевич Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3089/2021 по иску Козлов А.В. к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включить период обучения в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Козлов А.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФР России в г. Братске и Братском районе Иркутской области в котором, с учетом уточнений, просит признать решение ответчика от 25.02.2020 об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж период очного обучения в Тосненском профессиональном техническом училище № 217 с 01.09.1979 по 17.07.1982, назначить страховую пенсию по старости с 25.02.2020.
Определением суда от 20.09.2021 в порядке подготовки произведена замена ответчика правопреемником - Государственным учреждением – Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее Управлением ПФР).
В обоснование исковых требований Козлов А.В. указал, что 25.02.2020 он обратился в Управлением ПФР с заявление о назначении страховой пенсии, назначении фиксированной выплаты к страховой пенсии военнослужащему. Решением ответчка ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии военнослужащему) в соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ от 15.12.2001г., № 166-ФЗ по причине отсутствия требуемого страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Его страховой стаж составил 16 лет 1 месяц 2 дня, при требуемом 25 лет. Стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона от 28.12.2013 составил 9 лет 9 месяцев 20 дней, при требуемом 20 лет.
22.04.2021 он повторно обратился в Управление ПФР с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (за исключение фиксированной выплаты к страховой пенсии ) военнослужащему.
29.04.2021 получил решение ответчика № 77/8. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ по причине отсутствия требуемого страхового стажа.
Страховой стаж, Козлова А.В., составил 17 лет 1 месяц 5 дней при требуемом 25 лет. Стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона от 28.12.2013, составил 15 лет 2 месяца 6 дней, при требуемом 14 лет 8 месяцев.
Он, являясь лицом, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, в государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", имеет 17 лет 1 месяц 5 дней страхового стажа при требуемом - 15 лет, 50 баллов индивидуального пенсионного коэффициента при требуемом не менее 30, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего севера 15 лет 2 месяца 6 дней, при требуемом 14 лет, 8 месяцев, в связи с чем, считает, что имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В судебное заседание истец Козлов А.В., его представитель по доверенности Будкова Е.А., не явились, будучи надлежаще извещены, согласно заявления просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Управления ПФР – Филатова С.А., действующая на основании доверенности в письменных возражениях и в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Козлов А.В. 22.04.2021 обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости.
Решением от 29.04.2021 № 77/8 ему отказано в назначении страховой пенсии (за исключением фиксированной выплаты) по причине отсутствия требуемого страхового стажа.
Страховой стаж составил 17 лет 1 месяц 5 дней, при требуемом 25 лет.
При оценке права Козлова А.В. на назначение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), установлено, что согласно справке ГУ МВД России по Иркутской области от 13.09.2019 № 33/26625 Козлов А.В. является получателем пенсии за выслугу лет с 09.07.2004 пожизненно.
Период очного обучения в Тосненском профессиональным техническом училище не включен в страховой стаж, поскольку истцом не был представлен документ об образовании.
Таким образом, право на назначение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) у Козлова А.В. отсутствует.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Часть 4 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим Законом.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно пп. «и» п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
В соответствии со ст. 91 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что Козлов А.В. с 09.07.2004 является получателем пенсии за выслугу лет назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
25.02.2020 Козлов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии). Решением Управления ПФР № 36/1 от 02.03.2020 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) военнослужащему в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ по причине отсутствия страховой стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Как следует из оспариваемого решения страховой стаж Козлова А.В. составил 16 лет 1 месяц 2 дня, при требуемом 25 лет.
Из таблицы данных о стаже усматривается, что спорный период не был включен в страховой стаж истца.
При этом, согласно диплома *** от ДД.ММ.ГГГГ, Козлов А.В. 01.09.1979 поступил в Тосненское профессионально-техническое училище № 217 и 17.07.1982 окончил полный курс среднего профессионально -технического училища.
Таким образом, требования истца о включении в страховой стаж период очного обучения, в Тосненском профессиональном техническом училище № 217 с 01.09.1979 по 17.07.1982 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом выводов суда о включении в страховой стаж истца периода его обучения с 01.09.1979 по 17.07.1982, стажа Козлова А.В. на день обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии недостаточно для признания за ним права на досрочное назначение страховой пенсии с 25.02.2020.
При указанных обстоятельствах, требования Козлова А.В. о возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости с 25.02.2020 удовлетворению не подлежат.
Также суд не усматривает и оснований для удовлетворения требований истца о признании оспариваемого решения незаконным, поскольку на момент обращения к ответчику истец не приобрел соответствующего права в связи с отсутствием требуемого страхового стаж.
Доводы истца о том, что необходимый для назначения ему страховой пенсии стаж должен составлять 15 лет, при этом, его страховой стаж составляет 17 лет 1 месяц 5 дней, что дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии, основаны на неверном толковании норм права.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 217 ░ 01.09.1979 ░░ 17.07.1982.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 36/1 ░░ 02.03.2020 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 25.05.2020 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░